В Москве начинается 20-й фестиваль нового европейского театра NET
Он – наглядное доказательство того, что российское искусство стало органичной частью мирового
Юбилей – хороший повод оглянуться: не только на то, что произошло за 20 лет с фестивалем, но и на то, что случилось с тем самым новым европейским театром, который дал фестивалю имя.
Три наблюдения
Наблюдение первое: все эти 20 лет мы существуем в живом, меняющемся контексте. К концу 1990-х Чеховский театральный фестиваль познакомил Москву почти со всеми действующими классиками от Питера Брука до Кристофа Марталера. NET в 1998-м сразу начал с новых имен – а уже дальше мы следили за тем, как эти новые становились звездами и мэтрами. Наш зрительский опыт перестал отставать от европейского, мы больше не были провинцией, куда привозят то, что было модно вчера. NET стремился угадать, что будет важным завтра. И, в общем, не ошибался.
Наблюдение второе: NET стал одним из первых опытов построения горизонтальной структуры в российском театре, привыкшем к вертикали. Придуманный театральными критиками фестиваль нового европейского театра был малобюджетной частной инициативой, изначально избегавшей иерархий. Потом по такому же горизонтальному принципу был построен Театр.doc. Сперва они казались противоположностями – театр режиссера и театр драматурга, театр формы и «театр, в котором не играют». Время показало, что они были на одной стороне: Театр.doc искал язык нового века там же, где начало искать его актуальное европейское искусство, – в реальности за окном.
Наблюдение третье: теперь новый европейский театр есть и у нас. Выросло поколение (и даже не одно) режиссеров, актеров, художников, которые совершенно органично включены в европейский художественный процесс. Они уже никого не копируют и никого не догоняют, они освоили все жанры и стили, нашли свой язык, они совершают такие же серьезные открытия, как лидеры европейской сцены. Это стало заметно еще в начале 2010-х, а сегодня не вызывает сомнений. В залы пришла новая публика – совсем молодые и те, кто прежде считал театр буржуазным, мещанским, архаичным развлечением. И даже прессинг, который испытывает в последние годы российский театр, лишний раз подтверждает, что он стал самым действенным и актуальным искусством.
Билетов нет
Оборотная сторона актуальности – повышенный спрос. На часть программы NET-2018 билеты были раскуплены почти мгновенно. Что бы ни привез в Москву классик Кристоф Марталер, публика давно реагирует однозначным «надо брать!». В этом году он покажет спектакль «Мы берем это на себя», в котором выдумал «плохое государство»: там собраны все самые ужасные люди мира, которых отправляют на космическом корабле в далекое путешествие, где их вина должна устраниться. Грешники, как всегда у Марталера, по пути будут петь – Вагнера и Элтона Джона, между звезд и черных дыр.
Второй заведомый хит – спектакль эстонского Театра №99 «№43 Грязь». Опять же – что бы это ни было (допустим, пластический спектакль, основанный на романах Федора Сологуба и Мишеля Уэльбека), пропустить страшно досадно. Во-первых, Театр №99 уже стал легендой политического искусства – после того, как один из его лидеров Тийт Оясоо в 2010 г. основал фейковую партию «Единая Эстония» и довел дело до учредительного съезда, собравшего 7000 участников. А во-вторых, сразу объявленный конечным проект (отсчет спектаклей ведется в обратную сторону – от 99 до 1) завершается намного раньше срока, на цифре 43 – и навсегда уходит в историю.
Востребованы и новые имена – например, полька Марта Гурницкая. Свой спектакль «Гимн любви» она называет «монструозным национальным песенником». 25 непрофессиональных артистов разных возрастов и занятий на время спектакля становятся единым организмом – хором поют о ксенофобии, насилии и других социальных проблемах сегодняшнего мира.
В израильском спектакле «Соль земли» (режиссер Цви Саар) вся сценография – засыпанная солью сцена, превращенная в улицы и пустыни, равнины и горы, по которым путешествует главный герой – безликая тряпичная кукла. Постановка камерная, билеты распроданы.
Как и на «Камиллу» – перформанс о жизни скульптора Камиллы Клодель, созданный хореографом Анной Гарафеевой в традиции японского танца буто и оформленный Ксенией Перетрухиной, одним из самых ярких и востребованных сегодня российских театральных художников.
Но ведь надежда на лишний билет умирает последней.
Пока доступно
Похоже, остроумный кинокомикс Клима Козинского «Тетраграмматон», супергероями которого были главные философы ХХ в., посмотрели немногие – иначе билеты на спектакль «Ведьмы: эфир» тоже были бы давно распроданы. На этот раз герои Козинского – Альберт Эйнштейн и Никола Тесла, которых играют актрисы компании Яна Фабра Troubleyn Ивана Йозич и Мария Дафнерос. Ну понятно же: надо брать!
А слыхали ль вы, как поют «Капитал»? В «симфонии денег» «Марксофония» Алексей Коханов (певец, перформер, композитор) и Александр Белоусов (режиссер, куратор, музыкант) испытывают различными вокальными техниками и шумами фрагменты хрестоматийного текста Карла Маркса, «особенно актуальные для нашего времени», как обещает аннотация.
Арт-директор фестиваля Марина Давыдова настоятельно рекомендовала обратить внимание на спектакль «Белый кролик Красный кролик». Это монопьеса иранского драматурга Нассима Солейманпура, которая переведена более чем на 20 языков и идет в театрах по всему миру. Ее читали такие звезды, как Вупи Голдберг, Стивен Фрай, Майкл Шеннон. Фокус в том, что текст актеру выдают за 5 минут до выхода на сцену. Ни репетиций, ни прогонов, ни режиссера. Только текст и актер. В Москве пройдет 7 показов, участники – Сергей Епишев, Юлия Ауг, Алексей Юдников, Алиса Гребенщикова, Анатолий Белый, Михаил Зыгарь, Антон Красовский.
А историю NET можно будет пролистать на киноретроспективе «20 лет Новому европейскому театру», где покажут хедлайнеров всех фестивальных программ – пусть не на сцене, но на большом экране.
До 20 декабря