Выборгский кинофестиваль «Окно в Европу» превратился в витрину с нескучным товаром

Здесь есть и микробюджетное кино про блуд в мотеле, и биография Хармса
Фильм о Данииле Хармсе, которого сыграл Войцех Урбаньский (на заднем плане), стал приятным вкладом в копилку жанра кинематографических жизнеописаний / Окно в Европу

В свое время сочинский «Кинотавр», которому из выборгского «Окна в Европу» недолго, но всерьез дуло в затылок, при отборе фильмов для конкурсного показа руководствовался идеей витрины: мол, отечественное кино в ассортименте. С тех пор прошли годы, и «Кинотавр» давно мыслит преимущественно арт-категориями, позволяя себе ради развлечения небольшие порции качественной попсы. Зато в Выборге, похоже, увлеклись идеей витрины и в год юбилея выложили на обозрение завораживающе разномастный набор фильмов, причем экземпляры попались вполне экзотические.

С этой точки зрения диковатый в художественном отношении и выполненный, по точному кулуарному замечанию Лидии Федосеевой-Шукшиной, в формате селфи фильм Гарика Сукачева «То, что во мне», которым фестиваль стартовал, по прошествии недели уже не воспринимался как загулявший гость с чужого праздника – он задал формат 25-го выборгского фестиваля с его новой ставкой на причудливое разнообразие.

Захлопнулось нынешнее «Окно» тоже довольно громко, и опять постаралась компания Amalgama – похоже, с этими ребятами в силу их плодовитости нам в ближайшее время скучать не придется. Если фильм Сукачева рекламирует любителям путешествий красоты Алтайского края, невинно прикрываясь жанром роуд-муви, то Слава Росс в «Сыне» практикует патриотизм в более жестком варианте: он наряжает в платье мелодрамы суровый агитпроп, клеймящий ханжескую ювенильную юстицию Запада: она под видом защиты ребячьих прав так и норовит сделать нам больно и при любом удобном случае готова отнимать российских детей у российских матерей. В семейной драме у Росса эта неприятность случилась с героиней Марии Мироновой, которая вышла замуж за финского политика и, перебравшись в Суоми, продолжала, видимо, легкомысленно практиковать отечественные методы воспитания, в том числе ласковые подзатыльники. За что и поплатилась: ребенок, неосторожно всплакнувший в публичном месте, тут же стал орудием в руках завистливой финской соседки. Та натравила на любящую по-русски маму соответствующие службы, которые бестрепетно отняли у нее любимого и любящего сыночка и поместили его до судебного выяснения всех обстоятельств в спецприемник. А там, о ужас, служат сплошь женщины-овчарки, рядом с которыми Барбара из «Семнадцати мгновений весны» – сущая Барби. Других сюжетных подробностей «Сына» я раскрывать не буду, но намекну, что все закончится хорошо, только это не значит, что нам с вами надо терять бдительность.

Между фильмами Сукачева и Росса, которого каким-то непонятным образом занесло под своды таких богаделен, в игровом конкурсе «Окна»-2017 уместилось много интересного и разного.

Например, микробюджетный, стоимостью 3,5 млн руб., и снятый режиссером Федором Константиновичем за 10 смен «Добрый вечер», где дело происходит в придорожном отеле, четыре актера обоих полов меняются ролями и все персонажи – писатель, проститутка, бандит и монашка – спят друг с другом в различных комбинациях.

Чья надо рука

Согласно выборгской традиции ежегодно кто-то из значительных отечественных кинематографистов оставляет оттиск ладони на «Аллее славы» перед фестивальным кинотеатром. В юбилейном году руку к плите приложил режиссер Александр Сокуров.

Роман Жигалов выступил с бурной деревенской трэш-мелодрамой «Лес»: 16-летний подросток не может поделить с отцом 30-летнюю замужнюю соседку, и вот там-то все заканчивается весьма кроваво. Из дров, которые припасены автором глубоко в лесу, он соорудил смелый и чувственный трэш-костер, убедив жюри во главе с драматургом Рустамом Ибрагимбековым в своем праве на приз за лучший дебют.

Иван Болотников, в прошлом искусствовед и затем документалист, начал жизнь в игровом кино с байопика о Данииле Хармсе. Фильм вышел несколько умозрительным, с нехваткой кинематографического дыхания, и, на мой вкус, личный культурный багаж автору «Хармса» мешает. С другой стороны, в наши варварские времена подобный багаж – большая редкость, и, видимо, этим руководствовалось жюри, награждая высококультурного «Хармса» спецпризом за визуально-музыкальное решение.

Ольга Попова, еще одна дебютантка, оживила в «Девушке с косой» канон приторной новогодней комедии забавной игрой в комедию черную, и это вышло у нее славно, не вульгарно и местами очень даже смешно, в связи с чем ее «Девушку» поощрили призом за лучший актерский ансамбль.

Вообще, в этом году жюри, воспользовавшись свободой выборгского призового регламента, решило сосредоточиться на актерах: помимо ансамбля в «Девушке» Ибрагимбеков со товарищи отметили спецпризом юного Олега Чугунова в драме Евгения Татарова «Ничей», а лучшим актером объявили Евгения Ткачука за одну из двух главных ролей в фильме «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» («Ведомости» писали о нем в № 146 от 9.08.2017), который в результате стал выборгским триумфатором, получив главный приз от жюри, диплом от киноведов и кинокритиков, а от зрителей – 3-е место по итогам голосования «Выборгский счет».

Но по поводу главных зрительских предпочтений заблуждаться не стоит: и «Витьку Чеснока», и занявшую 2-е место «Аритмию» Бориса Хлебникова сделала на повороте «Бабушка легкого поведения» Марюса Вайсберга с Александром Реввой, съевшим на бабушках собаку в «Камеди-клабе».

Выборг