Кейт Бланшетт сыграла консервативную активистку в сериале «Миссис Америка»

Шоураннером нового проекта стала сценаристка эталонного ретросериала «Безумцы»
Героиня Кейт Бланшетт похожа на красивую злую королеву из мультфильма
Героиня Кейт Бланшетт похожа на красивую злую королеву из мультфильма / FX Productions

На онлайн-платформе Hulu выходит сериал «Миссис Америка» о борьбе консервативной активистки Филлис Шлэфли против поправки о равных правах женщин в 1970-е гг.

Поправка к конституции США о равных правах граждан независимо от пола (ERA – Equal Rights Amendment) прошла через сенат в 1972 г. и вступила бы в силу, если бы в течение последующих семи лет ее ратифицировали 38 штатов. Но на пути поправки встала Филлис Шлэфли, политическая активистка из Иллинойса, с упоением играющая роль образцовой домохозяйки и матери семейства.

У Филлис (Кейт Бланшетт) и ее мужа Фрэда (Джон Слеттери) шестеро детей и дом – полная чаша. Кроме того, у миссис Шлэфли нешуточные амбиции – она хочет баллотироваться в конгресс. Но собственную нишу в политике находит лишь в битве против феминисток «второй волны» и поправки о равных правах.

Героиня Кейт Бланшетт похожа на красивую злую королеву из мультфильма
Кадр из сериала / FX Productions

Филлис Шлэфли в исполнении Бланшетт похожа на безупречно красивую мультяшную злую королеву, которая вышла на ринг потягаться с соперницами за «привилегию оставаться домохозяйкой на содержании у мужа». Ей не обидно, что на обсуждении в мужском клубе контроля над вооружениями – вопроса, в котором она разбирается как эксперт, – ее просят «взять блокнотик и конспектировать». Она спокойно проглотит унижение и послушно исполнит просьбу, чтобы заручиться поддержкой всех этих мужчин для достижения своих целей. Бланшетт восхитительно копирует мимику своего прототипа – натянутую улыбку холодной ящерицы, чтобы ни у кого не осталось сомнений, кто тут главный антигерой.

На самом деле ее героиня не так проста, как не была простой и история борьбы за поправку о равных правах. «Феминистское движение научило женщин считать себя жертвами патриархата. Но осознание себя жертвой не похоже на рецепт счастья». Эту и другие подобные сентенции Филлис включает в текст почтовой рассылки об опасности поправки и сколачивает вокруг себя клуб единомышленниц. На счету боевой ячейки домохозяек из Иллинойса уже есть удачный опыт борьбы с бесстыжим мюзиклом «Волосы». Их тактика – обзвон подружек и сочувствующих для вербовки, а стратегия – убедить общественность, что «тоталитарный феминизм» лишит женщин детских пособий и алиментов. А главное – заставит их служить в армии и пользоваться общими туалетами с мужчинами. Увязнув в борьбе, подруги и соратницы Филлис потихоньку превращаются в тех, кем никогда не хотели быть, – работающих женщин-активисток.

А Филлис прорывается на телевидение и убеждает зрителей шоу Фила Донахью, что поправка попирает важнейшие жизненные основы: чуть только она вступит в силу, институт семьи будет разрушен – и прощай, Америка! Донахью, кстати, совсем не против свести в эфире противниц и устроить между ними знатные «кошачьи бои». Но пока доступ к ресурсу есть только у миссис Шлэфли, и первый раунд она выигрывает всухую. «Феминисток никто не любит, даже либералы, – убеждена Филлис, – они такие унылые!»

Но тут образцовая миссис Америка определенно не права: некоторые ее оппонентки – просто огонь. Например, красотка Глория Стейнем (Роуз Бирн), журналистка из Нью-Йорка, основавшая собственный фем-журнал «Мисс». На обложке первого номера красуется богиня Кали, у нее восемь рук, и все заняты домашней работой. Но не вся аудитория понимает ее посыл. «Вам не кажется, что Лорен Хаттон или Джейн Фонда привлекли бы к изданию больше внимания, чем женщина-осьминог?» – вопрос этот, конечно же, задан мужчиной. Но ведь и знатная фем-активистка Белла Абцуг (Марго Мартиндейл) придерживается похожего мнения. «Чтобы представлять наши интересы, нужно красивое лицо!» – бубнит она Глории. Безусловно – ведь Кеннеди выиграл выборы у Никсона исключительно из-за красоты, не будем забывать об этом.

И вот начинается битва за поправку: свободолюбивая столичная богема против провинциальных степфордских жен, Бэмби против Годзиллы, хиппи-шик и распущенные патлы против элегантных туфель-лодочек и аккуратных причесок.

Героиня Кейт Бланшетт похожа на красивую злую королеву из мультфильма
Кадр из сериала / FX Productions

У руля проекта стоит Дави Уоллер, работавшая сценаристкой на сериале «Безумцы»: это шоу скрупулезно отразило быт и моду середины 1950-х – начала 1960-х и положило начало буму ретросериалов. В «Миссис Америке» картинка тоже радует глаз – от безупречных костюмов миссис Шлэфли до пестрых одежд в стиле «бохо», которые предпочитают ее оппонентки, от стильных титров в духе изображаемой эпохи до документальных кадров, ловко вплетенных в повествование.

На экране сплошь исторические лица: Ширли Чисхолм (Узо Адуба), первая темнокожая женщина-конгрессмен и кандидат в президенты на выборах 1972 г., Бетти Фридан (Трейси Ульман), теоретик и автор программной работы «Загадка женственности», и другие отважные валькирии феминизма. Эти решительные и уверенные в себе женщины у нас на глазах совершат историческую ошибку – когда запылают костры амбиций, каждая будет биться за собственное место в движении. Вдобавок они трагически недооценят злую королеву Филлис Шлэфли и ее змеиную улыбку. У тех давних событий много занятных пересечений с современностью, но самый любопытный парадокс в этой истории – случай самой Филлис: кто бы мог подумать, каких высот может достичь женщина, ратующая за ущемление собственных прав.