Наставникам нелегко в учении
Как выстроить эффективную систему работы с молодыми кадрами в компанииСудя по тем запросам, с которыми к нам обращаются работодатели, сегодня в фокусе их внимания проблема повышения эффективности наставничества. Решить ее можно, перейдя от наставничества стихийного, слабо формализованного, к управляемому – с продуманной системой целей и показателей их достижения, обучения и стимулирования наставников. Также важно распределить зоны ответственности и обеспечить взаимодействие HR-службы, руководства предприятия, непосредственного руководителя наставляемого и наставника.
В круг наставляемых сегодня входят не только работники, но и студенты-практиканты, а также те, кто сочетает обучение с трудовой деятельностью. Дефицит кадров на рынке труда привел к тому, что предприятия, особенно высокотехнологичные, обращают свой взгляд на студентов. Причем им важно оперативно закрывать кадровые потребности, а не ждать, когда потенциальные работники закончат обучение. И здесь без наставничества не обойтись. Вот интересный пример. У предприятий Красноярского края (АО «Решетнев», АО «Красмаш») большая потребность в представителях рабочих профессий. Поэтому в работе со студентами возник профориентационный трек «Трудоустройство по рабочей профессии с возможностью карьерного роста». И сегодня за каждым трудоустроенным студентом закрепляется два наставника – рабочий и инженер или техник, каждый из которых помогает в освоении соответствующей квалификации.
Сегодня известные способы работы со стажерами и молодыми сотрудниками используются по-новому, выстраиваются в систему, в которой есть место наставничеству, мероприятиям по обмену опытом, где уделяется особое внимание новичку со стороны непосредственного руководителя, проводятся вводные тренинги, есть HR-поддержка в адаптации и построении карьеры.
Особую роль в адаптации молодых сотрудников сейчас играют корпоративные университеты. Когда они только создавались, была очень жесткая конкуренция между государственными и корпоративными вузами. Однако сейчас речь все чаще идет о сотрудничестве. Теперь корпоративные университеты – партнеры, а не соперники вузов. По данным исследования НИУ ВШЭ, 64% компаний одним из направлений деятельности выбрали взаимодействие с вузами. Варианты такого сотрудничества могут быть разными. Один из них – магистерские программы, когда вместе с вузом детально прорабатывается набор дисциплин, а с каждым преподавателем – содержание дисциплины и формируемые в ее рамках компетенции. Благодаря такому глубокому погружению удается создать образовательный продукт, который полностью соответствует потребностям компании, и в результате бизнес получает именно тех специалистов, которые ему нужны.
Другой вариант – запуск программ стажировок. Они помогают сократить разрыв между подготовкой в вузах и практическими навыками, необходимыми для успешного старта в компании. Возможны также стажировки в компаниях для преподавателей вузов, с тем чтобы они могли потом использовать практические примеры в образовательном процессе. Актуальны и совместные аналитические (исследовательские) проекты, когда преподавателей престижных вузов приглашают для выполнения научных работ в интересах корпоративных университетов. Также организации могут привлекать наиболее способных студентов, которые в процессе обучения выполняют курсовые и дипломные работы по тематике компаний.