Энергетиками не рождаются

Какие проекты могут привлечь в отрасль перспективную молодежь

Еще несколько лет назад обсуждалось, что развитие цифровых технологий приведет к высвобождению большого количества персонала, выполняющего рутинные операции, а также повышению требований к уровню цифровых знаний и навыков работников. Это сбылось лишь отчасти: внедрение цифровых технологий действительно изменило профиль компетенций многих профессий, однако ожидаемого восполнения рынка труда не произошло.

Экономика России сейчас уверенно растет, а безработица находится на рекордно низком уровне – около 2,4% в последние три месяца. Это означает высокую конкуренцию работодателей, в которую вовлечены все отрасли без исключений. Особенно актуальна проблема для топливно-энергетического комплекса: ему нужны не просто кадры, а высококвалифицированные специалисты.

В отечественном ТЭК заняты 2,7 млн человек. Это больше населения многих мегаполисов, например Новосибирска или Екатеринбурга. При этом ежегодно в ТЭК открывается не менее 200 000 – 300 000 новых вакансий. В основном это инженерно-технические кадры традиционных профилей подготовки, но также растет спрос на специалистов «новых» формаций, которые могут создавать адаптированные под будущие потребности энергетики системы искусственного интеллекта, технологии робототехники и т. д.

Группа «Россети» как один из крупнейших работодателей ТЭК реагирует на все эти вызовы. География нашей деятельности охватывает 82 региона России, от Калининграда до Дальнего Востока. Конечно, везде есть своя специфика: на работу с персоналом влияют процессы локальных рынков труда, «точечные» задачи, под которые может идти набор персонала. Однако общими приоритетами группы являются сохранение в коллективе высококвалифицированных сотрудников и, конечно же, привлечение молодежи.

Мы начинаем работу в буквальном смысле со школьной скамьи. Причем это не только профориентация, которая формирует интерес непосредственно к отрасли. Чтобы поступить на профильные для нас специальности, девяти- и одиннадцатиклассники должны обязательно сдавать экзамены по физике. А мы видим, что эта дисциплина стремительно теряет популярность, и ставим задачу изменить эту ситуацию.

В прошлом году «Россети» запустили проект «Энергокружки», в котором уже участвуют более 1600 школьников. Это дополнительные занятия по физике по программе, разработанной совместно с ведущим энергетическим вузом нашей страны – научно-исследовательским университетом «МЭИ». Для повышения вовлеченности ребят используются разные мотивационные инструменты, например корпоративная стипендия для самых активных учеников, проводятся интересные лабораторные занятия, лекции, экскурсии и мастер-классы.

Большую роль в этом проекте играют учителя физики, которые откликнулись на нашу инициативу. Мы понимаем значение их труда и делаем акцент на взаимодействии с ними: школьный класс – это первая ступень в профессию, а от усилий преподавателя во многом зависит возможность заинтересовать ученика и раскрыть его талант. Поддерживаем учителей материально, предусмотрев корпоративные выплаты, способствуем стремлению развиваться: приглашаем в Москву на специальную программу повышения квалификации, которая дает возможность обменяться опытом с коллегами и освоить передовые практики учебного процесса, чтобы ребята по-настоящему полюбили физику, а учителя почувствовали реальную помощь в своей непростой и важной работе.

Кроме того, создаем социальные лифты для школьников, которые стремятся к знаниям, но ограничены в своих возможностях. Ежегодно проводим Всероссийскую олимпиаду, включающую задания по математике, информатике и физике. По итогам олимпиады для победителей организуем Энергетические проектные смены на базе Университетской гимназии МГУ им. М. В. Ломоносова и детского центра «Орленок».

В последнем случае ребята учатся командной работе и решают реальные кейсы. Например, в этом году участники смены в «Орленке» занимались вопросами электроснабжения удаленных и труднодоступных территорий. Помогали им как опытные наставники, так и молодые специалисты ПАО «Россети», которые анализировали возможности применения предложенных решений на практике. Победила команда, предложившая использовать системы накопления энергии, что является одним из наиболее актуальных направлений развития нашей отрасли.

В дальнейшем участники проектной смены могут продолжить свое сотрудничество с преподавателями, представляя проекты на региональных и федеральных мероприятиях, например конкурсе научно-технических проектов «Инженерный старт», конференции по цифровой трансформации электроэнергетики «Energynet.UNICØN», конкурсах проектно-исследовательских работ «Грани науки», «Высший пилотаж» и др. То есть у молодых людей появляются новые возможности не только развить, но и презентовать свои навыки и достижения профессиональному сообществу. И это, безусловно, имеет хорошую перспективу.

Кроме того, «Россети» сотрудничают более чем с 300 вузами и ссузами и заинтересованы в том, чтобы подготовить специалистов с необходимыми компетенциями и в итоге предоставить им работу на наших предприятиях. Во взаимодействии с учебными заведениями используем традиционные инструменты: участвуем в совершенствовании учебных программ, организуем производственную практику и работу на объектах сетевого комплекса студенческих строительных отрядов. В то же время используем и авторские подходы. Есть отдельный конкурс выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров, партнером которого являются «Россети». Проведение таких конкурсов – возможность выстроить эффективную взаимосвязь между теоретическими знаниями, которые дает вуз или ссуз, и практическим опробованием предлагаемых решений на базе наших испытательных центров и лабораторий, обладающих уникальными возможностями тестирования цифрового оборудования, моделирования энергосистем, климатических и электромагнитных исследований, кибербезопасности и многими другими.