Что мешает отцам пользоваться отпуском по уходу за ребенком
60 лет назад отцы в среднем проводили с детьми только 16 минут в сутки, а сейчас – в 4 раза больше: 59 минутМужской декрет пока непопулярен в России. Хотя опросы показывают, что едва ли не каждый второй мужчина готов на время взять на себя обязанности по уходу за ребенком. На практике так поступает один из 50.
Может, но не делает
Российское общество сложно назвать патриархальным: 70% респондентов ВЦИОМа здесь уверены, что мужчины наравне с женщинами могут выполнять обязанности по дому и ухаживать за детьми. Но при этом 63% женщин и 55% мужчин против, чтобы в декрет уходил отец.
В 2018 г. только 2% пап воспользовались отпуском по уходу за ребенком – это чуть больше 13 000 человек. Россия не уникальный случай. В странах СНГ этот показатель колеблется в диапазоне 1–1,5%. Во Франции, Чехии, Австрии, Польше – около 4%. В Японии в декрет идут только 7% отцов, в Канаде – 11%. Лидируют страны Северной Европы, например, в Швеции 47% всех взявших декрет в 2020 г. – мужчины. Такие показатели там связаны с высоким уровнем господдержки: в скандинавских странах декретный отпуск разделен на материнский, отцовский и общий. Причем отцы обязаны воспользоваться отпуском – иначе он сгорит. Чтобы это не вызвало финансовых сложностей, размер отпускных варьируется от 70 до 100% оклада. Отпуск по уходу за ребенком там длится практически год почти без значимой потери дохода.
Деньги и стереотипы
Причины, по которым отцы не стремятся уходить в декрет, экономические и психологические. К первым относится разрыв между доходами мужчин и женщин, который сохраняется даже в странах, активно борющихся за гендерное равенство.
Для большинства семей потеря зарплаты матери будет не так ощутима, как зарплаты отца. К примеру, в России в среднем разрыв в зарплатах мужчин и женщин достигает 31%.
Во многих компаниях декрет все еще является потенциальным источником финансовых проблем для родителей. В экспертной среде существует термин «штраф за материнство» – это разрыв в уровне зарплаты у бездетных женщин и матерей. В США этот разрыв в среднем составляет 8% в пользу бездетных, а еще им чаще предлагают работу – в 6 раз. В России такой разрыв в зарплатах составляет порядка 4%. А вот отцы в США, напротив, получают на 11% больше своих бездетных коллег.
На фоне постоянно растущей конкуренции на рынке труда декрет может восприниматься как серьезный удар по карьере. Длительный отпуск по уходу за ребенком может привести к тому, что женщина фактически уходит из профессии в отличие от мужчины, который может продолжать строить карьеру. У работодателей существует и предубеждение относительно матерей: 10% опрошенных считают их менее компетентными, чем бездетных женщин.
Не по-мужски
Деньги – вершина айсберга. Намного более серьезная проблема лежит в области психологии – это богатый набор гендерных стереотипов. Всего пять лет назад можно было встретить в СМИ комментарии психологов о том, что мужской декрет вреден, ведь он бьет по мужественности и препятствует мужской реализации.
Мужчины часто говорят о непонимании со стороны коллег и стесняются уходить в отпуск по уходу за детьми, опасаясь потери позиции или реакции коллектива. Ученая Сара Каплан, директор Института гендера и экономики Университета Торонто (Канада), в своем исследовании отпуска по уходу за ребенком и отцовства пишет, что у мужчин роль кормильца и добытчика очень часто входит в противоречие с ролью заботливого отца. Это связано со многими факторами, в том числе с эволюционными атавизмами: несмотря на то что мир давно изменился, забота и мягкость все еще часто ассоциируются исключительно с женской ролью.
Отцы зачастую находятся под властью стереотипов и воспринимают декретный отпуск как принесение карьеры в жертву семье, боятся, что их сочтут бездельниками и что они утратят маскулинность.
Каплан считает, что изменить ситуацию способны три вектора работы. Первый – переосмысление отцовства. Мужчина должен понять, насколько его внимание важно для ребенка и как сильно его забота влияет на дальнейшую жизнь. Второй – расширение понятия мужественности и отход от стереотипных представлений. К примеру, мужественность вполне может включать в себя эмпатию, заботу, нежность. Важно поддерживать общественную дискуссию об этом. Третье – разработка более эффективной политики отпусков, которая бы предусматривала большую компенсацию выпадающих доходов семьи.
Заботливая маскулинность
Есть и хорошие новости. Темы заботливой маскулинности и вовлеченного отцовства поднимаются все чаще. Современная психология уделяет большое внимание фигуре отца, и многочисленные исследования подтверждают: если отцы эмпатичны, заботятся и вовлечены в жизнь своих детей с самого рождения, дети вырастают более психически здоровыми. Они менее склонны к девиантному поведению, часто показывают лучшие результаты в школе, обладают хорошими социальными навыками и чаще находят высокооплачиваемую работу.
Есть основания полагать, что дети, чьи отцы активно заботились о них первый месяц жизни, ведут себя спокойнее, они зачастую более развиты интеллектуально по сравнению со сверстниками и лучше адаптируются к социуму. Дети, получавшие качественное отцовское внимание, на 28% реже испытывают проблемы с поведением.
Тренд на осознанное родительство сейчас проявляется все более ярко. И это дает свои плоды: 60 лет назад отцы в среднем проводили с детьми только 16 минут в сутки, а сейчас – в 4 раза больше: 59 минут.