Лариса Бодягина: Компания, нацеленная на развитие, дает сотрудникам лучший цифровой опыт

Вице-президент по управлению персоналом МТС – о том, как роботы помогают в скрининге кандидатов и зачем экспертам цифровой аватар
Пресс-служба МТС
Пресс-служба МТС

Распространение технологий меняет не только сценарии покупки и использования продуктов и услуг, но и подход людей к поиску работы. Компании вынуждены пересматривать процессы найма, делать их более технологичными. Быстрый ответ соискателю, онлайн-собеседования, дистанционное подписание трудового договора становятся новой нормой, и работодатели активно развивают цифровые сервисы: кадровый документооборот (КЭДО), платформы для массового рекрутинга, онбординга и развития, чат-боты и даже цифровые аватары.

Компания МТС последние годы создает и внедряет собственные разработки в области HR Tech. Вице-президент по управлению персоналом МТС Лариса Бодягина рассказала «Ведомости. Идеи управления», почему экосистема отказалась от внешнего программного обеспечения (ПО) в сфере HR и как технологии меняют подходы к работе с сотрудниками.

– По оценкам Smart Ranking, рынок HR Tech в России вырос за прошлый год до 78 млрд руб. На ваш взгляд, какие из продуктов наиболее востребованы компаниями?

– Массовый интерес к HR Tech растет примерно с 2018 г. В первую очередь в фокусе была автоматизация процессов, которая освобождает HR-специалистов от кадровой рутины и дает им больше творческих возможностей в работе. Развивались внутренние порталы и внешние карьерные сайты, а также HRM-системы (Human Resource Management ‒ управление человеческими ресурсами), позволяющие оцифровать процесс найма от заявки и интервью с кандидатом до момента трудоустройства.

Большой популярностью пользовались и системы, связанные с кадровым электронным документооборотом (КЭДО). Эти технологии получили импульс к развитию во время пандемии и совершенно необходимы для современных организаций, практикующих формат «удаленки» или гибридного графика и работающих в разных регионах страны. С таких решений обычно начинается процесс цифровизации HR.

Сейчас мы видим на рынке спрос на портальные решения: от самых простых, позволяющих найти нужный справочник или контакт сотрудника, до решений, обладающих широчайшим спектром возможностей. Причем интерес к таким порталам проявляют и крупные, и небольшие компании. Для небольших подходят готовые решения под конкретные задачи, ну а крупным, как правило, нужно все и сразу.

– Знаю продвинутые технологические компании, которые до сих пор не цифровизировали свой документооборот.

– Многие компании в принципе не задумываются о КЭДО в связи с низким объемом найма и небольшим штатом. Но рано или поздно электронный документооборот станет нормой для всех компаний. В первую очередь потому, что он позволяет быстро нанимать талантливых специалистов из любых регионов и выполнять ряд операций без участия человека. С учетом дефицитного рынка труда это очень веский аргумент.

– МТС ‒ один из крупнейших работодателей России, в компании более 60 000 сотрудников. Многих, насколько я знаю, нанимают с помощью системы MTC Hello. Как она устроена?

– По сути, это личный кабинет кандидата, в котором размещена вся необходимая информация о компании, документы, там они подписываются и проверяются. Сейчас почти 100% кандидатов подписывают документы электронной подписью через МТС Hello. Пребординг и погружение в корпоративную культуру тоже начинается в этой системе. Когда кандидат становится сотрудником, он автоматически подключается к нашим кадровым внутренним системам, и это совершенно бесшовный переход. С помощью МТС Hello мы не только создали удобную рабочую среду для будущих сотрудников, но и повысили эффективность процесса трудоустройства: мы оформляем несколько тысяч человек в месяц, система работает практически во всех наших дочерних компаниях.

– В первую очередь современные рабочие сервисы решают утилитарные задачи?

– Когда мы начинали процесс внутренней цифровизации несколько лет назад, мы прежде всего думали, например, о том, как оперативно подписать документы с тысячами сотрудников из разных регионов. Сейчас этого подхода было бы уже недостаточно. Когда компания нацелена на развитие, она обеспечивает сотрудников лучшим цифровым опытом: разрабатывает для персонала интуитивно понятный интерфейс с геймификацией, задумывается, насколько комфортно пользователю, добавляет коммуникационные элементы, например возможность отправить коллеге благодарность или поделиться обратной связью. Это позволяет налаживать неформальное взаимодействие и свободнее общаться, независимо от того, в офисе ты работаешь сегодня или дома.

– Такие сервисы популярны среди сотрудников?

– Когда мы запускали новый корпоративный портал весной, мы начали с тестовой группы из 2000 добровольцев, после чего увидели уже органический прирост. Если человек приходит сам ‒ это его личный выбор и интерес выше. Сейчас уже половина сотрудников пользуется новым порталом. Это и правда очень удобно, ведь с его помощью буквально в несколько кликов можно оформить отпуск или командировку, забронировать переговорную, запросить консультацию кадрового специалиста или просто ознакомиться с последними новостями компании. Все необходимые для сотрудника сервисы собраны в одном месте.

– В условиях кадрового голода сотрудники легче меняют работодателей. Цифровые решения помогают их удержать?

– Здесь только «цифрой» не обойдешься, но от качества цифрового опыта в компании зависит лояльность сотрудников. Специалисты не хотят тратить время на рутинные операции и остаются в той компании, где их меньше, где можно легко получить нужную информацию, где пользовательский опыт максимально приближен к тому, к которому человек привык в обычной жизни.

– Можно ли сказать, что цифровизация улучшает бренд работодателя?

– Комфорт сотрудников складывается из многих факторов, и интуитивно понятные сервисы тоже работают на имидж работодателя. Ведь мы начинаем формировать восприятие компании уже с первого контакта с кандидатом – с помощью нашего карьерного сайта или МТС Hello. Важно отметить, что цифровизация – это не только про удобство сервисов, но и про возможность анализировать массивы информации и на основе этих точных метрик принимать те или иные решения по улучшению процессов, влияющих на HR-бренд.

– Сейчас искусственный интеллект проникает во многие бизнес-процессы. Как он применяется в HR?

– По моим оценкам, только 5% компаний сейчас используют ИИ в HR Tech. Примерно половина о нем даже не думают. Мы используем чат-бот в подборе персонала, нанимаем с его помощью около 10% кандидатов. Он помогает проводить первичный скрининг и отвечает кандидатам во внеурочное время. Еще есть большой потенциал у AI-алгоритмов: с их помощью можно будет ранжировать резюме кандидатов на самые востребованные позиции, что позволит снизить время отклика и повысить конверсии в воронке найма.

Мы также тестируем цифровых аватаров в обучении. Представьте, что вы сделали обучающий курс по языкам программирования, сняли видео, потратили время, выпустили курс, а через неделю вышла новая версия, и курс мгновенно устарел. Цифровой аватар решает такие проблемы. Это 3D-модель, которая выглядит как реальный эксперт, может прочитать текст или даже ответить на вопросы слушателей так же, как это делают голосовые помощники или ChatGPT. Напоминает персонажа из компьютерной игры. Возможности искусственного интеллекта интересны многим, но мало кто пока эффективно использует его даже во внешнем контуре, не говоря о внутреннем.

– Почему МТС решила сама разрабатывать свои HR-сервисы?

– МТС – это экосистема, объединяющая компании в разных сферах бизнеса. На рынке мы не нашли комплексного решения, которое отвечало бы всем нашим потребностям, давало бы возможность масштабирования, быстрой корректировки систем и сервисов, взаимной интеграции. Мы многие цифровые решения создаем для себя сами – не только в HR, но и во всей группе компаний, это и вопрос независимости (после ухода зарубежных вендоров он стал для всех очень чувствительным), и вопрос надежности.

– Какие идеи вы почерпнули из общения с внешними игроками, которые интересовались вашей системой?

– Нам стало ясно, какие сервисы сейчас нужны на рынке. Например, Talent Review – инструмент проведения оценки сотрудников, который позволяет определить вектор развития каждого специалиста, помочь ему и его руководителю наметить индивидуальный план действий и возможностей карьерного роста. В сфере рекрутмента тоже высокий спрос на цифровые решения, есть интерес и к нашей платформе Xavier. Эта CRM-система обеспечивает работу с воронкой кандидатов, интегрированную с платформами онлайн-рекрутмента и подключенную к телефонии. Xavier предоставляет пользователям необходимую аналитику для работы с откликами, автоматическую загрузку кандидатов с онлайн-платформ по ранее установленным фильтрам и настройкам, автоматизирует часть процессов. Также Xavier помогает рекрутерам в ведении диалога: дает подсказки, отображает информацию по вакансии.

– Вы продаете свои HR-решения на рынке?

– Мы создавали их для себя, но изначально делали тиражируемыми в расчете на дочерние компании. Неожиданно нашей системой заинтересовались другие компании, которые сталкиваются с похожими вызовами и проходят похожий бизнес-цикл в своем развитии. Сейчас наша главная задача – доработать сервисы внутри МТС и только потом задумываться о выходе на внешний рынок.