Что покажут на Каннском кинофестивале – 2016

Председателем главного жюри будет создатель «Безумного Макса» Джордж Миллер, а от него можно ждать экстравагантных решений
Джордж Миллер вполне способен указать завтрашнему кино новое  направление
Джордж Миллер вполне способен указать завтрашнему кино новое направление / ANGELA WEISS / AFP

Начинать надо со своих. Фильм Кирилла Серебренникова «(М)ученик» отобран в программу «Особый взгляд». Она вторая по значимости после основного конкурса, с нее начинались многие большие каннские карьеры.

Главный мировой кинофестиваль очень иерархичен: тут, например, целая кастовая лестница аккредитаций – от белых (карт-бланш), по которым пускают везде, до желтых, по которым не попасть почти никуда. А между ними – синие, розовые, розовые с точкой. И для каждой касты отдельная очередь в зал, в том числе очередь для тех, кто без очереди. Значимость события может быть подчеркнута искусственным ажиотажем, когда на просмотр (даже если он в 8 утра) пускают только избранных (с лучшими аккредитациями), а остальным говорят, что мест нет. Иногда низшие касты бунтуют. Но это ничего не меняет.

С отбором фильмов в официальную программу все, конечно, не так жестко, но и тут, прежде чем попасть в главный конкурс, режиссер обычно проходит «подготовительный», которым и служит «Особый взгляд». Тут больше новых имен, а значит, и возможных неожиданностей. Хотя нередко в «Особый взгляд» возвращаются и каннские звезды – в этом году это Хирокадзу Кореэда, четырежды выступавший в главном конкурсе начиная с 2001 г.

С другой стороны, даже главный приз «Особого взгляда» не гарантирует попадание победителя в основной конкурс с новым фильмом. Так было с Кристи Пуйю, чья «Смерть господина Лазареску» стала в 2005 г. одной из каннских сенсаций, но следующая картина – «Аврора» (2010) – вновь попала в «Особый взгляд». В этом году Пуйю впервые в основном конкурсе – с картиной «Сьерра-Невада». А вместе с ним Кристиан Мунджиу, чья «Золотая пальмовая ветвь» в 2007 г. (за «4 месяца, 3 недели и 2 дня») стала главным триумфом румынской новой волны, открытие которой – одно из важнейших каннских достижений последнего десятилетия. Точнее, не достижений, а решений. Ведь амбиция Каннского фестиваля в том, чтобы писать историю кино: объявлять новые волны, резко менять курс, начинать и заканчивать эпохи. Так – резко и скандально – здесь разорвали с 1990-ми. Когда в 1999 г. жюри под председательством Дэвида Кроненберга обделило призами главных звезд десятилетия и вручило «Золотую пальму» почти никому тогда не известным братьям Дарденн, а Гран-при – столь же неизвестному Брюно Дюмону, киномир был в шоке. Этот выбор означал, что постмодернистская стратегия объявляется исчерпанной и кино возвращается к реальности – в нее-то и вглядывались главные каннские герои нулевых.

Хороший год

У Кирилла Серебренникова 2016-й – год большого фестивального признания: летом он участвует в официальной программе Авиньонского фестиваля, значимого для театрального мира почти так же, как Каннский для кинематографического.

Спустя полтора десятилетия Дарденны – едва ли не самые титулованные киноавторы мира (две «Золотые пальмы», Гран-при и россыпь каннских призов помельче). Но их предпоследний фильм «Два дня, одна ночь» показался каннскому жюри и прессе повторением пройденного и остался без наград. В этом году Дарденны снова в конкурсе с картиной «Незнакомка». Вернулся в конкурс и отлучавшийся в «Особый взгляд» Дюмон: название его фильма Ma Loute российские киноиздания переводят как «Тихий омут», памятуя о том, что у этого автора именно там всегда и водятся черти.

Иначе говоря, в конкурсе-2016 выступает целый отряд ключевых каннских героев нулевых (добавим к ним корейца Пак Чхан-Ука, получившего в 2004 г. Гран-при за «Олдбоя»). Но и проигравшие в 99-м никогда надолго не выпадали из каннской обоймы. И в 2016-м они снова здесь: Педро Альмодовар с «Хульетой», Джим Джармуш с «Патерсоном». Каннский ветеран Кен Лоуч (соревнуется с 1979 г.) со своим левацким реализмом был уместен на фестивале, кажется, в любую эпоху (свою «Пальму» он получил в 2006-м). А вот другой признанный киноманами классик – Пауль Верхувен был в каннском конкурсе единственный раз – в 1992 г. с «Основным инстинктом», и его возвращение (с фильмом «Она») можно считать событием.

Третья сила конкурса-2016 – режиссеры, недавно введенные в каннский истеблишмент и уже завоевавшие значимые награды, как датчанин Николас Виндинг Рёфн, филиппинец Брийанте Мендоса или непомерно обласканный канадец Ксавье Долан (сюда же можно записать англичанку Андреа Арнольд, дважды получавшую призы жюри). А также те, кто в элиту еще только входит, – как француз Ален Гироду, в 2013-м получивший режиссерский приз «Особого взгляда» и «Квир-пальму» за гомосексуальную драму «Незнакомец у озера». Ну и новички – как немка Марен Аде, обладатель «Серебряного медведя» Берлинского фестиваля, или бразилец Клебер Мендонца Фильо.

Американцев в этом году немного – кроме Джармуша только Джефф Николс и Шон Пенн, которые вряд ли добавят в конкурс интригу. Как и регулярный участник каннских соревнований француз Оливье Ассаяс.

А вот от председателя жюри Джорджа Миллера можно ждать чего угодно. Выбор председателя – важнейшая часть каннской политики. И если на эту роль назначен создатель «Безумного Макса», не исключено даже повторение сюжета 1999 г. Тем более что очередная смена вех на Лазурном берегу, кажется, затянулась.

Каннский кинофестиваль пройдет с 11 по 22 мая