Проводник в профессию: зачем нужны наставники на работе и как их находят
Живые истории о том, как встреча с наставником меняет карьеру человекаНа медиафасаде Останкинской башни в Москве сейчас транслируют силуэт пеликана – птицы, которая «не жалея себя, питает птенцов», по определению Екатерины II. Императрица в 1763 г. поместила пеликана на герб Московского воспитательного дома. Тогда считали, что пеликан есть образец самоотверженной родительской любви: разрывая клювом собственную грудь, птица кормит голодное потомство своей кровью. Сейчас уже известно, что это не так. Но в силу преемственности традиций именно пеликан стал символом объявленного в России в 2023 г. Года педагога и наставника.
Конкурс «Лучшие практики наставничества», который проводит Региональный центр компетенций Москвы, – одно из ключевых событий этого Года в столице. Заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов поясняет: наставник – это тот, кто готов передавать свои знания менее опытным работникам на предприятии. Система наставничества прямо влияет на производительность труда, и это понятие по-прежнему актуально, говорит Ефимов. Он считает: «Наставничество помогает компаниям совершенствовать управленческие процессы, внедрять методы бережливого производства, поддерживать рационализаторство». В материалах конкурса также подчеркивается, что специалист, призванный «передавать менее опытным работникам знания и навыки», обладает «высокими личностными качествами».
Наставник глазами экономиста
Доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Инга Корягина подтверждает ценность наставников. Корягина изучила системы передачи опыта в 20 российских компаниях, и вот статистика: наставники снижают текучесть кадров до 10%, затраты на обучение – до 15%, уменьшают травматизм в объеме до 20% и брак – до 25%. При этом наставничество не требует дополнительных финансовых вливаний, но экономическая выгода ощутима.
В московском конкурсе будут соревноваться лучшие практики и самые яркие наставники города. Уже поданы заявки от заводов, ритейла, больниц, туристических компаний, учреждений науки, культуры и спорта. Работы на конкурс принимаются до 5 июля, затем отберут и наградят победителей, а их опыт распространят на столичных предприятиях. «Ведомости. Город» тем временем обсудил с успешными людьми столицы, насколько важны наставники и как не упустить их уроки (а чтобы не повлиять на итоги конкурса, мы отобрали случаи, в нем пока не участвующие).
Сделать личность и харизму инструментом обучения
Сейчас в экскурсионном бюро Музея под моим непосредственным руководством находятся 20 человек, включая внештатных экскурсоводов. Как преподаватель, я также участвую в программе дополнительного образования и профессиональной переподготовки городских экскурсоводов «Москвагид».
А по профессии я – гидролог. Когда я только начинал проводить первые коммерческие экскурсии, у меня было несколько наставников. В первую очередь хотелось бы назвать гида Татьяну Денисову, мы вместе работали в бюро «Москва глазами инженера». Именно на ее личном примере я понял, как надо проводить экскурсию. Хотя в целом у каждого гида свой подход, я взял ее метод за основу: это рассказ с элементами театрализации, драматургии, интерактивных практик. Ее манера импонировала мне доброжелательностью, умением раскрыть «вкусные» факты, педантичностью и интересом к предмету.
Уже на основе практик Татьяны Денисовой я вырабатывал собственные профессиональные приемы, которые теперь стараюсь передать другим. Для удержания внимания мне нравится задавать вопросы аудитории и вовлекать ее в разговор. Чтобы не выгореть, многократно рассказывая одно и то же, – постоянно дорабатываю и обновляю экскурсию, меняю акценты, шучу. Например, на экскурсии в метро мне нравилось демонстрировать популярный интернет-мем: два моллюска плавают в океане Юрского периода и мечтают о том, что они оставят след в истории, и их будут помнить и через 150 миллионов лет. Экскурсанты смеются, а потом я показываю окаменелости моллюсков на каменной облицовке станции метро «Добрынинская»: вот этот след.
Подобными «фишками» я и делюсь со своими учениками. У нас по-прежнему много опыта передается от человека к человеку, из уст в уста, как в средневековых цехах и ремесленных гильдиях мастер передавал знания от подмастерья к подмастерью. В этом смысле работа гида – ремесленническая, в хорошем смысле этого слова.
В российской традиции наставничества, по крайней мере, в сфере туристических услуг, я не вижу той же стандартизированной схемы, что, возможно, есть в международных системах. Можно сказать, что в нашей практике больше роль личности и харизмы. Я знаю, что, например, на Валааме были вполне светские гиды, которые водили экскурсии по острову и его монастырям, скитам по 30-40 лет. И они превратились в своеобразных хранителей тех мест, таких местных старцев. Их обо всем спрашивали, они все знали.
Не только вовлекать, но и получать экономическую выгоду
Когда в EKF приходит новый человек, на протяжении трех месяцев у него есть наставник, чтобы помочь адаптироваться, передать ценности и корпоративную культуру. А задача руководителей – создать атмосферу сотрудничества, где нет места конкуренции. Поэтому результаты наставничества порой даже лучше, если наставник и его подопечный входят в разные подразделения. Роль наставника может выполнить не каждый, нужно обладать и профессиональными, и человеческими качествами – но эти качества можно в себе развить.
И у меня у самого есть наставник, хотя я не новый сотрудник. Я включен в программу кадрового резерва компании, попасть в число резервистов – это и престиж, и ответственность. Раз в неделю я 40-60 минут обсуждаю с наставником текущую ситуацию и перспективы. Вот недавняя тема: EKF оплачивает сотрудникам часть расходов на получение MBA, и я задумался, насколько такие траты эффективны. Нет ли опасности, что мы потратимся на обучение сотрудников, а они уйдут? Ответ наставника впечатлил меня: «Гораздо больше надо опасаться того, что они не обучатся и останутся».
Мой наставник – один из топов нашей компании Дмитрий Кучеров. У него есть способность: обучать сразу в нескольких плоскостях, так сказать, разнопланово. Например, что касается hard skills (профессиональных навыков), он подскажет и по финансовым расчетам, и по работе с продуктом. В то же время, я учусь как руководитель, наблюдая за тем, как он управляет командой, ведет переговоры. Вижу «фишки», которые он применяет, и дублирую. Ценю его открытость: несмотря на плотные графики, мы можем оперативно обсудить любые затруднения. Дмитрий не дает распоряжений, он рассказывает, как бы сам поступил в ситуации, а я принимаю решение уже на основе той информации, которую получил.
Наставник и курсы порекомендует, и список самой лучшей, «работающей» литературы, чтобы я мог развить те или иные скиллы. Например, понравились «Продавец обуви» от создателя компании Nike – Фила Найта и «Поток: Психология оптимального переживания» Михай Чиксентмихайи.
Я сам выступаю как наставник и провожу внутреннее обучение коллег. Рассказываю, как продвигать новые продукты, как вести ценообразование. Внутреннее обучение проходит на конкретных примерах из нашей практики, это очень рационально. Наставничество в таком виде помогает не только вовлекать людей, но и получать экономическую выгоду. Конечно, когда я выступаю как наставник, то делаю это без финансового вознаграждения. Но мне это тоже приносит пользу, помогает усовершенствовать свои собственные знания. Как в анекдоте: столько раз объяснил, даже сам все понял.
Дать право на ошибку
Мой наставник преподал мне самый главный урок в жизни: он меня уволил. За что я ему очень благодарна. Это случай, о котором многие постеснялись бы рассказать. Но я считаю, что неудачный опыт по-настоящему может научить нас. Двадцать лет назад я пришла в институт Генплана Москвы и четыре года проработала под руководством уважаемого мною Сергея Борисовича Ткаченко. Он сразу начал мне давать сложные задания, связанные с проектной работой. Но я же не заканчивала профильный вуз! Сергей Борисович говорил: вспоминай лягушку, которая попала в кувшин с молоком, взбивала его лапками и смогла выбраться. Как мудрый наставник, он давал мне пространство и возможность принимать решения самой и, самое главное, всегда позволял ошибаться.
У меня была большая область для принятия решений. Проработав четыре года, я посчитала, что мне все позволено и надела на голову корону. В какой-то момент Ткаченко понял, что я переиграла сама себя, и уволил меня с «волчьим билетом», не рекомендовав сотрудникам Генплана со мной общаться. Это был самый лучший жизненный урок на свете! Мне было 26 лет. Только тогда я поняла, что ничто не бесконечно, что необходимо отдавать себе отчет, кто ты, чего ты стоишь, что такое субординация, что происходит вокруг тебя, какое место ты занимаешь в общем процессе. Целый год я страдала и только спустя время я приняла его решение, как благо для себя. Спасибо большое Сергею Борисовичу за то, что этот урок мне преподал.
Теперь я сама руковожу коллективом, и эти два понятия, начальник и наставник, для меня едины. Со всеми своими сотрудниками и коллегами я общаюсь на равных, опыт – предпочитаю передавать на собственном примере. Этот метод работает лучше всего. При этом важно действовать открыто, всегда получать обратную связь от коллег, никогда не принижать ни себя, ни коллектив. Моя уверенность в переговорном процессе, то, как я общаюсь с заказчиками, заряжают ребят. Я вижу результат: некоторые из тех, кто работал со мной, уже сделали свой самостоятельный бизнес. А некоторые идут в декрет. Я не боюсь, что мои сотрудники, которых я растила, выберут свою дорогу.
Архитекторы – креативные ребята, но они зачастую не организованы как менеджеры или предприниматели, у них нет представления о тайминге, о том, как лучше «продавать» себя. Самый лучший в профессии – это тот, кто может совмещать многие навыки и компетенции: креативность, знание нормативов и законодательства, умение организовать рабочий день, распределять задачи пропорционально времени, а не по дедлайнам, и, тем не менее, собраться в моменте, если так диктуют сроки. Важен навык презентации продукта и публичных выступлений, нужно уметь монетизировать свой труд. Если один человек не может в себе это сочетать, тогда необходимо формировать команду, которая в целом обладала бы всеми этими качествами и обменивалась бы навыками внутри себя. Молодым ребятам, которые вступают в профессию, я советую смелее вступать в такое партнерство.