Ветераны труда, ветераны сюда

Старение персонала может превратиться из проблемы в возможность
Компании заинтересованы в кандидатах старшего поколения: ситуация в экономике такова, что возраст при найме отходит на второй план /Андрей Гордеев / Ведомости

Дефицит рабочей силы в России увеличился в 2022–2023 гг., в прошлом году он мог составить 4,8 млн человек, говорится в исследовании Института экономики РАН. В 2023 г. с нехваткой кадров столкнулись 88% работодателей, опрошенных аналитиками компании «Поток». Среди компаний крупного бизнеса таких еще больше – 93%. 

В 2024 г. тенденция сохраняется. Почти половина руководителей промышленных предприятий озабочена недостатком квалифицированных кадров, ссылается РБК на данные лаборатории конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Гайдара. Это рекорд за всю историю опросов с 1996 г. 

Причины дефицита – и демографическая яма 1990-х, и повышенные потребности оборонной промышленности и связанных с ней предприятий, говорил «Российской газете» Сергей Анисимов, председатель комитета по трудовым отношениям и рынку труда московского отделения «Опоры России».

Спрос на специалистов превышает предложение по многим направлениям – от IT до массовых позиций в рознице, говорит Юлия Щербинина, директор департамента HR бизнес-партнерства, проектов и подбора Росбанка. На производстве стабильно востребованы специалисты высоких разрядов – станочники, слесари, сварщики, электрики, машинисты кранов, рассказывает представитель «Северстали».

Количество незакрытых вакансий российских работодателей за последние пять лет выросло в 1,8 раза, говорится в исследовании консалтинговой компании «Яков и партнеры». По данным аналитиков, к 2030 г. рынок недосчитается от 2 млн до 4 млн человек: 1,1–2,2 млн представителей рабочих специальностей и от 700 000 до 1,4 млн – высококвалифицированных специалистов. Сильнее остальных пострадают обрабатывающие производства (до 1,1 млн человек), торговля (до 500 000), а также транспортировка и хранение (до 500 000). Например, дефицит водителей грузовиков (автомобили массой свыше 3,5 т) уже превышает 20% и продолжает увеличиваться, говорит Екатерина Еремина, руководитель Общественной приемной по вопросам развития грузового автотранспорта и межрегиональных грузоперевозок уполномоченного по защите прав предпринимателей Москвы. 

«Структура рынка изменилась совсем недавно, дефицит кадров начал нарастать буквально в течение последнего года, – говорит руководитель оперативного штаба независимого профсоюза «Новый труд» Алексей Неживой. – И пока еще только приходит понимание того, что можно и что нужно с этим делать».

Глобальная тенденция

По данным рейтингового агентства АКРА, в России есть скрытые трудовые резервы – 7,5 млн человек, которые не принадлежат к экономически активному населению и не классифицируются как безработные. И 5 млн из них – люди старшего возраста. Эта возрастная группа кандидатов вполне может быть новым источником трудовых ресурсов, уверена Юлия Лиханова, руководитель отдела по поиску, подбору и адаптации персонала фармкомпании Renewal («ПФК Обновление»).

Однако пока мало кто говорит о том, что нужно привлекать возрастных сотрудников, встраивать их знания и опыт в новую экономическую реальность, отмечает Неживой. Но ситуация будет меняться. Население планеты стремительно стареет – доля ее жителей старше 60 лет растет быстрее, чем население в целом. По данным ООН, к 2050 г. доля людей старше 65 лет удвоится, а к 2100 г. они составят более четверти населения мира. Уже сейчас на категорию 65+ приходится 20% жителей более чем в 22 странах, отмечают эксперты Центра изучения стабильности и рисков НИУ ВШЭ в статье в «Социологическом журнале». 

Старение населения неизбежно отразится на рынке труда. Уже сейчас 16% всей рабочей силы в ЕС – люди старше 55 лет, по данным Европейского исследования рабочей силы. В Японии – почти 40%, говорил CNBC партнер Bain & Company Эндрю Шведель. По прогнозам этой компании, к 2031 г. доля возрастных сотрудников превысит четверть рабочей силы в странах «большой семерки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США).

Ставка на возраст

До 40% компаний готовы нанимать в штат сотрудников постарше, ссылается «Российская газета» на данные SuperJob. Например, «Северсталь» принимает на работу людей 45/50+, рассказывает ее представитель: «В условиях дефицита кадров мы рассматриваем разные категории кандидатов, а если у человека есть солидный производственный опыт – это очень ценно».

По словам Щербининой, в Росбанке не мыслят такими категориями, как «сотрудники в возрасте»: «Есть начинающие специалисты, опытные, эксперты и т. д. Исходя из задач бизнеса требуется разный уровень квалификации, из этого мы и исходим при найме». 

Для претендентов на высшие позиции возраст никогда не был определяющим критерием – важны только достижения и опыт работы в релевантных компаниях, отмечает хедхантер и карьерный консультант топ-менеджеров Ильгиз Валинуров: «Кандидаты иногда считают, что им отказывают из-за возраста, но это не так». Он приводит два примера. В первом случае рассматривали кандидата 60 лет на позицию директора контактного центра с зарплатой 600 000 руб. Проблемы начались на первом же собеседовании, говорит Валинуров: претендент не смог обеспечить нормальный звук в Zoom, перенос разговора в WhatsApp тоже ничего не дал. Кандидату отказали, но не из-за возраста, а потому что он отстал от технологий. Есть и обратный пример. Собственник хотел нанять на позицию директора агрохолдинга молодого кандидата. На собеседовании стало понятно: у него нет ни жизненного опыта, ни нужных компетенций. Работу в итоге получил кандидат 49 лет, делится эксперт.

Компании заинтересованы в кандидатах любого возраста, считает Валинуров: ситуация в экономике такова, что тот, кто идеально подходит сегодня, завтра может не соответствовать необходимым требованиям. При таком подходе любой сотрудник – проектный, компаниям не нужно выращивать кадры на долгие годы и возраст отходит на второй план, рассуждает эксперт.

Лояльность и наставничество

Сотрудники старшего возраста выгодны компаниям. Как показывает исследование Bain, лояльность работников растет вместе с их возрастом. В категории 25–34 года лояльны к своим работодателям 50% сотрудников, в 45–54 года – 56%, в 55–61 – 61%, а среди тех, кому больше 62 лет, – 71%.

Люди старшего возраста ответственно относятся к работе, имеют высокий уровень квалификации и при этом у них нет завышенных ожиданий по зарплате, перечисляет Лиханова. Исследование Hays (9000 работников 50+ лет) показывает, что для них больше, чем для остальных, важен баланс работы и личной жизни.

Возрастные сотрудники охотно передают свой опыт коллегам, говорит Екатерина Мовсесян, генеральный директор компании КРОС. Например, в КРОС каждую неделю проходят лекции, на которых представители старшего поколения делятся тонкостями работы со всеми желающими. В DIS Group возрастные сотрудники выступают спикерами на значимых внутренних и внешних мероприятиях, их привлекают на сложные и ключевые проекты, рассказывает гендиректор компании Павел Лихницкий. 

Многие компании развивают программы наставничества. В Renewal такие программы позволяют начинающим сотрудникам быстро адаптироваться на рабочем месте и чувствовать себя комфортно, рассказывает Лиханова. В «Фосагро», по словам ее представителя, 1500 подготовленных наставников, они помогают молодым кадрам развивать профессиональные навыки. В конце 2023 г. президент России Владимир Путин предложил ввести выплаты для наставников. Представитель «Фосагро» говорит, что эта инициатива не скажется на компании – для наставников и сейчас предусмотрены выплаты.

В целом с учетом дефицита кадров и старения населения компаниям предстоит заново учиться работать с возрастным контингентом, говорит Мовсесян. А это значит, что будет появляться больше программ и возможностей для специалистов старшего возраста, отмечает она.

Обучать старших

По мнению экспертов Eurofound, использовать потенциал демографического сдвига можно, только улучшая условия труда для немолодых работников. В этом смысле показателен пример Швеции, где уровень занятости среди людей 55–64 лет составляет 77,3% против 56,2% в среднем по ЕС. Обучение – ключевой фактор для адаптации работников старшего возраста, отмечается в материалах Eurofound. Именно оно вкупе с возможностями гибридной работы вывело Швецию в лидеры по уровню занятости возрастных сотрудников.

Работники старшего поколения отстают от молодых коллег, например, по уровню цифровой грамотности, отмечал НИУ ВШЭ в материале по итогам вебинара, посвященного цифровизации предприятий и занятости работников 55+. Но практика Южной Кореи показывает, что хорошо образованные пожилые работники за счет приобретения цифровых навыков могут добиться даже большей производительности, чем молодые. 

Компания МТС уже несколько лет занимается созданием инклюзивной среды, нанимая и обучая в том числе представителей старшего поколения. Недавно она провела чемпионат цифровой грамотности для людей 50–73 лет. Такие просветительские инициативы, по данным компании, помогают людям в возрасте полноценно использовать возможности цифровой среды для досуга и продолжения карьерного пути.

В России пока нет системы работы с людьми старшего поколения, как нет и нормативного регулирования данного вопроса, говорит Неживой. «Недавно Минтруд заявил об индексации социальных пенсий, в том числе и для работающих пенсионеров. Это первая ласточка в осознании того, как нужно решать проблему кадрового голода», – продолжает он.