Российское кино стали делать не только в столицах, но и на «Краю света»

Остров Сахалин – место, где фильмы производят прямо на самом фестивале
Фильм сахалинского режиссера Дмитрия Моисеева «В объятиях моря» стал результатом фестивального питчинга
Фильм сахалинского режиссера Дмитрия Моисеева «В объятиях моря» стал результатом фестивального питчинга / sakhalinfilmfestival.ru

Бывают кинофестивали, о существовании которых даже не догадываются города, где они проходят, хотя местная публика, по идее, должна бы являться их главным адресатом и смыслом. Про южно-сахалинский «Край света» такое не посмеет утверждать даже самый отъявленный недоброжелатель. Продюсер и идеолог этого фестиваля Алексей Агранович, взявший его в руки шесть лет назад, в прошлом году волею обстоятельств отошедший от дел, а в нынешнем – к делам вернувшийся, затеял и осуществил международный «Край света» как социокультурный проект. Его задачи несколько шире, чем кинопоказ с последующей раздачей призов, пусть качество фильмов, отобранных в фестивальные программы, неизменно высоко и гарантировано именем программного директора Алексея Медведева, а призам дополнительный вес придает денежное исчисление (в частности, за лучший фильм – 1 млн руб.).

Грузинские параллели

Показанный на фестивале легендарный фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние» был снят в 1983 г., когда разворачивались события, положенные в основу «Заложников». Более того, один из террористов, актер Гега Кобахидзе, начал сниматься в роли Торнике, внука диктатора, но после ареста был заменен на Мераба Нинидзе, теперь сыгравшего в «Заложниках» его отца.

Агранович с командой активно вмешался в жизнь острова Сахалин и островитян, замахнувшись, если называть вещи своими именами, на формирование здешнего будущего. В том числе и кинематографического, поскольку ситуация, когда все кинопроизводство страны сосредоточено в Москве, является с любой точки зрения глубоко ненормальной. Она уже потихоньку расшатывается (в частности, стараниями якутов, которые с недавних пор сами себе киноиндустрия, и успешная, даром что локальная), и почему бы Сахалину не сделать свой вклад, а для начала не взрастить собственные кадры? Несколько лет назад «Край света» устроил что-то вроде питчинга проектов – и вот нынешний, седьмой, кинофестиваль открылся короткометражкой сахалинца Дмитрия Моисеева «В объятиях моря». Всего же в фестивале участвовало восемь фильмов здешнего производства, и это результат.

На закрытии показали мульт-фильм, сделанный за фестивальную неделю в одной из мастерских, где столичные журналисты, сценаристы, дизайнеры, искусствоведы и проч., крепко взявшись за юных южносахалинцев, увлекли их анимацией, урбанистикой, отражением большой истории в частных судьбах и личных вещах и самовыражением географии через кулинарию. Всего на фестивале работало семь разных секций-мастерских.

Подводя итоги со сцены Чехов-центра, их кураторы в один голос восторгались сахалинскими детьми, а председатель жюри, режиссер и педагог Марина Разбежкина отдала должное интересу взрослых сахалинцев к хорошему кино, к которому их последовательно приучает «Край света».

Не случайно, сделала вывод Разбежкина, вкусы зрителей и членов жюри совпали – те и другие назвали лучшим фильмом «Аритмию» Бориса Хлебникова, прежде победившую на «Кинотавре». Приз за лучшую мужскую роль достался, как и в Сочи, актеру Александру Яценко, который стал первым в недолгой истории «Края света» дважды лауреатом – до этого он был награжден здесь за роль в «Долгой счастливой жизни» того же Хлебникова.

Опять же вслед за «Кинотавром» жюри объявило лучшим режиссером Резо Гигинеишвили – автора «Заложников», реконструировавших знаменитую историю захвата самолета грузинской золотой молодежью в 1983 г. Сколько бы ни возникало вопросов к этическим установкам этого кино, сделано оно отменно, и поверить, что у «Заложников» и у «Любви с акцентом» (а тем более – у «Жары») один и тот же автор, было бы невозможно, если бы не имя режиссера в титрах.

Спецприз жюри получил испано-аргентинский «Почетный гражданин» (режиссеры Гастон Дюпра и Мариано Кон) о злоключениях писателя-нобелиата, высокомерного интеллектуала, в родном городе, который он покинул много лет назад, перебравшись в Европу. Превратил его вместе со всеми его потрохами и горожанами в единственный источник вдохновения и сюжетов – и вот теперь вернулся на съедение соотечественникам (то ли в действительности, то ли в своем воображении, постоянно перемалывающем жизнь в литературу). А лучшей актрисой совершенно справедливо признали Зузану Кронерову из франко-чехо-словацкой драмы «Женщина со льдом» – тонкого, скромного и совершенно восхитительного фильма о позднем чувстве и самоосвобождении, совершить которое не поздно никогда.

Южно-Сахалинск