Что покажут на главном фестивале американского кино

Знаменитый «Санденс», важный для всего киномира, открывается 24 января в Парк-сити, штат Юта
«Бархатная бензопила»
«Бархатная бензопила» / Sundance

В Парк-сити, штат Юта, сегодня стартует «Санденс» – главный фестиваль американского кино и один из важнейших для кино мирового.

В России «Санденс» недооценивают. Редкий кинокритик долетит до Парк-сити – далеко и дорого, в редакции скажут: кому это надо? Вот Канны, Венеция, Берлин – и хватит нам фестивального кино, и то много будет. А из Америки у нас Голливуд.

Между тем именно на «Санденсе» появляется кино, которым питаются и европейские фестивали, и Голливуд. «Санденс» начинает фестивальный год, и главные американские фильмы расползаются по миру оттуда. А голливудские продюсеры присматривают в Парк-сити авторов для будущих блокбастеров.

«Санденс»-формат

«Я непривередливый. Если девушка умная, красивая, милая, нежная, ласковая, изысканная, беззаботная...» – так описал свои скромные запросы герой знаменитого фильма 1969 г. «Бутч Кэссиди и Санденс Кид». Настолько же непривередливым в отношении кино оказался сыгравший Санденса Роберт Редфорд: чтобы умные, красивые и изысканные фильмы могли существовать не только внутри студийной голливудской системы, но и вне ее, в 1981 г. был основан Санденс-институт, а в 1985-м – одноименный фестиваль. Изначально «Санденс» был посвящен американскому независимому кино, но сейчас тут есть и международный конкурс. Точнее, конкурсов тут четыре: американского игрового кино, американского документального кино, мирового игрового и мирового документального кино. Кроме того, есть внеконкурсные программы: «Следующий», «Премьеры», «В центре внимания», «Полночь». И наконец, отдельная многообещающая секция «Новые горизонты» (в ней представлены передовые технологии).

За годы существования фестиваля появилось понятие «типичная санденсовская картина», выражение «инди-фильм» (т. е. независимый) прочно вошло в словарь всех, кто интересуется кино, а многочисленные программы поддержки молодых кинематографистов помогли найти себя целому поколению художников, не работающих на большие голливудские студии. Не менее распространена и другая карьерная схема: автора замечают на «Санденсе» и дают возможность попробовать себя в высокобюджетном, голливудском проекте.

Звезды и старатели

В программе «Премьеры» покажут сразу несколько фильмов с большими звездами. «Бархатная бензопила» – новая совместная работа актера Джейка Джилленхола и режиссера и сценариста Дэна Гилроя (в 2013-м они вместе сделали «Стрингера»). «Бархатная бензопила» – арт-триллер, закрученный вокруг нескольких картин со зловещей репутацией, и один из самых ожидаемых фильмов фестиваля (за «Стрингера» Гилрой получил номинацию на «Оскара» как лучший сценарист). К тому же за этой картиной маячит красный логотип Netflix, а значит, всего через пару дней после премьеры в Парк-сити фильм появится на стриминговой платформе.

Взявший курс на серьезную актерскую карьеру Зак Эфрон («Газетчика» с ним, Николь Кидман и Мэттью Макконахи в 2012 г. показывали в Каннах) сыграл маньяка Тэда Банди в «Красивом, плохом, злом». А Эмма Томпсон в «Вечернем шоу» сыграла телеведущую, из-за обвинений в мизогинии вынужденную нанять хотя бы одну девушку в свою сценарную команду (в роли новенькой – сама сценаристка фильма Минди Кейлинг).

За американским конкурсом на «Санденсе» традиционно следят те, кто понимает, что фильмы со звездами появляются и исчезают, а вот выискивать на фестивалях хороших режиссеров – упорный труд, как мытье золота с помощью сита. Тут уже наметилось несколько ажиотажных фильмов. Режиссер «Родного сына» Рашид Джонсон – современный художник (живопись, скульптура, рисунок, инсталляции), пришедший в кино. Его фильм – современная версия романа Ричарда Райта 1940 г., и в фокусе, очевидно, окажутся темы насилия, расы, предвзятости и страха (как художник Джонсон тоже много работал с темой афроамериканской идентичности). Главного героя сыграл Эштон Сандерс (мальчик из оскароносного «Лунного света» Барри Дженкинса), а одну из героинь – замечательная молодая актриса Кики Лейн: ее прорывной фильм, «Если Бил-стрит могла бы заговорить» того же Дженкинса, в России пока не показывали, в США же она уже некоторое время ходит в главных открытиях года.

Не все, однако, бегут из современного искусства в кино, некоторые, как Алиса в Зазеркалье, изо всех сил бегут в обратном направлении, чтобы хотя бы остаться на том же месте. Шайа Лабаф – актер «Трансформеров» и «Нимфоманки», некоторое время назад увлекшийся современным искусством (выход на красную дорожку Берлинале-2014 с бумажным пакетом на голове был не единственным его опытом в этой области), – написал сценарий и спродюсировал «Лапочку» Альмы Харель, известной документалистки. Нерв фильма – мучительные отношения двенадцатилетнего мальчика-телезвезды и его отца, бывшего участника родео.

В международном конкурсе пока самой интересной выглядит новая работа британки Джоанны Хогг «Сувенир». Хогг – из тех режиссеров, кто, не превратившись в фестивальную знаменитость, последовательно и уверенно снимает один за другим тонкие, психологически нюансированные авторские фильмы (в ее картине «Чужая» дебютировал в свое время Том Хиддлстон). «Сувенир» – автобиографическая история первой серьезной влюбленности девушки-режиссера, постепенно отказывающейся от себя ради новых отношений.

Документы будущего

В обширной документальной программе «Санденса» обсуждают больше всего пока те фильмы, что так или иначе связаны с политикой или важными для Америки историческими событиями. «Аполло 11» Тодда Дугласа Миллера – неигровой побратим «Первого на Луне» Дэмьена Шазелла, уникальный монтажный фильм, сделанный с использованием недоступной раньше хроники, – наверняка спровоцирует обычную тут дискуссию об изображении на экране астронавтов, патриотизме и о самой высадке на Луне.

Дональд Трамп, без упоминания которого редко обходится самый случайный светский фестивальный разговор, вдохновляет кинематографистов на новые работы, как ветряная мельница – Дон Кихота. «Где мой Рой Кон?» – захватывающая, судя по всему, история о консервативном политике, имеющем отношение к маккартизму, мафии и восхождению правых в целом и Трампа в частности. А вот попыткам демократов отбиться посвящен «Стук в дверь» – рассказ о кампании демократической социалистки Александрии Окасио-Кортес, в 29 лет ставшей самой молодой женщиной, избранной в конгресс США.

«Новые горизонты» – программа, аналогичная VR-секции Венецианского фестиваля, год от года меняется больше других: в соответствии с общемировым трендом территория VR, AR и AI постепенно расширяется, а пресса перестает считать эти направления маргинальными и не имеющими пока отношения к искусству. Реагируя на запрос, «Санденс» в этом году предоставил секции уже две площадки – New Frontier at the Ray и New Frontier Cinema – и устроил отдельный VR-зал, в котором работы будут демонстрироваться на протяжении всего фестиваля. С помощью новейших технологий художники, представленные в этой программе, исследуют самые разные темы – жизнь рэпера из Детройта и экзистенциальные вопросы, которыми задается искусственный интеллект, подготовка к полету на Марс и поход в ресторан Ben’s Chili Bowl, в 1958 г. включенный в «Зеленую книгу» (список мест, безопасных для чернокожих путешественников).

В этом году «Санденс» впервые пройдет под руководством нового программного директора Ким Ютани – с этим назначением связано разнообразие программы (в 2018 г. у некоторых журналистов возникло ощущение, что фестиваль «устал») и особое внимание к женщинам, ЛГБТ-сообществу и кинематографистам разных национальностей: 42% фильмов в четырех конкурсных секциях сняты женщинами, 39% – не белыми режиссерами и 23% – теми, кто относит себя к ЛГБТ (в зависимости от конкретной программы это соотношение меняется). 3 февраля, когда на фестивале покажут все фильмы, станет яснее, оказалась ли новая политика оправданной.

Парк-сити