«Я хотела напомнить людям, что в мире есть не только гжель и хохлома». Создатель проекта «Орнамика» — о том, какие возможности таят старинные узоры
Гуляем по Москве с Марией ЛолейтВ рубрике «Городские истории» предприниматели и деятели искусства рассказывают о своей жизни в Москве: где им нравится гулять, вкусно есть и пить, проводить личные или деловые встречи и многое другое. Гость этого выпуска — создатель проекта «Орнамика» Мария Лолейт, предприниматель, экс-руководитель проектов и эксперт по маркетингу консалтинговой компании McKinsey. На свои деньги Мария Лолейт создала крупнейший онлайн-архив узоров народов России ornamika.com. Она рассказала «Ведомости. Городу» о том, где искать необычный и яркий орнамент в столице и почему Москва — это смешение разных узоров и стилей.
Четверо на борту не считая собаки
Я родилась в небольшом подмосковном городе Черноголовка. Многим его название напоминает о сладком напитке, который много лет выпускает местный завод. Но кроме производства лимонадов Черноголовка известна как наукоград. Город знаменит институтами РАН.
Родители приехали в Черноголовку по распределению, после учебы в Санкт-Петербургском политехническом университете. Еще студентами они поженились, уже в Черноголовке родилась моя старшая сестра, а через 5 лет появилась я.
С окончания университета родители работают по своим техническим специальностям. Сейчас папа задействован непосредственно в производстве со сложными химическими материалами. Мама заведует отделом качества и архивом на производстве автоматизированных систем управления (АСУ) для таких сложных объектов, как метро, электростанция.
Воспитывали нас не строго, но даже при спокойной педагогике мамы и папы я не любила любые установки и ограничения. Тетрадки должны быть в обложках – они приводились в должный вид в подъезде перед дверью домой, а посуда мылась за 5 минут до прихода родителей.
Ярким впечатлением детства стали наши семейные путешествия. Вчетвером с собакой мы грузились в машину и отправлялись за приключениями куда пожелаем. Мы исколесили Краснодарский край, ездили в Новосибирск, в Санкт-Петербург. Каждое лето наш небольшой кортеж отправлялся в Беларусь к бабушке. В 90-е я искренне недоумевала, почему все люди на свете не живут в Белоруссии. Планировала, что, как только вырасту, обязательно перееду из своего маленького городка сюда. Особенно мне нравился город Гродно, расположенный на границе с Польшей. Его европейская архитектура сильно отличала и выделяла в моих глазах этот город по сравнению с простой подмосковной Черноголовкой.
Студенчество
В Черноголовке я жила до 16 лет, а потом переехала в Москву. И с тех пор живу в столице, где поступила в Государственный университет управления на специальность «маркетинг». Изначально я готовилась стать студенткой МИСиСа – института стали и сплавов, его экономического факультета. Я планировала учиться на экономиста в техническом вузе, как настаивали родители. Они считали, что важно иметь техническое образование с экономической уклоном. Это соответствовало духу времени, когда все вокруг становились юристами и экономистами.
Но мой выбор изменился. Как-то к нам заглянула подруга сестры, которая только получила диплом Государственного университета управления. Она взахлеб рассказывала, что ГУУ фантастически хорош, особенно факультет маркетинга, который она закончила. Девушка она была яркая, и ее пример меня вдохновил. Со временем я поняла, что этот шаг был не лучшим: мне совсем не понравилось там учиться.
Поэтому примерно с 3 курса я пошла работать в крупный рекламный холдинг DDB Group. Опыт в компании дал мне намного больше, чем учеба. В начале 2000-х рекламная индустрия была одной из тех сфер, где собирались хорошо образованные люди. Там работали и иностранцы, благодаря которым мои знания английского языка выросли за полгода.
Предпринимательский опыт
Я всегда хотела быть предпринимателем. В 25 лет решила, что многому научилась в рекламной сфере, и мы с ребятами создали рекламное агентство Slava, которое работает до сих пор.
Через полтора года на позиции старшего менеджера по стратегическому планированию я поняла, что сфера рекламы уже исчерпала себя в моих глазах. Мне хотелось дальнейшего роста и развития своих навыков. Так я оказалась в консалтинге McKinsey. В McKinsey у меня было две сферы интересов – разработка и внедрение инструментов работы с большими данными для улучшения бизнеса моих клиентов, а также образование.
Однажды мне доверили руководить крупным образовательным проектом с фокусом на EdTech (цифровые решения в образовании). Этот опыт сильно повлиял на меня.
Тот факт, что современные технологии могут за секунды связать малодоступную область знаний с людьми по всему миру, оказался заразительной идеей. Одновременно рос мой интерес к орнаменту как к графическому носителю культуры разных народов. Так я пришла к идее создания собственного проекта на стыке орнаментов и цифровых технологий. Мой интерес был в том, чтобы создать успешный и современный бизнес-кейс из бесплатного и доступного каждому материала.
«Орнамика»
Четыре года назад я вышла в декрет. Занималась тем, что мне интересно, – узорами. Так сложилось, что увлечение переросло в бизнес. Сначала я планировала создать культурный проект, чтобы напомнить людям о том, что в мире существуют не только гжель и хохлома, но и другие художественные направления.
В Ленинской библиотеке я безуспешно искала литературу, которая классифицирует народные узоры России. Но мне попадались очень старые книги по отдельным направлениям, и то не по всем.
С группой единомышленников мы начали разыскивать старинные книги, работать с музеями, собирать базу данных, в которой можно найти узор любого века, географии, композиции. В итоге мы с командой создали современный источник информации об узорно-орнаментальной народной сфере для любителей декоративно-прикладного искусства, дизайнеров, искусствоведов, студентов.
Проект я открывала на свои деньги, и сейчас «Орнамика» сотрудничает с культурными и образовательными организациями России и мира. Мы работаем с парком «Зарядье», комитетом по туризму города Москвы, музеем «Царицыно», «Московскими сезонами», с крупными коммерческими организациями, включая AliExpress Россия и «Яндекс.Путешествия». В сентябре 2022-го запустился EdTech-проект «Орнамика детям» для детей от 2 до 7 лет.
Эклектичная Москва
Столица – это смешение разных узоров и стилей. Авангардистам: художникам, керамистам, архитекторам начала 20 века было интересно реконструировать старинные мотивы древнерусской белокаменной резьбы и сказочно фольклорные мотивы допетровской эпохи в современной на тот момент художественной технике.
Например, орнаментальный керамический декор «дома Перцовой». Особняк на Пречистенской набережной принадлежал Зинаиде Перцовой. За основу был взят проект известного московского живописца Сергея Малютина. Яркая деталь здания – майоликовая облицовка по древнерусским образцам. Разноцветные узоры, резные барельефы, завитки фантастических растений, «змии», лубочные «солнца» выразили стилистику и динамику, характерную для начала XX века – эпохи модерна.
Второй пример: дом на Чистопрудном бульваре, построенный в конце 1900-х для нужд храма Троицы на Грязех при поддержке купцов Оловянишниковых. Для украшения фасада инвесторы пригласили художника Сергея Вашкова, ученика Виктора Васнецова. Вашков использовал в своих работах фрагменты из церковной живописи и архитектуры средневековой Руси. Его творчество сделало крайне простое с архитектурной точки зрения здание уникальным.
Для оформления фасада автор переосмыслил убранство Дмитриевского собора во Владимире со львами, грифонами, птицами, цветами и библейскими персонажами. Украшения он представил с точки зрения эстетических вкусов своих современников. Например, художник изменил и придумал некоторых персонажей. Так на фасаде появились полуптицы-полудраконы и совы, которых нет в декоре владимиро-суздальских памятников, но созвучные стилистике русского модерна с его сказочно-фантазийной линией. Именно благодаря этим барельефам здание и получило свое народное прозвище – «дом со зверями».
Мамская Москва
До рождения дочери Леи я переезжала по разным районам столицы, но нигде у меня не было ощущения дома. Сейчас вот уже 4 года я живу на «Фрунзенской». В новом статусе мамы мне открылось, что центр не подходит для молодых родителей. Там нет парков, детской уютной инфраструктуры. Поэтому «Фрунзенская» – идеальное место для молодой мамы, с его Новодевичьем монастырем и парком, усадьбой Трубецких, соседством с Лужниками, куда я хожу в бассейн в свободное время.
Наши с семьей любимые кафе здесь же, на районе. Мне нравится итальянский ресторан La Scarpetta. В нашем районе, в какое бы заведение ты ни зашел, нигде нет границ между бариста, менеджером и гостем. Все общаются как старые друзья.
Уникальность Москвы в разнообразии выбора и удобстве. Мне нравится спортивная инфраструктура, разнообразие детских садов. Родители могут выбрать любую атмосферу и формат воспитания.
Я всегда планирую свой день так, чтобы не возвращаться за чем-то домой. Поэтому по городу я передвигаюсь на машине. Машина уже не средство передвижения, а мобильный дом.
За годы жизни в столице я все никак не доеду до Ботанического сада. Он самый большой в Европе, но посетить его не удается из-за моего графика. Недавно я оказалась на новом Речном вокзале. Мы семьей покатались на теплоходе «Союз» с красной звездой и с добродушной пышной мороженщицей на палубе, которая все время нас за что-то хвалила. Это было похоже на небольшое путешествие в детство.
Я считаю, что всем новоприбывшим нужно найти свою микросреду. Когда у меня случился мэтч с рекламщиками в 2000 г. и я почувствовала себя своей в городе, то поняла, что реклама – моя среда. Или, например, я могу не любить свою работу, но по выходным у меня с единомышленниками велопробеги.
Часто люди приезжают из маленьких городов, где весь город и есть микросреда. Нужно сразу понимать, что в Москве невозможно так себя чувствовать. Лучше не терять время на расстройство, а пустить энергию на поиски своего кластера.