Татьяна Терентьева: «Корпорациям нужно не конкурировать, а объединять усилия»

Заместитель гендиректора по персоналу «Росатома» – о ситуации с кадрами, развитии сотрудников и человекоцентричном подходе
Пресс-служба Госкорпорации «Росатом»
Пресс-служба Госкорпорации «Росатом»

В борьбе за перспективные молодые кадры компаниям уже недостаточно просто предложить конкурентную зарплату. Для сотрудников все большую роль начинают играть социальные ценности компании и возможность реализовать свой потенциал. О том, чем сегодня привлечь молодежь в технологические отрасли и что для этого делают крупные корпорации, узнали «Ведомости. Идеи управления» из интервью заместителя генерального директора по персоналу госкорпорации «Росатом» Татьяны Терентьевой.

«Гендерный и возрастной балансы позволяют выстраивать эффективную кадровую политику»

– В госкорпорации «Росатом» сегодня работает более 400 000 сотрудников. Все они разных возрастов, от беби–бумеров (1946–64 гг. рождения) до поколения Z (середина 1990–х гг. до начала 2010–х гг.). Как вы выстраиваете работу с разными поколениями?

– В «Росатоме» есть то, что объединяет все поколения, вне зависимости от возраста. Во-первых, это желание быть причастными к созданию технологий и реализации проектов, которые влияют на жизнь миллионов людей в стране и в мире, делают их жизнь лучше и формируют будущее всего человечества. Во-вторых, это возможность получить больше, чем просто работу: не только профессиональное, но и личностное развитие. И, конечно, это особая корпоративная культура атомной отрасли, основанная на принципах открытости, доверия, уважения личности, равных и справедливых возможностях.

Начнем с технологий. С одной стороны, нас знают как мирового лидера в атомных технологиях, с географией бизнеса в 60 странах мира и порядка 90% всего экспорта АЭС. Что это означает? Это значит, что почти все атомные проекты в мире, в том числе на ближайшие десятилетия, – наши, российские, «Росатома». И все это, несмотря на известные вызовы на внешних рынках, с которыми мы сталкиваемся. С другой стороны, «Росатом» – это не только атомные и смежные технологии и не только энергетика. Это новые направления бизнеса, которые в том числе призваны обеспечить технологический суверенитет нашей страны, например, аддитивные технологии, композитные материалы. И, конечно, это важнейший логистический проект Северного морского пути (СМП). Благодаря ему сокращается время доставки грузов из Европы на Дальний Восток и в Азию на 34% по сравнению с традиционными маршрутами, проходящими через Суэцкий канал. К 2030 г., по прогнозам, через СМП будет доставляться 100 млн т грузов. Помимо этого, мы занимаемся накопителями энергии, ветроэнергетикой и водородной энергетикой. Развиваем направления в цифровой сфере, которая так популярна у молодежи.

Все эти проекты создают и развивают люди «Росатома». Мое глубокое убеждение, что сила нашей команды в том числе в многообразии. Общие цели и ценности, масштабные проекты сплачивают совершенно разных людей. Каждый из них смотрит на задачу со своего ракурса. Хорошо сбалансированная команда показывает более высокую эффективность и в итоге оказывается более конкурентоспособной.

— Какое у вас соотношение между молодежью и более опытными сотрудниками?

– В «Росатоме» – более 30% молодежи. Еще порядка 15% – сотрудники в возрасте 55+, наставники, профессионалы с большим опытом. И больше половины – от 35 до 55 лет – это опытные кадры в самом активном трудовом возрасте. Также мы следим за гендерным балансом. У нас 31% женщин, хотя, казалось бы, атомная отрасль довольно мужская. Этот показатель выше по сравнению с другими атомными игроками на мировом рынке. Многие наши девушки преуспели в традиционно мужских профессиях. В отрасли есть женщины-сварщицы высокого класса. В «Атомфлоте» 75 женщин работают в море и более 250 – на берегу.

Также я бы отметила наше профессиональное разнообразие. В отрасли – более 100 профессий. У нас много инженеров и ученых, строителей и ИТ-специалистов. «Росатом» – это одновременно и производственная, и научная мощь. У нас работают 4000 кандидатов и докторов наук. И, конечно, мы гордимся тем, что среди наших людей – 12 Героев России и Героев Труда.

Еще один важный фактор, объединяющий всю большую команду, – планирование на десятилетия с участием людей «Росатома». Еще в 2018 г. был создан стратегический документ – «Видение – 2030», в котором нашли отражение бизнес-цели госкорпорации. На основании этого мы сформировали кадровые потребности до 2030 г. Сегодня мы актуализируем стратегические цели. Формируя «Видение» до 2045 г., мы вовлекаем сотрудников в процесс планирования.

Предложения собираются в рамках сессий, их запланировано порядка 500 для 30 000 участников. В этой работе участвуют как предприятия ‒ активы предприятий и городов, линейные руководители и кадровый резерв, так и отраслевые сообщества ‒ молодежь, отраслевой кадровый резерв, актив, участники чемпионата профессионального мастерства Atom Skills, ветераны и женщины «Росатома».

Возвращаясь к поколениям. При формировании «Видения-2045» мы хотим объединить усилия четырех поколений. Это руководители, которым за 60, активные люди 40‒60 лет, 20-летняя молодежь и подростки 14‒15 лет. Нам важен взгляд наших самых молодых нынешних и будущих работников, который направлен за горизонт и должен быть готов преодолевать стереотипы.

– В каких еще направлениях работают сотрудники компании?

– Ядерная медицина. В задачах до 2030 г. – войти в число первых на международном рынке в этой сфере. «Росатом» на 80% обеспечивает потребности в реакторных и генераторных изотопах на внутреннем рынке и поставляет свою продукцию в 50 стран мира. Сейчас необходимо усиливать позиции в производстве радиофармпрепаратов: уже строится самый крупный завод в Обнинске. Также работаем над оборудованием для ядерной медицины по импортозамещению, в том числе в сотрудничестве с Министерством здравоохранения. Мы видим, как молодежь, интересуется ядерной медициной, особенно девушки, потому что она помогает спасать жизни людей.

Еще одно направление – строительство научных центров ядерных исследований и технологий. В настоящий момент в Эль-Альто (Боливия) на высоте почти 4000 метров над уровнем моря сооружается Центр ядерных исследований и технологий, который является не только крупнейшим проектом «Росатома» в Латинской Америке, но и самым высокогорным ядерным объектом в мире. Центр в том числе обеспечит боливийскую систему здравоохранения собственным производством целой линейки радиофармпрепаратов для проведения клинических исследований более 5000 пациентов в год.

Нельзя не сказать о проекте с говорящим названием «Прорыв». Нами впервые в мире создается атомный энергокомплекс будущего с технологиями замыкания ядерного топливного цикла в городе Северске. По сути, создается новая технологическая платформа четвертого поколения, которая позволит многократно использовать отработавшее ядерное топливо. Это решит проблему накопления ядерных отходов. А ресурсная база для развития атомной энергетики станет, по сути, безграничной. Это своего рода вечный двигатель, о котором так долго мечтало человечество.

«Для молодых людей на первом месте стоит смысл работы»

– Как вы привлекаете молодежь в отрасль?

Мы создали и развиваем инновационную образовательную экосистему, которая охватывает школы, вузы и наши предприятия.

 В проекте «Школы «Росатома» заняты 33 000 педагогов, обучаются 106 000 дошкольников и 265 000 школьников. На этапе работы со школами мы увлекаем ребят физикой, химией, математикой, инженерией. Для этого мы открываем в школах специализированные классы – атомные, инженерные, менделеевские, горные. Организуем проектные инженерные смены, создали и развиваем движение «Юниоры «Росатома», в котором талантливые ребята реализуют свои проекты на благо атомных городов. В работе со студентами стоит уже другая задача. Важно вовлечь их в решение реальных рабочих задач, а затем помочь гармонично перейти на первое место работы. В этом нам помогают такие инструменты, как Дни карьеры «Росатома» в вузах, различные конкурсы для студентов, практики и стажировки уже со второго курса. Такой подход к работе с молодежью дает результаты. Порядка 80% участников движения «Юниоры «Росатома» ежегодно поступают в наши опорные вузы. К нам каждый год приходят порядка трех тысяч выпускников, каждый третий – с красным дипломом.

– Предположим, вы вложились в 10–15-летний цикл жизни этих детей, а они потом взяли и ушли к конкурентам работать…

– «Росатом» – командный игрок. Мы реализуем много проектов с партнёрами: Российской академией наук, МИФИ, Курчатовским институтом, ФМБА, с системообразующими предприятиями, крупными промышленными компаниями. Мы заинтересованы в том, чтобы в этих компаниях также работали высококвалифицированные специалисты с хорошей базой в области физики, математики, химии, биологии. Их квалификация – залог успешного развития общих проектов. А кроме того, мы видим своей миссией подготовку кадров и для экономики страны в целом. Мы государственная корпорация и работаем на благо России.

В атомных городах мы также работаем с партнерами: создаем комфортную среду вместе с властями, активами городов, местными сообществами, малым и средним бизнесом. Зачем? Нам важно, чтобы люди не уезжали из небольших городов, чтобы им было комфортно там жить, создавать семьи, растить детей и заниматься любимой деятельностью. Чтобы были условия, которые позволяют жителям полностью реализовать себя профессионально, личностно: в спортивной жизни, в общественных, волонтёрских проектах.

«Мы относимся к сотрудникам как к партнерам»

– Сейчас много молодежи мечтает стать программистами. Видя высокие зарплаты на рынке, родители отдают детей в школы программирования и кодинга. Много ли детей в таком социуме выбирают ядерную физику?

 – Могу немного разочаровать. Кодеры (кодер ‒ исполнитель, работает по заданному алгоритму, который создает программист, обычно с рутинными задачами) – это как раз та профессия, которая будет в первую очередь заменена искусственным интеллектом. Конечно, нам тоже нужны IT-профессионалы, но с другой базой. Мы делаем сложную, высокотехнологичную продукцию, что требует от сотрудников фундаментальных знаний в области физики, математики, инженерии, цифровых технологий. И в области ИТ наши задачи подразумевают наличие глубокой экспертизы. Ведь наши цифровые специалисты не только создают технологии для отрасли, развивая удобные сервисы. Они создают цифровые решения в интересах государства, в рамках национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Яркие примеры – продукты «Логос» и «Сарус». «Логос» – комплексное математическое моделирование с использованием ресурсов современных суперкомпьютеров. На базе «Логоса» мы делаем национальную платформу матмоделирования. Также мы создали свой продукт в управлении жизненным циклом – «Сарус». IT-специалисты «Росатома» работают в области искусственного интеллекта, суперкомпьютерных технологий, разработки сложных высоконагруженных систем и кибербезопасности.

Также в «Росатоме» мы создаем технологии будущего, которые обеспечат нашей стране мировое лидерство и независимость в IT-сфере. Атомная отрасль была выбрана пилотной для отработки перевода объектов КИИ на отечественные программные решения и оборудование.

Мы работаем над развитием квантовых технологий. Уже созданы передовой кубитный компьютер на ионах, а также вычислители на атомах, фотонах и сверхпроводниках. Кроме России, на всех платформах работают только США. Недавно при участии «Росатома» был создан 50-кубитный квантовый компьютер, что позволит нашей стране войти в число мировых лидеров квантовых технологий. Также в зону нашей ответственности добавляется квантовая сенсорика.

Что касается выбора детьми точных наук, то да, в последние годы у нас в стране было серьезное падение уровня знаний по физике, химии, чуть меньше по математике. Также наблюдалось снижение количества детей, сдающих ЕГЭ по этим дисциплинам. Так, например, в 2020 г. ЕГЭ по физике сдавали 139 500 выпускников, а в 2023 г. – всего 89 000. Для того, чтобы преломить этот тренд, мы работаем в связке с Минпросвещением. Например, увеличиваем количество профильных классов в средней школе, предлагаем организовать педагогические отряды студентов технических вузов для проведения летних школ по STEM-дисциплинам (STEM – Science, Technology, Engineering, Mathematic, т. е. наука, технологии, инженерия, математика. – «Ведомости. Идеи управления»). В целом ведется большая работа на государственном уровне с привлечением бизнеса. И результаты уже есть. В этом году ЕГЭ по физике выбрали уже 122 000 человек. Средний балл вырос с 54,9 в 2023 г. до 63,2 в 2024-м.

– Чем вы удерживаете людей, кроме зарплаты?

– Мы берем смыслом и отношением к сотрудникам как к партнерам. В основе нашей работы – политика человекоцентричности. Это ориентированность компании во всех процессах на человека: как личности, как части рабочей команды и как члена общества. Каждому сотруднику мы даем возможности для карьерного роста, обучения и развития. Например, Корпоративная академия «Росатома» (лучший Корпоративный университет года по версии премии «Хрустальная пирамида. – «Ведомости. Идеи управления») создает особую среду для раскрытия талантов сотрудников отрасли. В целом, в «Росатоме» можно прожить не одну профессиональную жизнь. У нас есть кейсы, когда сотрудник был бухгалтером, затем прошел переобучение и стал разработчиком 1С.

«Росатом» – это больше, чем работа. У нас можно совершенствовать свое мастерство, помогать другим людям и заботиться о своем городе, вести активный и здоровый образ жизни, развивать свой талант и открывать себя с новой стороны. Например, в атомных городах развивается волонтёрское движение. За прошедший год порядка 50 000 волонтеров «Росатома» реализовали около 1000 добровольческих и социальных проектов.

Большое внимание в атомной отрасли уделяется поддержке здорового образа жизни. Спорт укрепляет здоровье, позволяет раскрывать свой потенциал, формирует яркое лидерское начало и дух победителя.

И, наконец, спорт объединяет людей независимо от возраста, пола, стажа работы в отрасли.

В физкультурно-оздоровительные мероприятия отрасли вовлечено более одного млн. работников и их семей. В городах присутствия работает 70 различных спортивных федераций и школ. Каждый пятый работник отрасли регулярно занимается спортом как на любительском, так и профессиональном уровне. В «Росатоме» многие стали заслуженными мастерами спорта, призерами российских и международных соревнований, олимпийскими чемпионами.

В отрасли также активно развивается профессиональное чемпионатное движение. Участие в нем ‒ это возможность продемонстрировать свое мастерство, повысить его уровень, освоить новые компетенции и стать частью экспертных сообществ. В 2024 г. самый масштабный чемпионат AtomSkills объединил более 2000 участников и экспертов из 13 стран и проводился по рекордным 42 компетенциям.

— Как вы относитесь к переманиванию кадров?

– Мы считаем, что и на рынке труда должен превалировать партнерский подход. Для этого мы создали Альянс человекоцентричных организаций, в который вошли крупные российские компании, такие как ПАО «Газпром нефть», ДСК «Автобан», ООО «Нетология». В перспективе в него войдут международные компании, в частности представители стран БРИКС. Цель Альянса человекоцентричных организаций – создать глобальную площадку для качественного изменения рынка труда, выработки системных мер в области заботы о сотрудниках, изменения культуры отношений между работодателями и сотрудниками в целом.

В условиях низкой безработицы и «красного океана» (ситуация на рынке, когда бизнесы сражаются за ограниченное количество клиентов в уже насыщенной отрасли. – «Ведомости. Идеи управления») мы не должны делать главную ставку на переманивание кадров, конкурировать зарплатами. Такой подход не решит проблему дефицита кадров, а только еще сильнее накалит и без того перегретый рынок труда. Увеличит стоимость специалистов – без повышения уровня их производительности.

Я убеждена, что у крупных корпораций есть особая миссия и особая ответственность – выращивать кадры, причем не только для себя, но и для рынка труда в целом.

В этом важном для всей страны деле необходимо работать сообща, объединять усилия и сотрудничать как партнёры. Бизнес становится устойчивым только тогда, когда развивает и себя, и сотрудников, и партнеров, и территории, где он находится. Мы никогда не сможем расти быстрыми темпами, если вокруг нас будет вытоптанная земля. Перефразируя поэта: корпорации «не острова, которые сами по себе». Мы часть большой земли, материка с общими вызовами и возможностями. Возделывая общую землю, вы помогаете другим. И все начинают процветать.