Почему москвичи скупают антидепрессанты
В некоторых случаях прием препаратов может стать пустой тратой денегНа антидепрессанты в России фиксируется небывалый спрос — только за февраль этого года граждане купили свыше 895 000 упаковок. По показанию врача-психиатра препараты могут улучшить эмоциональный фон, однако на здорового человека они не окажут никакого воздействия.
Социальные стрессоры
За последний месяц продажи антидепрессантов выросли на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Также наблюдается увеличение спроса на 35% на нейролептики. И пандемия здесь сыграла не последнюю роль.
Период первой волны коронавируса был сопряжен с увеличением уровня тревоги среди всех слоев населения, о чем свидетельствуют исследования российских ученых, которые были проведены весной 2020 г. У 99,8% респондентов из 1957 опрошенных было обнаружено сочетание нескольких типов тревожных переживаний о COVID-19. По данным другого исследования, проведенного в 2021 г. аналитическим департаментом Компании развития общественных связей (КРОС), Москва заняла первое место в России по уровню тревожности. Больше всего людей волновали новая волна коронавируса и обязательная вакцинация.
Необходимость самоизоляции и удаленная деятельность, потеря работы или дохода – это все социальные стрессоры с психотравмирующим воздействием. К ним также можно отнести утрату родных, опасения за их здоровье и благополучие, неопределенность ближайшей и отдаленной перспектив. В одной из аналитических статей журнала Translation Psychiatry (2020 г.) приводятся данные о риске осложнения COVID-19 любой психической патологией – депрессией, биполярным расстройством, посттравматическим расстройством, шизофренией и эпилепсией. Повышение спроса на психофармакологические препараты (антидепрессанты, нейролептики, снотворные и противотревожные средства), вероятно, связано с увеличением психических расстройств в период пандемии COVID-19.
Каждая пандемия в истории – это катастрофа, которая сопровождалась потрясениями на уровне как государств, так и состояния психики отдельных людей. Массовые заражения всегда возникали при фатально неблагоприятной комбинации биологических, социальных и экономические факторов. Они опустошали города и страны, разрушая привычные устои, переворачивали мировоззрение и ход истории. Афинская чума 430 г. до н. э., предоставив преимущество Спарте в Пелопоннесской войне, предрешила конец классической Греции. После Антониновой чумы 165–180 гг., а затем Юстиниановой чумы VI–VIII вв. началось падение Римской империи и последующее распространение христианства. «Черная смерть» господствовала в Европе в середине XIV в. и по разным оценкам сократила ее население на 30-60%. Вымирали города и села, остановилась торговля, свирепствовал голод. Испанский грипп (1918–1920 гг.), возможно, повлиял на исход Первой мировой войны и последовавшие социально-политические потрясения XX столетия. Таким образом, люди видят историческую закономерность и необратимые последствия, которые приносят эпидемии.
Мировая обстановка с ковидом могла спровоцировать тревожность населения и поднять уровень психических заболеваний, особенно в крупных городах. Весомую роль в последнее время также играет ситуация на Украине. Напряженная политическая обстановка, обсуждения темы в СМИ и соцсетях.
При этом следует подчеркнуть, что для большинства психических расстройств невозможно выделить какую-либо единственную причину или условия возникновения. Психопатологию необходимо рассматривать и анализировать с учетом взаимодействия всех биологических, психологических и социальных механизмов.
Целесообразность антидепрессантов
Стресс всегда сопровождается иммунными изменениями, затрагивающими структуры головного мозга, они непредсказуемы по тяжести и последствиям. Даже кратковременная травмирующая ситуация может привести к так называемым реактивным психическим расстройствам, отголоски которых сохранятся на протяжении всей жизни. К нейровоспалению могут приводить такие системные иммунные нарушения, как цитокиновый шторм, изменения свертываемости крови и сосудистой проницаемости, а также прямое проникновение вирусов в структуры головного мозга. Характер симптомов, их тяжесть зависят от того, насколько сильно затронут тот или иной участок мозга. Исходя из этого врач-психиатр выбирает схему назначаемых препаратов.
Чтобы понять, стоит ли применять антидепрессанты, нужно определить состояния депрессии, при которых они эффективны. Согласно когнитивной модели А. Бека, развитие депрессии тесно сопряжено с установками о собственной неполноценности, никчемности, с негативной оценкой прошлой жизни и пессимистическим взглядом в будущее, которые запускают цикл подавленного настроения. За эмоциональное состояние (аффективный фон) отвечают нейроны лимбической системы и префронтальной зоны коры головного мозга. Считается, что серотонин, дофамин и норадреналин, взаимодействуя с рецепторами различных типов, регулируют не только фон настроения, но и процессы пищеварения и аппетита, сердечный ритм и артериальное давление, функции сна, бодрствования и др. То есть всю палитру эмоциональных состояний, функции вегетативной и центральной нервной системы, в том числе и когнитивные способности.
При депрессии происходит нарушение обмена нейромедиаторов. В этом случае у человека понижается настроение и повышается утомляемость, он теряет интерес и удовольствие от привычных вещей. Также снижается работоспособность, падает самооценка, появляется чувство неуверенности в себе, развиваются идеи виновности, самоуничижения и ощущения бессмысленности жизни. Кроме того, нарушаются витальные (основанные на инстинкте самосохранения, жажды жизни) функции – снижается аппетит, появляются аутодеструктивные тенденции вплоть до решения покончить с собой.
Ключевым фармакологическим эффектом антидепрессантов является блокада мембранных белков нейронов головного мозга, которые регулируют обмен норадреналина и серотонина, а также их активность в синапсах (местах взаимодействия нейронов). Большинство современных антидепрессантов были разработаны для оказания предельно выборочного и мощного воздействия на отдельные рецепторы высоко специфических нейронов в определенных отделах мозга.
Антидепрессанты показаны при депрессии вне зависимости причин ее развития и призваны улучшить фон настроения. Они могут восстановить работоспособность и когнитивные способности, повысить жизненный тонус и энергичность, нормализовать режим сна и питания. Эти эффекты возможны только при длительном курсе лечения после постановки диагноза опытным врачом. Антидепрессанты не вызывают привыкания или зависимости, не обладают выраженными токсическими свойствами, а на здоровых людей не оказывают никакого действия.
Самостоятельная покупка и прием антидепрессантов в целом безопасны – побочные эффекты развиваются нечасто и связаны, как правило, с индивидуальной непереносимостью. Другое дело – целесообразность самолечения. Хорошо если человек случайно, наугад приобрел подходящий препарат и начал лечение в адекватной дозировке, но каков шанс такого счастливого случая? Линейка препаратов этой группы насчитывает несколько десятков позиций, обладающих различными дополнительными свойствами – противотревожным, обезболивающим, стимулирующим, успокаивающим и т. д. В случае приема неподходящего препарата депрессивная симптоматика может усугубиться, а также стать устойчивой к лечению. Для здоровых людей (или людей без депрессии, а с каким-либо другим расстройством) прием антидепрессантов – пустая трата денег.