Василий Церетели: «В музеи стало ходить больше молодежи»
Исполнительный директор ММОМА рассказал о вкусах современного зрителя и планах на сезонВасилий Церетели возглавляет Московский музей современного искусства (ММОМА) больше 20 лет. За это время институция, как и город, существенно изменилась: увеличились площади, технологии упростили повседневную работу, а количество посетителей, побывавших на выставках-блокбастерах, возросло в разы. В интервью «Ведомости. Городу» исполнительный директор ММОМА рассказал о ценностях городского музея, векторах развития, особенностях пополнения коллекции и московских местах силы для ценителей современного искусства.
Биография
Василий Зурабович Церетели родился 31 января 1978 г. в Тбилиси. С 2002 г. – исполнительный директор Московского музея современного искусства (ММОМА). Академик, вице-президент и руководитель отделения новейших художественных течений Российской Академии художеств, член Московского союза художников, Союза художников России, Союза музеев России, Ассоциации искусствоведов, член ИКОМ, CIMAM.
В 2012 г. был награжден Орденом Гражданских заслуг (Испания). В 2015 г. стал кавалером Ордена Искусств и литературы (Франция), в 2016 г. – офицером Королевского Ордена Изабеллы Католической (Испания). В 2018 г. был отмечен медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Входит в состав Межведомственной комиссии по вопросам реализации пилотного проекта по созданию в Москве креативных кластеров и креативных пространств. Член Экспертного совета Президентского фонда культурных инициатив. Член оргкомитета Московской международной биеннале молодого искусства.
– ММОМА прошел через множество изменений с момента открытия в 1999 г. Изначально в нем демонстрировалась постоянная экспозиция – был раздел с художниками первой половины XX в., основной акцент был сделан на середину – вторую половину XX в. Коллекция с тех пор значительно пополнилась. Для молодого, динамично растущего музея важный вектор развития – это показ коллекции по тематическому методу. И уже к 2009 г. музей выстроил новую концепцию: стали появляться новые тематические выставки, которые частично также основаны на работах из коллекции. Яркими примерами могут служить проекты «От штудии к арт-объекту», «День открытых дверей», «Если бы я только знал!». Они позволили показывать нашу обширную коллекцию с интеграцией новых архитектурных решений, нового кураторского подхода, в формате тотальной тематической инсталляции. Назовем это термином «выставка-блокбастер».
Мы городской музей, который делает акцент на коллекционировании и продвижении, изучении и показе российского искусства и искусства постсоветского пространства, пребывающий в диалоге с художественной культурой всего мира. Поэтому мы также фокусируемся на международной составляющей. Следует сказать, что в начале работы у нас было только одно здание, а сейчас в совокупности уже семь площадок по всей Москве. При этом ММОМА смотрит не только на Москву, но и за ее пределы. Выставки с работами из нашей коллекции проводятся в Магадане, Красноярске, Южно-Сахалинске и не только.
С самого начала мы уделяли много внимания коллаборациям с внешними приглашенными кураторами. Мы стали сотрудничать с разными институциями, музеями, галереями, фондами. Важно отметить такие проекты, как Московская биеннале современного искусства (в ее рамках мы сделали выставку «Верю», которая открылась на «Винзаводе»), и другие – в столице мы представляли параллельную программу 56-й Венецианской биеннале, а также Московскую международную биеннале молодого искусства.
Наш музей был одним из первых, кто начал собирать видеоарт и цифровое искусство в постоянную коллекцию. Символично, что сейчас отмечается еще более заметное присутствие нейросетей и VR в искусстве и культуре.
Кроме того, в настоящее время мы активно развиваем инклюзивные программы, реставрационную мастерскую, научную лабораторию. В ММОМА появилась своя издательская программа – например, наш журнал «Диалог искусств».
Знаковым моментом стало присоединение к музею двух важных структур – Музея Вадима Сидура и Музея-мастерской Дмитрия Налбандяна. Это очень разные, но в равной мере значимые и важные площадки. Кстати, большая ретроспективная выставка Дмитрия Налбандяна с успехом прошла у нас в прошлом году на Петровке.
– Да, важным направлением в развитии музея стали изучение и анализ всех наших площадок и разграничение по специфике показа выставок. В том числе создание в 2018 г. большого Образовательного центра в Ермолаевском переулке. Благодаря нашим партнерам мы смогли реконструировать это место и приспособить его к новым нуждам. Нам выделили грант от мэрии на пополнение фондов музея работами молодых художников, что стало еще одним этапом в создании нашей коллекции.
– Мы ведем активную международную работу – делали проекты на биеннале в Венеции, сейчас много сотрудничаем с Китаем. Мы не только проводим выставки китайских художников в России, но и выставляем нашу коллекцию в Поднебесной. Самое главное за эти годы – музей обрел постоянного зрителя, наша посещаемость ощутимо растет. Например, когда в России проходил чемпионат мира по футболу в 2018 г., мы заняли 2-е место по посещаемости туристами после Музея космонавтики.
– Традиционно наша коллекция пополнялась в первую очередь частными дарами от самих художников, их наследников, от коллекционеров. Отмечу крупные дары мецената, бизнесмена Умара Джабраилова, коллекционера и бизнесмена Владимира Некрасова, состоящие из работ российских художников разных направлений. Большое участие в формировании собрания принимают наши друзья и партнеры – Still Art Foundation под руководством Михаила и Елены Карисаловых, наш многолетний партнер ПАО «Новатэк» и лично Леонид Михельсон. Музей, как я говорил, получал грант от мэра, также у нас долгое время были свои средства на закупки, так как это стратегически важное направление нашей деятельности.
Сейчас составляются заявки в департамент культуры города Москвы и музей пополняет свою коллекцию через фондово-закупочную комиссию.
– Сейчас у нас больше 11 000 единиц хранения. Поэтому будет неправильно сузить до перечисления нескольких работ тот объем ценных произведений, который был получен за эти годы. У нас хранится множество направлений искусства – от дизайна, графики и живописи до инсталляций и цифрового искусства. Есть работы, специально созданные для нашего музея, – например, скульптурные композиции Владимира Николаевича Немухина.
Для нас ценно, что в этом году нам на день рождения передали дар вдовы Дмитрия Пригова Надежды Буровой-Приговой – это серия графических многосоставных панно, созданных мастером в 1990-х гг.
Наша библиотека с 2018 г. пополнилась двумя крупными мемориальными собраниями известных московских искусствоведов, Андрея Толстого и Валерия Турчина, чья работа была связана и с нашим музеем.
– За последние 25 лет город стал, в первую очередь, доступным для всех – большую роль в этом сыграла цифровизация. Билеты можно покупать онлайн, узнавать любую информацию в сети. Важным фактором стали онлайн-отзывы посетителей – на них ориентируются, принимая решение, пойти в то или иное место или нет.
За это время появилось много новых площадок: ГЭС-2, центр «Зотов». Теперь можно прогуляться от Российской академии художеств до Пушкинского музея, зайти в «Мультимедиа арт музей», потом посетить ГЭС-2 и «Гараж», Третьяковскую галерею. И это все сделать очень просто, пройдя через Парк Горького и «Музеон».
– Люди все больше приобщаются к современному искусству и культуре в целом. Помимо выставочных пространств появляется все больше фестивалей, кинопоказов, лекций, ленд-арт парков и т. д. Значит, на это есть спрос.
Если говорить именно про столичные места силы, то стоит упомянуть организации, которые много лет работают с серьезными художниками, умеют улавливать самые актуальные течения и тренды в современном искусстве. В их числе ЦСИ «Винзавод» и «Мультимедиа арт музей».
Из относительно недавно открывшихся пространств, ставших новыми точками притяжения для молодежи, отмечу ГЭС-2. Здание, в котором проходят показы выставок с участием крупнейших и зарубежных авторов, просветительско-образовательные программы и где в то же время есть пространство для отдыха, коворкинга в культурной обстановке, не может не привлекать большое количество людей.
– За эти годы люди стали больше и глубже разбираться в искусстве. В Москве проходит огромное количество ярмарок: Cosmoscow, где мы получили премию «Музей года», blazar, «АртМосква» и новые ярмарки Art Russia, Artlife Fest, Catalog – все это очень важно для развития современного искусства. Ярмарки сейчас – это фактически международный тренд для открытого диалога с искусством.
– Наверное, не имеет смысла сравнивать выставки-блокбастеры, сделанные 25 лет назад и сегодня, – изменился город, поменялись столичные жители, сменилось поколение. Мы всегда стараемся показывать в широком смысле актуальное искусство – команда музея, формирующая выставочный план, ориентируется в том числе и на запрос посетителей и современные тенденции.
Сейчас мы делаем большие проекты, за счет чего растут посещаемость и аудитория ММОМА. Здорово, что гораздо больше молодежи стало ходить в музеи – во многом благодаря городской акции «Ночь в музее» и проекту «Пушкинская карта». Так как для нас важны посетители всех возрастов, на разных площадках проходят выставки абсолютно разной тематики, в том числе ежегодно мы проводим семейный выставочный проект «PlayMMOMA». В его рамках дети в игровой форме знакомятся с искусством.
– В октябре этого года на основной площадке на Петровке музей откроет выставку, приуроченную к своему 25-летию, – в экспозиции будут представлены работы отечественного искусства XX–XXI вв. из коллекции музея, а также новые поступления в нашу коллекцию. На этот раз у выставки скорее философский ракурс: это размышление, что такое «музейная вещь» и как в ней раскрываются художественные видения. А также как наше зрительское впечатление от произведения резонирует с интуитивным знанием, ощущением времени, пониманием вечности.
Помимо этого посетителей ждут персональные выставки таких авторов, как Владимир Куприянов, Аннушка Броше, Сергей Борисов и Михаил Розанов. В Образовательном центре в рамках программы «Коллекция. Точка обзора» идет проект на стыке искусствоведения и литературных исследований, посвященный поэтическому и художественному диалогу Маяковского и Пушкина, – «Юбилейное Юбилейного». А в начале зимы мы готовим большую персональную выставку китайского художника Ма Кэ. Так что сезон будет интересным.