Компании все чаще контролируют сотрудников

Но всегда ли это помогает повысить производительность?
Freepik
Freepik

Многие директора по персоналу до сих пор вспоминают, как в пандемийном 2020 году не могли понять, работают ли их сотрудники на удаленке или занимаются посторонними делами. Желание контролировать толкало к установке программ учета рабочего времени на домашние компьютеры с целью выяснить, насколько эффективны сотрудники, работающие из дома, и не тратят ли они время попусту. 

Привычка к контролю оказалась живучей. Спустя два года, в 2022 г., более четверти российских работодателей (27%) заявляли, что продолжают использовать установленные на компьютерах программы по контролю сотрудников в рабочее время, свидетельствуют результаты опроса 115 компаний, проведенного тогда сервисом HeadHunter по заказу «Ведомостей». А в марте 2024 г. новое исследование «Работа.ру» совместно с «Сберподбором» подтвердило: тренд на контроль персонала сохраняется. И компании контролируют сотрудников не только в онлайне. Из 400 респондентов 54% требуют от персонала ежедневные, еженедельные или ежемесячные отчеты о проделанной работе, 52% проводят регулярные планерки, 42% применяют специальные программы планирования задач вроде «Битрикса».

«Ведомости. Идеи управления» выясняли, зачем компаниям сегодня нужен контроль работников, как он осуществляется в разных отраслях и к каким результатам это приводит.

Новая мировая реальность

Рост контроля сотрудников – глобальный тренд. По данным Harvard Business Review, по всему миру 60% компаний, использующих удаленный труд, устанавливают ПО для мониторинга работы сотрудников. Только с 2019 по 2022 г. спрос на такой софт вырос на 65%, и сейчас 67,6% американских работодателей с численностью штата более 500 человек прибегают к удаленному контролю работников. А исследования канадской аналитической компании Emergen Research показали, что уже к 2022 г. международный рынок решений для мониторинга сотрудников достиг $10,9 млрд и продолжает расти на 6,4% ежегодно.

Спросить сотрудника

Иногда для повышения производительности труда сотрудника не нужно контролировать, гораздо лучше просто его выслушать. Например, компания PepsiCo внедрила специальный краудсорсинговый инструмент для выявления ненужных и неправильных бизнес-процессов – the process shredder. С его помощью она опросила сотрудников, какой из процессов был самым забюрократизированным и трудоемким в пандемию. Оказалось, что хуже всего работал процесс управления результативностью, и, очевидно, его и надо менять. 

Причины для такого усиленного контроля, по мнению экономистов, кроются в особенностях развития мировой экономики. В январе 2024 г. известный эксперт в сфере управления талантами Джош Берсин выпустил доклад HR Predictions for 2024: The Global Search for Productivity. В нем он написал, что по всему миру гендиректора компаний до сих пор работают по привычным им принципам «индустриальной эпохи»: когда нужно развивать бизнес, они нанимают новых людей, а едва бизнес идет на спад, начинают их увольнять. Между тем мир уже вступил в постиндустриальную эпоху, где для развития экономики требуются совсем другие механизмы. Поэтому в 2024 г. компаниям придется менять стратегию – отказаться от бесконечного поиска людей, начать накапливать таланты в организациях, развивать их и инвестировать в продуктивность, пояснил Берсин.

Но чтобы вкладываться в производительность, надо разобраться, чем заняты сотрудники в организации в рабочее время. Как показал глобальный опрос руководителей, опубликованный PwC в январе 2024 г., 40% рабочего времени сотрудников расходуется впустую – от переписки по электронной почте до процедур согласования и оценки персонала. В результате многие бизнес-процессы становятся неэффективными.

Национальные особенности

Россию тоже затронули мировые тренды, плюс наложилась специфическая ситуация в отечественной экономике – острая нехватка рабочих рук на фоне роста демографических проблем и ускорения развития производства и других сфер экономики, говорят собеседники «Ведомости. Идей управления». Весь 2023 год российские компании искали везде, где могли, персонал на новые проекты. А к 2024 г. большинство заговорили о том, что нужно обходиться внутренними ресурсами, так как свободных кадров на рынке практически нет. Начались разговоры о повышении производительности труда.

В середине марта Центробанк провел очередной мониторинг компаний (обычно в них принимает участие до 14 000 предприятий). Опрос показал, что российские работодатели намерены в 2024 г. увеличить производительность труда на 3,2%. Почти треть респондентов ЦБ (30%) заявили, что физический объем выпуска на одного работника в этом году вырастет с 6 до 15%: производительность помимо прочего повысится благодаря росту среднего количества отработанных часов сотрудников.

Увеличение рабочей нагрузки еще острее ставит вопросы, которые российские компании задают все последние годы: насколько продуктивны сотрудники, кто из них перерабатывает, а кто недорабатывает и что с этим делать, говорит Александр Канатов, операционный директор компании – разработчика программ контроля сотрудников и мониторинга рабочих процессов «Стахановец». Он отмечает, что даже после пандемии интерес российских работодателей к системам мониторинга труда остается стабильно высоким, несмотря на стоимость софта. По словам Канатова, установка такого ПО может обойтись работодателю от 50 000 руб., когда речь идет о малом бизнесе, до 40–50 млн руб., если программа устанавливается в крупной корпорации. С помощью системы работодатели мониторят опоздания, активность пользователя в течение рабочего дня, связь содержания сайтов, которые он посещает, с рабочими задачами, количество часов, проведенных за компьютером.

51,2% россиян

не готовы работать с большими усилиями, даже если уровень их дохода будет выше, а работа интереснее, показало проведенное в 2023 г. исследование НИУ ВШЭ

«Если в кризис работодатели лишь частично заботились об эффективности работников и уделяли больше внимания кибербезопасности, то теперь многие делают акцент именно на эффективность», – замечает Канатов. Причем ради ее повышения работодатели не только следят за дисциплиной, но и измеряют вовлеченность, которая тоже влияет на продуктивность.

Такие программы в последнее время стали умнее. Они все чаще не только отслеживают активность сотрудников, но также помогают понять, над какими задачами и проектами они работают, и анализируют продуктивность именно в разрезе проектов, рассказывает Алексей Уткин, директор по маркетингу и владелец продукта компании – разработчика системы контроля действий и учета рабочего времени офисных и удаленных сотрудников Kickidler. 

Кроме того, программы с помощью ИИ анализируют поведение сотрудников и выделяют узкие места, на которые следует обратить внимание руководителю. 

Прорывные технологии и давние традиции

В российской практике системы контроля за сотрудниками часто объединяют самые разные инструменты: как прорывные цифровые, так и вполне традиционные. В сегменте корпоративных систем контроля и управления доступом есть чисто физические способы контроля – турникеты, бесконтактные считыватели, видеонаблюдение – и программные, рассказывает Раис Ахкямов, директор продукта Elma365 ECM, создающего единое цифровое пространство корпоративного документооборота, который производит компания Elma. По сути, и физические, и цифровые продукты уже стали стандартом корпоративной культуры российских компаний, говорит он.

Среди самых передовых технологий контроля немало российских разработок. Например, основатель и гендиректор компании-разработчика Solut Александр Белоусов ранее рассказывал «Ведомостям» о системе интеллектуального мониторинга, которую его компания создала для распознавания любых рабочих и нерабочих действий человека по движению его рук. Она работает так: каждому работнику выдаются наручные часы с датчиками, которые накапливают данные о движениях руки в течение смены и с помощью ИИ распознают виды деятельности, характерные для каждого технического процесса или рабочего задания. Эти данные накапливаются, анализируются и потом предоставляются в виде отчета руководству предприятия.

Бесконтрольная продуктивность

Одна из крупнейших российских компаний, «Сибур», не использует методы прямого контроля за работой сотрудников, но за последние пять лет производительность труда на ее заводах выросла на 45%, говорит Данил Рассказов, директор по персоналу «Сибура». Этого показателя удалось добиться благодаря автоматизации ручного труда, повышению компетенций рабочих, отказу от непрофильных работ и передаче их на аутсорсинг, говорит он.

Однако подобные разработки многие российские промышленные предприятия используют пока точечно – в отдельных цехах или на отдельных предприятиях. Так, на одном из птицеводческих предприятий «Черкизово» действует основанная на компьютерном зрении система, которая распознает сотрудников и отслеживает все операции, выполняемые человеком в течение смены. По сути, сказал представитель компании, это «виртуальный мастер», который оценивает эффективность работы каждого сотрудника. На сегодняшний день машинное зрение помогло увеличить производительность на 10–15%, и компания считает эту технологию очень перспективной. Однако она не намерена отказываться и от привычных еще с советских времен традиционных методов контроля производительности. На всех предприятиях группы по-прежнему замеряются нормы выработки, применяется нормирование труда, собираются аттестационные комиссии и признаются заслуги лучших работников коллектива, говорит представитель «Черкизово».

Так же широко понимают контроль сотрудников и на других опрошенных «Ведомости. Идеями управления» предприятиях. Например, начальник управления аналитики, нормирования труда и планирования персонала компании «Полюс» Игорь Земенков говорит, что система повышения производительности труда развивается в «Полюсе» по нескольким направлениям: это анализ текущих рабочих процессов, разработка нормативов численности персонала и мероприятий по повышению производительности, рост индивидуальной производительности сотрудников за счет усовершенствования сдельной системы оплаты труда, изменение управленческих процессов в сторону снижения их трудоемкости и длительности.

50%

российских компаний устанавливают специальный софт для контроля эффективности на компьютеры своих работников, показало исследование, проведенное недавно сервисом «Работа.ру»

«У нас давно сложилось понимание, как измерить производительность и конкретного сотрудника, и процесса в целом. Мы можем точно сказать, что в работе с производительностью важно учитывать весь комплекс технологий», – рассказывает Наталья Никулинская, руководитель службы персонала регионального предприятия ПТПА по производству трубопроводной арматуры в Пензе. К нужному комплексу технологий она относит не столько цифровые средства контроля, сколько технологии быстрой переналадки оборудования, производственную дисциплину на рабочем месте, управление организацией работ – от планирования до контроля качества. По ее словам, объединить все технологии предприятию удалось при помощи японской системы бережливого производства «20 ключей», по которой ПТПА работает уже 15 лет. «В прошлом году это помогло нам справиться с резким ростом объема заказов. Производительность выросла на 44% по сравнению с 2022 г.», – говорит она.

Не цифрой единой

Немного другая картина в продуктовом и непродуктовом ритейле. В отрасли с очень высоким уровнем автоматизации и цифровизации HR-директора прибегают к множеству цифровых инструментов контроля персонала, но используют их не для того, чтобы покарать нерадивых и ленивых, а совсем с другими целями, рассказали собеседники «Ведомости. Идеям управления».

«Оцифровка бизнес-процессов привела к тому, что мы буквально все знаем о них и о работе каждого сотрудника», – говорит представитель «Вкусвилла». По его словам, основная метрика работы сборщика – это скорость сборки одной позиции заказа и количество собранных за смену позиций заказов. Цифровые технологии позволили узнать, что в среднем на одну позицию сборщик тратит 35 секунд своего времени. При этом у него есть выбор, каким цифровым инструментом воспользоваться, чтобы увеличить свою продуктивность, – умной тележкой или терминалом для сбора данных. Чем больше собранных позиций зафиксирует гаджет, тем больше сборщик заработает. Только за последние два года применение такой оплаты труда привело к тому, что каждый сборщик стал за смену заполнять не 300 строк собранных позиций, как раньше, а 600, рассказывает представитель компании. Таким образом, цифровые системы мониторинга позволили дополнительно мотивировать сотрудников, а не только контролировать их труд. 

А в «М.видео-Эльдорадо» цифровые системы мониторинга больше нацелены на контроль присутствия сотрудников из числа синих воротничков на складах компании, рассказывает директор по персоналу группы Ирина Петрова. Система ставит автоматические метки на вход и выход сотрудника со склада. Полученные данные автоматически агрегируются и используются HR-службой для расчета численности персонала и начисления зарплаты, а непосредственными руководителями – для оперативного управления на площадке, планирования работ и повышения эффективности операций, говорит Петрова. Она подчеркивает, что система контроля направлена именно на повышение эффективности, параллельно компания развивает такие программы мотивации, как «лучший сотрудник», «лучшая команда», «лучший проект».

Распределенные и креативные

Не только синим, но и белым воротничкам не удается избежать сегодня проверок работодателей. Причем контролируют компании и айтишников на удаленке, и офисных сотрудников креативных индустрий, показал опрос «Ведомости. Идей управления». Причины все те же – недоверие и боязнь, что работник будет лениться, желание рационализировать все процессы и повысить эффективность.

Например, в компании «Самолет» работают регионально распределенные по всей территории России команды проектировщиков, а всего таких сотрудников к концу 2024 г. планируется 4000 человек, рассказала Александра Горчакова, директор по организационному развитию и персоналу компании «Самолет». По ее словам, в прошлом году в «Самолете» решили разобраться, насколько эффективно эти команды работают и как повысить их продуктивность. Для начала сформировали «фотографию рабочего дня», которая позволяет проанализировать распределение рабочего времени конкретного сотрудника путем измерения и документирования всех его временных затрат на выполнение рабочих операций в течение одного рабочего дня. Потом выбрали из общего числа показатели лучших и худших сотрудников и по усредненным показателям составили нормативы работы для каждого сотрудника. По словам Горчаковой, принятые меры помогли увеличить вовлеченность персонала с 80 до 88%, одновременно выросла и производительность в проектах: во втором полугодии 2023-го она увеличилась на 9%.

87%

сотрудников на удаленке считают, что они работают продуктивно, но только 12% их руководителей придерживаются того же мнения, выявило исследование Microsoft Work Trends Index

Но даже когда сотрудники работают в офисе, невозможно понять, насколько они продуктивны, без нескольких инструментов контроля, убежден Алексей Андреев, управляющий партнер брендингового агентства Depot. В его компании для этого используют CRM-систему, фиксирующую все задания сотрудника, а также этапы и сроки их выполнения. Помимо этого, существует табель посещений, каждому работнику выставляется KPI и формируется рейтинг сотрудников, по которому человек может понять, насколько он хуже или лучше других работает. 

Наконец, креативные сотрудники агентства должны участвовать в отраслевом рейтинге самых награждаемых креативщиков Adpeak.ru. «Для меня появление моего сотрудника в этом рейтинге – знак того, что он действительно хорошо работает», – говорит Андреев. Он считает, что если инструменты контроля убрать, то производительность скорее всего снизится. Ее можно поддерживать только постоянным контролем.

Везде важна мера

Однако у мониторинга есть и противники. «Мы тестировали систему контроля сотрудников в IT-компании на 400 человек и можем сказать, что контроль действий удаленного работника за компьютером – бессмысленная затея», – рассказывает Александр Алешин, гендиректор digital-агентства Roicontext и эксперт в построении системного менеджмента. По его мнению, важно сначала настроить в компании систему эффективности, четко прописать должностные обязанности и числовые показатели, которые должен выполнить сотрудник, ввести систему отчетов, продумать мотивацию. И только если человек не выполнил ключевые показатели производительности, вводить системы контроля. Алешин говорит, что наблюдал ситуации, когда сотрудники связывали причины невыполнения показателей с нерасторопностью клиентов, изменениями рынка и другими внешними факторами. И тогда приходилось выяснять, что конкретно делает сотрудник в течение дня, – на данном этапе системы мониторинга и контроля были вполне уместны. 

Попытки выжать из людей как можно больше за счет контроля их деятельности часто не имеют ничего общего с повышением производительности труда, полагает Григорий Финкельштейн, партнер «Экопси консалтинга». Для роста продуктивности надо зачастую менять всю организацию труда в компании, но это дорого, долго и трудно. Легче ввести тотальный контроль сотрудников и думать, что все процессы в компании сразу наладятся. По его мнению, контролировать людей разумно разве что там, где нужно отслеживать сам процесс работы. Но если человек занят интеллектуальной творческой деятельностью, следить за ним бесполезно, здесь важен только результат.

Есть еще и моральный аспект. В России люди часто воспринимают контроль как попытку заставить их больше работать и наказать за то, что они не смогли выполнить абсолютно все, что от них требуют, говорит Александр Сафонов, экономист и профессор Финансового университета при правительстве России. По его мнению, поднять производительность цифровыми инструментами невозможно. Гораздо лучше работают традиционные методы распределения работы и поощрения – например, бригадный подряд или премии за трансформацию процесса для повышения производительности. 

Многочисленные международные исследования подтверждают правильность таких выводов. Например, опрос 750 сотрудников технической сферы, проведенный в 2022 г. британской аналитической компанией Morning Consult, показал: половина из них предпочтет уволиться, чем терпеть постоянный контроль. Потому что он превращает людей в роботов.