Никола Мельников: «Если есть мурашки, значит это работает»
Гуляем по Москве с пианистом и композиторомГулять по весенней Москве Никола Мельников может часами. Вот только часов этих у него в последнее время не так уж и много. Но композитор привык: с раннего детства музыка занимала каждую свободную минуту. Зато теперь, перешагнув 30-летний рубеж и выбираясь на прогулку, он вспоминает, какую роль сыграл город в формировании его карьеры.
Родители Николы очень рано распознали в сыне музыкальные способности. В четыре года они отдали его в подготовительные классы Московской средней специальной музыкальной школы им. Гнесиных. За фортепиано юноша начал проводить по шесть часов в день. Перед поступлением в колледж умудрился сломать пальцы во время игры в футбол. Но перед экзаменом снял гипс и исполнил подготовленную программу. Его зачислили в колледж.
От Арбата до Солянки
С 15 лет он ездил по Москве и давал частные уроки. Некоторые его подопечные были вдвое старше юного педагога. В этих поездках Никола и исследовал город, по которому сегодня с легкостью может передвигаться без навигатора. Особенно хорошо ему знакомы районы Знаменки и Арбата, где находятся спецшкола и академия имени Гнесиных.
Значительное влияние на Николу как на музыканта оказала ночная жизнь Москвы. Идя по Китай-городу, уже сложившийся композитор заглядывает во двор дома, где раньше был любимый клуб столичных хипстеров «Солянка». Еще подростком Мельников несколько раз пытался попасть в это культовое место 2010-х гг., но строгий охранник на фейс-контроле не пускал его в заведение для взрослых. Попасть в заветное место Никола уже смог, достигнув совершеннолетия. Увидев в клубе фортепиано, музыкант не смог устоять и исполнил несколько композиций.
«Посетители обступили меня, стали снимать на телефоны», – рассказывает Никола.
На следующий день один из менеджеров клуба позвонил ему и предложил устраивать такие импровизационные концерты каждую пятницу перед вечеринками. Музыкант согласился.
Здесь меня понимают
В вечерний час пик Москва наполняется какофонией звуков: сигналят стоящие в пробках машины, заведения общепита заманивают посетителей популярными песнями, горожане пытаются перекричать друг друга по телефонам, а уличные музыканты играют на гитарах и барабанах в надежде, что прохожие подкинут им монет. Некоторые горожане предпочитают «прятаться» от интершума мегаполиса в звукоподавляющие наушники.
Но для коренного москвича Николы Мельникова это самая понятная и приятная музыка. Именно так звучит город, в котором он вырос. За свою жизнь он объехал сорок стран мира. Но Москва для него – лучший город земли.
«Здесь меня понимают, я чувствую себя здесь максимально нужным», – поясняет Никола.
Одно из его любимых мест – дом, где он живет, на «Тимирязевской». «Из окон моей квартиры на 23-м этаже хорошо виден Тимирязевский лес. Для меня это некий московский Central Park, атмосфера в котором меняется в зависимости от времени года».
Еще одно знаковое для Николы место – тихий дворик и кафе «Энтузиаст» в Столешниковом переулке, нырнув в который можно оценить сразу несколько заведений.
«Я люблю перекусить там в ресторане «То-то». А после забежать в лучшую, на мой взгляд, московскую бильярдную «Круглый Шар». Все эти места собраны во дворе одного дома в Столешниковом переулке. Очень удобно», – поясняет Никола. Музыканта также можно встретить в МХТ им. Чехова или Театре наций, премьеры которых он старается не пропускать.
Биография
Никола Мельников родился в Москве в 1992 г. Прошел все стадии образования в Гнесинке: среднюю специальную школу, колледж, академию. Учился по классу фортепиано. За время учебы неоднократно становился лауреатом международных конкурсов.
Профессиональная карьера Мельникова началась с выступления на Неделе моды в Париже, за которым последовали концерты на презентации выставки Захи Хадид в Эрмитаже и гала-открытие чемпионата мира по шахматам в Нью-Йорке.
Первый альбом артиста вышел в 2015 г. и попал в мировой топ-100 iTunes и топ-15 чарта BillBoard Classical. В 2022 г. композитор создал собственный оркестр Octo Ensemble, объединивший семь виолончелей, рояль и перкуссию. Фирменный стиль Мельникова – сочетание элементов современной академической и электронной музыки.
Каждый раз, когда его друзья впервые приезжают в столицу, он стремится удивить их своим фирменным маршрутом. «Культурная программа по городу невозможна без Большого театра и Московской консерватории. Гастрономическая – без обеда в ресторанах “Доктор Живаго” и “Кафе ПушкинЪ”. Прогуляться же лучше всего по ВДНХ, но только так, чтобы обязательно заглянуть в технологический павильон “Космос”, – добавляет Никола.
В столице музыканту хотелось бы только больше концертов зарубежных артистов. Обмен опытом с коллегами из других стран он считает очень важным для профессиональных музыкантов.
– Понимаю, сейчас это сделать сложно, – говорит Мельников. – Конечно, российские музыканты по-прежнему работают. Но объективность в оценке собственного творчества снижается, когда нет возможности сравнить себя с исполнителями, сформированными культурами других стран.
Смешение стилей
Современный музыкант вряд ли может замкнуть себя в рамках одного направления. Никола тоже старается “прокачивать” мультижанровость. Совмещает навыки классического пианиста и эксперименты с клубными стилями.
Впервые электронная музыка увлекла Мельникова после того, как он услышал ее в исполнении французских диджеев на острове Пханган. Впечатленный композитор захотел попробовать себя в этом жанре. Во время своих первых перформансов он мог сначала исполнять классику на рояле, а потом продолжить играть диджейский сет на виниловых вертушках. Сегодня на его концертах симфонический оркестр звучит вместе с аналоговыми синтезаторами.
– Если есть мурашки, значит это работает. Если нет – пробуй дальше, – говорит композитор. – Чувствовать максимальное удовлетворение от содеянного – вот главный критерий моей жизни.
Звездный концерт
Москва для Николы – это еще и одна большая сценическая площадка. Помимо классических концертных залов он играл на сцене, сконструированной посередине Садового пруда в парке “Останкино”, выступал в Кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла или в оранжерее Аптекарского огорода. В последнее время он осваивает необычные места и других городов России. Не так давно играл в каппадокийской пещере в Турции, на соляном озере Эльтон, на Байкале и в лесной чаще. Он даже исполнял музыку «на цветках», к которым были присоединены компьютерные провода. Композитор в определенной последовательности прикасался пальцами к бутонам, чтобы они издавали мелодию.
В ближайшем будущем Никола планирует сделать концерт на заброшенном маяке мыса Анива – визитной карточке Сахалина.
– Это невероятное место. Его построили японцы еще в 1939 г. Мне кажется, это самый красивый маяк в мире, – рассказывает Никола.
Одно из желаний композитора – космические гастроли. Эта идея имеет генетические предпосылки. Дедушка Николы был связистом на Байконуре во время полета Юрия Гагарина. А бабушка собирала первый луноход.
– Было бы неплохо сыграть в невесомости в окружении звезд и других планет, – говорит Никола. – Вот только с моим ростом в 188 см сделать это будет сложновато.
Пока Никола успел поучаствовать только в коллаборации «Роскосмоса». В апреле 2021 г., в канун 60-летней годовщины полета Юрия Гагарина, он вместе с Максимом Сорокиным выпустил анимационный музыкальный клип, по сюжету которого «космонавты» Мельников и Сорокин покидают Землю на космическом корабле, выполняя некую благородную миссию. Презентация фильма прошла на ВДНХ в рамках юбилейных мероприятий.
Последняя надежда
25 апреля на Новой сцене Театра на Таганке Никола Мельников презентует второй альбом «Last Hope». Композитор представит эволюцию своих аранжировок за последние девять лет: от соло на фортепиано до масштабного звучания оркестра из пятидесяти музыкантов. На визуальный контекст для концерта Николу вдохновило его последнее путешествие по Японии. Вместе с художницей-каллиграфом Чери Джеррерой они придумал сценографию, наполненную цветами, поэзией и ароматами.
– Сейчас очень сложно удержать внимание аудитории, – говорит музыкант. – Поэтому в концерте мы будем задействовать практически все чувства человека, чтобы зритель позабыл про отвлекающие его внешние факторы и погрузился в музыку.