Наталья Альбрехт: «Людей интересуют не только деньги»
Заместитель генерального директора по управлению персоналом компаний «Русал» и «Эн+» – о главных HR-вызовах в промышленностиРоссийский рынок труда переживает неспокойный период. Бизнес испытывает нехватку кадров на фоне рекордно низкого уровня безработицы. Особенно остро эта проблема стоит перед промышленными предприятиями, которые предъявляют особые требования к работникам, при этом сами производства зачастую находятся в малых городах. О том, как сегодня привлекать и удерживать сотрудников в промышленности, рассказывает заместитель генерального директора по управлению персоналом компаний «Русал» и «Эн+» Наталья Альбрехт.
‒ Я бы говорила не о рынке труда, а о человеческом капитале в целом. Нас накрыл шторм, аналогов которого страна не видела, пожалуй, за всю современную историю. Особенно остро проблемы ощущаются на территориях за пределами мегаполисов, в том числе в Сибири, где расположена большая часть наших активов ‒ как металлургических, так и энергетических. Даже без учета последних событий отток населения из небольших городов, который продолжается не один год, серьезно сказывается на деловой активности и точно не помогает развитию региона и всей страны, расширению производственной базы и логистических коридоров. Мы видим существующие вызовы и ведем системную работу по их преодолению. И это не только занятость с достойной оплатой труда, но и повышение качества жизни в малых городах, включая медицинское обеспечение, образование, возможности для комфортного отдыха.
Тем временем для создания новых очагов экономической активности за пределами традиционных промышленных центров, например на Урале или в Поволжье, требуются совместные усилия бизнеса и государства. Это и подготовка специалистов, и привлечение людей в малые города. А нынешнее население нужно увеличить в полтора-два раза, чтобы иметь опору для развития.
‒ Главный вызов сейчас ‒ дефицит кадров. Многие руководители говорят про демографическую яму, но мало кто может показать на цифрах, как она конкретно скажется на работе компании. В «Русале» и «Эн+» о дефиците персонала стали задумываться достаточно давно. Я помню, как первый раз затронула эту тему на нашей внутренней управленческой конференции в апреле 2020 г. Мы с коллегами сделали расчет на основе данных Росстата и проанализировали четыре основные региона нашего присутствия ‒ Свердловскую область, Красноярский край, Иркутскую область и Хакасию. Рассматривали, в частности, три возрастных категории населения: 19‒24 года, 25‒44 года (на вредных производствах на пенсию выходят в 45 лет) и 45‒55 лет. Оказалось, что возрастная группа 25‒44 в наших регионах к 2030 г. уменьшится на 21% из-за демографического спада. То есть еще несколько лет назад нам стало понятно, что проблемой надо всерьез заниматься.
‒ Когда мы проводили анализ в 2020 г., проблем с кадрами еще не было ‒ была даже очередь из желающих, ‒ и не последняя причина в том, что наш холдинг всегда индексировал зарплаты опережающими темпами. Сейчас укомплектованность кадрами в «Эн+» и «Русале» составляет около 95%. В текущих условиях это отличный результат, так как от коллег я иногда слышу цифры 80% или даже меньше. В целом компании холдинга пока не испытывают недостатка в персонале, хотя в отдельных локациях приходится прикладывать гораздо больше усилий для рекрутинга, чем раньше, и стоимость найма увеличилась в несколько раз.
‒ Все прекрасно понимают, что в одночасье повысить производительность труда на 20% на промышленном предприятии невозможно. И единой «серебряной пули» не существует. Поэтому выход для «Русала» и «Эн+», как и для других компаний, ‒ запуск огромного количества разных инициатив. Отмечу некоторые из них.
Во-первых, это работа с молодежью. Мы давно занимаемся профориентацией и существенно снизили возраст целевой аудитории. Раньше в основном сотрудничали с ссузами (средними специальными учебными заведениями. – «Ведомости. Идеи управления»), а сейчас пошли в школы, причем не только в старшие классы, но и в средние. Во-вторых, автоматизация производства, роботизация, внедрение программ с использованием искусственного интеллекта. Мы пока в самом начале пути, но точно понимаем, что за этим направлением будущее. В-третьих, конечно, ведется работа над повышением производительности труда.
‒ Дефицит кадров наблюдается во всех сферах. Тем не менее, например, в ИТ-компаниях уже появились программные продукты, которые способны заменить труд программистов начального уровня. В ритейле затраты на персонал составляют значимую часть расходов, но многие процессы тоже можно автоматизировать. В промышленности ситуация сложнее: у нас не так много возможностей отказаться от участия людей, хотя и мы внедряем решения, которые облегчают и делают более эффективной работу наших сотрудников. Из последних внедрений ‒ технология управления для контейнерного терминала на основе ИИ, которая на порядок сокращает время отправки контейнера с терминала на загрузку готовой продукцией, или технология мониторинга электролизных цехов с помощью машинного зрения, она через специальные видеокамеры в режиме 24/7 отслеживает герметичность электролизеров и подает сигнал оператору. Раньше эти функции выполнял человек в «ручном» режиме. Но в индустрии есть и такие технологии, внедрить которые можно, только построив новый завод.
«Молодежь хочет видеть результат своего труда»
‒ У нас есть подшефные школы, и мы, в частности, встраиваемся в еженедельные уроки «Разговоры о важном». Рассказываем о наших предприятиях, о работающих у нас жителях городов, почему ими можно гордиться. Приглашаем опытных работников и молодых сотрудников, которые еще совсем недавно сидели за партами в тех же самых школах. Проводим для ребят экскурсии на предприятия. Кроме того, мы начали возрождать трудовые династии: если каждый сотрудник приведет на предприятие своего ребенка, это поможет в решении кадровой проблемы.
‒ Большой и очень важных для нас проект ‒ это участие в федеральной программе «Профессионалитет», которая предполагает профессиональную подготовку студентов колледжей и техникумов по целевым договорам с конкретными предприятиями. Мы создали пять образовательных кластеров в регионах нашего присутствия, в рамках которых сотрудничаем с 13 учебными заведениями по направлениям «металлургия» и «энергетика». Текущие показатели нашего участия в «Профессионалитете» дают уверенность в будущем: в последний набор все бюджетные места оказались заняты, а среди приступивших к обучению студентов около 2/3 по собственной инициативе заключили с «Русалом» целевые договоры. Мы очень довольны этим проектом в том числе и потому, что он помогает повысить престиж рабочих специальностей в целом.
У нас есть проекты и с вузами. Например, мы предлагаем студентам последних курсов совмещать учебу с оплачиваемой стажировкой на предприятиях компании. Это полноценная работа, но с гибким графиком. Мы также знакомим студентов с работой наших предприятий в корпоративных учебно-исследовательских центрах на базе Иркутского политеха (ИрНИТУ) и Братского госуниверситета. По окончании вуза мы получаем готовых специалистов. И нашими сотрудниками становятся примерно 87% стажеров.
С нашими опорными вузами мы разрабатываем программы дополнительного образования. В прошлом году открыли новую «Академию бизнеса» совместно с Сибирским федеральным университетом (СФУ): почти 40 слушателей обучаются по трем специализациям ‒ продажи, закупка и логистика. Также в этом году открыли совместно с СФУ и Уральским федеральным университетом «Академию экономиста», в которой ведем подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в нашей финансовой службе.
Совместно с ИрНИТУ еще в 2021 г. мы также запустили «Академию ИТ»: набираем студентов 2‒3 курса, платим им стипендию и даем прикладные знания. Здесь преподают лучшие специалисты с рынка и наши профессионалы, а с третьего курса ребята участвуют в работе компании. Два года назад мы запустили аналогичный проект и в Красноярске с СФУ.
‒ Когда будущий IT-специалист выбирает, пойти ему на работу в известную технологическую компанию или же на тепло- или гидроэлектростанцию, то ответ обычно очевиден. Но мы можем конкурировать и с IT-гигантами. Молодежь хочет видеть результат своего труда и чувствовать причастность к чему-то большому. Мы не занимаемся цифрой ради цифры, не заставляем сотрудников писать код с непонятной для них целью. Все наши проекты прикладные, работающие здесь и сейчас, а ребята трудятся в командах, где они реализуют проект от начала и до конца. Такой формат дает хороший результат: после «Академии ИТ» не менее 50% выпускников приходят на наши предприятия. А конкурс на поступление в цифровой кластер, который мы развиваем в рамках «Профессионалитета», показывает стабильно высокие и, что важно, растущие цифры.
«Наставничество ‒ самый действенный инструмент»
‒ Не более 10% в год, и такой уровень мы стабильно удерживаем несколько лет подряд. Это хорошая цифра, потому что, если значение находится ниже 5%, компании не хватает «свежей крови». Целевой показатель, к которому мы стремимся ‒ 8%.
‒ Раньше многие руководители полагали, что заниматься людьми и следить за заполнением вакансий ‒ задача исключительно HR-менеджеров. Нам было сложно переломить этот подход и разделить с менеджерами ответственность за укомплектованность штата. Но сейчас ситуация меняется: коллеги понимают, что для максимального результата работать надо вместе: мы должны привести им правильного кандидата, а их задача ‒ удержать его. Как известно, люди приходят в компанию, а уходят от руководителя.
Что касается мер удержания, то тут вряд ли можно придумать что-то новое. Например, наставничество ‒ самый действенный инструмент для молодых сотрудников, он помогает адаптироваться на новом месте и выйти на стопроцентную производительность. Но компания должна не просто декларировать это, а реально поддерживать сотрудников. Для нас очень важно, чтобы наставничество было в ДНК нашей культуры.
Помимо наставничества, мы также существенно пересмотрели программы адаптации и роль руководителя в рамках введения нового сотрудника в должность в сторону большей поддержки.
‒ Мы сделали ее более ориентированной на практический результат. Компания сейчас много инвестирует в это направление: мы расширяем финансовое стимулирование наставников, актуализировали программу их подготовки и отбора с акцентом на сотрудников с хорошим потенциалом в этом направлении. Очень важно, чтобы новых ребят на производстве готовили опытные, уважаемые и, конечно, обладающие высокой экспертизой коллеги. Кроме того, мы включили блок по наставничеству в стандартную программу подготовки руководителей. В будущем году планируем обновление программы подготовки наставников на производстве.
Мы стремимся развивать коммуникации, включая открытое общение руководителей и коллектива. Через систему финансовой мотивации каждый менеджер заинтересован уделять людям больше внимания, поддерживать новичков, иначе общий результат может пострадать, а это приведет к текучке кадров.
‒ Повышение зарплаты ‒ это привычный инструмент, своего рода гигиенический минимум. Но он работает месяца три. В наших компаниях есть много программ, направленных на регулярную поддержку различных категорий сотрудников, включая, например, семьи с детьми-инвалидами, со школьниками и другие категории. Сейчас работаем над программой поддержки многодетных семей. Но людей интересуют не только деньги. Поэтому мы, например, улучшаем медицинское обслуживание сотрудников, запускаем телемедицинские программы с узкими специалистами. Для нас также важно развивать инфраструктуру в городах нашего присутствия, строить объекты для комфортной и интересной жизни, чтобы наши сотрудники и члены их семей имели высокое качество жизни, могли находить возможности для самореализации не только в профессии.
‒ На кадровом рынке раз в 3‒5 лет появляется какая-то новая «фишка», которая быстро становится модной. Когда-то все были увлечены концепцией agile, потом появилась удаленная работа, искусственный интеллект. Сейчас многие говорят про человекоцентричность. Но для нашего бизнеса она не является каким-то новшеством, мы всегда были человекоцентричной компанией: одна из наших корпоративных ценностей забота о сотрудниках.
‒ Обычно помогает мониторинг. У нас есть регулярный ежегодный опрос вовлеченности «Твой голос», социальный опрос, который мы проводим раз в три года, отдельные инструменты, позволяющие померить ситуацию в моменте, и, конечно, стандартные метрики эффективности HR ‒ укомплектованность, текучесть, внутренние передвижения и другие.
Аномальные цифры ‒ повод глубже изучить ситуацию. Если в компании несколько подразделений, и в одном из них текучесть 5%, а в другом 20%, то здесь явно есть проблема. Дальше начинается детальная работа с этим подразделением, с его руководителем, опрос 360 градусов и т. д. Может быть, виноват менеджер или неправильно рассчитана штатная численность и люди перегружены.
‒ Мы много думали на эту тему и совсем недавно запустили в «Русале» проект «Прорыв». Он направлен и на трансформацию корпоративной культуры, чтобы люди относились к компании как к своей, и на повышение эффективности всех процессов. Это не разовая акция, цель проекта ‒ показать сотрудникам, что компании важны их идеи и они могут внести весомый вклад в борьбу с неэффективностью, в совершенствование процессов и т. д. Мы разработали специальное приложение, через которое сотрудник в удобной форме может описать свою идею, предложение по повышению производительности или преодолению проблемы, а также подкрепить это предварительными расчетами, какой будет эффект от реализации проекта. Если кто-то не готов сам выполнить расчеты, он может собрать кросс-функциональную команду, для этого тоже есть инструменты. Размер вознаграждения участников ‒ до 10% от полученного экономического эффекта. Важный элемент «Прорыва» ‒ избавление от лишней бюрократии и сокращение числа согласующих руководителей, которые оценивают идеи и принимают решение, чтобы люди как можно быстрее увидели отдачу. Коллеги подали уже довольно много интересных предложений, в том числе касающихся цифровизации производства или контроля качества продукции. Надеемся, что проект будет развиваться.
‒ В части производства мы действительно достигли очень высоких результатов в борьбе с неэффективностью. Но есть еще смежные процессы, бэк-офис, другие направления, которые не попадали в сферу влияния производственной системы. Поэтому сейчас наша задача – расширить охват, сделать так, чтобы сотрудники максимального числа подразделений вносили свой вклад, и одновременно упрощать для них эту деятельность.
Вовлечение сотрудников в проектную деятельность и создание возможностей для того, чтобы они могли предлагать и реализовывать собственные инициативы, ‒ в целом очень важное направление работы для любого бизнеса. И для нас это часть корпоративной культуры, заложенной еще основателем.
‒ Благодаря сертифицированным учебным центрам на предприятиях у нас есть возможность не только повышать квалификацию нашего персонала, но и более гибко подходить к профессиональному опыту и квалификации кандидатов на отдельные позиции. Мы вкладываем ресурсы в обучение сотрудников, дополняем их знания для заполнения конкретных вакансий, а также проводим сертификацию по разным специальностям.
Что касается бюджета, то наши инвестиции в обучение и развитие персонала по группе за пять лет увеличились почти в 2,3 раза.
В целом для ключевых талантов и кадрового резерва развитие и повышение квалификации является важным фактором удержания. Полтора года назад мы начали новую программу: сделали фокус на развитие лидеров внутри компании и запустили проекты «Лидеры «Русала» и «Лидеры «Эн+». Отобрали 300 коллег с самым высоким потенциалом, разработали для них трехлетнюю учебную программу. Она включает и профессиональный трек, и обучение навыкам, которые необходимы будущим лидерам, а также работу над проектами и менторинг от топ-менеджмента. Первый выпуск будет только в 2026 г., но более 50% участников уже продвинулись по карьерной лестнице. Это существенно выше рынка, для которого средний показатель, по экспертным оценкам, составляет около 35%.
«Важно отстаивать перед руководителями свою точку зрения»
‒ В HR и бэк-офисных функциях мы уже автоматизировали практически все, что можно. Четыре года назад в компании запустили проект по автоматизации подбора кадров, внедрили электронный кадровый документооборот. С коллегами из объединенного центра обслуживания мы недавно подсчитали, что за счет роботизации процессов сэкономили на найме примерно ста человек. Наша цель ‒ сделать HR безбумажным. У каждого сотрудника есть электронный личный кабинет, и заявления можно оформлять в цифровой среде. Сегодня более 80% всех работников получают информацию о выплатах в личном кабинете.
‒ В KPI наших HR-менеджеров учитывается комплектация подразделений, текучка персонала и другие показатели. С недавних пор мы стали также смотреть на такие показатели, как удержание и развитие талантов, включая внутренние назначения, и дифференцировать их по различным группам сотрудников.
Работу HR-бизнес-партнеров и HR-директоров оценивают руководители бизнес-подразделений. Функциональные лидеры и руководители бизнесов два раза в год заполняют анкету, и результаты можно видеть в динамике. Это очень мощный инструмент, то есть HR-департамент должен быть реальным партнером для бизнеса. Мы стараемся, чтобы нашу работу оценивали высоко, стремимся помогать коллегам в различных ситуациях. Но в то же время для нас важно отстаивать перед руководителями свою точку зрения, если считаем ее правильной и у нас есть весомые аргументы, основанные на данных.