Кадры решают: кто и как готовит будущую элиту IT-отрасли
Центральный университет проводит математические и бизнес-соревнования для школьников и студентов по всей России2 марта состоялись сразу два мероприятия от Центрального университета, где студенты и школьники могли проверить свои знания математики.
Для студентов вузов со всей страны – полуфинал общероссийского турнира по математике «День влюбленных в математику» (ДВМ). А для школьников – командная игра «Математическая регата». Эти конкурсы являются частью стратегии Центрального университета по выявлению, поддержке и подготовке будущих специалистов для IТ-отрасли. Чтобы справиться с дефицитом IT-кадров на рынке, вуз активно популяризирует математику среди молодых ребят. Знание таких областей, как линейная алгебра, математический анализ, теория вероятностей и статистика, помогают специалистам разрабатывать алгоритмы машинного обучения, проводить оценку рисков, строить и развивать модели – основу любых технологий, в том числе искусственного интеллекта и нейросетей. Популяризацию математического образования президент Владимир Путин назвал ключевой задачей во время заседания Совета по науке и образованию, для решения которой нужно задействовать административные и финансовые ресурсы.
Обстановка на полуфинале ДВМ царила непринужденная. Ребята расселись за командные столы. Все время звучали малопонятные гуманитариям шутки на тему алгоритмов и интегралов. Одна из участниц, Лиза Пономарева, студентка магистратуры Центрального университета, отметила, что такие конкурсы помогают обрести уверенность, попробовать силы в оригинальных состязаниях, заряжают позитивом.
«Команда у нас сформировалась через общение в групповом чате, сокурсники увидели объявление, и мы решили принять участие, – рассказывает Лиза. – Рассматриваю турнир скорее как игру, хочется хорошо и с интересом провести время за любимым занятием».
С Лизой солидарен Богдан Бутырин, студент 2-го курса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), который участвует в ДВМ второй год подряд.
«Очень нравится турнир, – говорит Богдан. – Для меня это хорошая тренировка «мышечной памяти», шлифовка знаний. Уровень сложности задач можно сравнить с олимпиадами по высшей математике. Роли в команде у нас разделены, кто-то специализируется на алгебре, кто-то – на комбинаторике».
ДВМ организует Центральный университет (ЦУ) совместно с Университетом информационных технологий, механики и оптики (ИТМО, Санкт-Петербург) и «Тинькофф».
По уровню сложности задачи напоминают олимпиадную математику и представляют собой интеллектуальную викторину. Требуется оригинальное решение различных примеров по алгебре, комбинаторике, теории вероятности, матанализу. Приветствуется нестандартный, креативный подход к решению.
Среди участников – студенты бакалавриата и магистратуры. Ребята формируют команды из четырех человек из одного вуза. По сути, это общенациональное соревнование университетов, говорит директор «Тинькофф Образования» Варвара Смирнова о ДВМ. По ее словам, на первом отборочном этапе компания получила заявки примерно от 400 команд (это более 4000 участников), в полуфинал прошли 64 команды (это 256 участников), и такое же мероприятие одновременно проходит в 8 городах страны. Помимо Москвы в конкурсе задействованы Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Краснодар, Екатеринбург, Уфа, Пермь и Новосибирск.
Финал пройдет 23 марта в Москве для 8 команд. «Команде-победителю предлагаются стажировки в ведущих отечественных компаниях, ускоренный отбор на работу в «Тинькофф», денежный приз в размере 150 000 руб. и возможность обучения в магистратуре Центрального университета», – рассказывает Смирнова.
Ректор ЦУ Евгений Ивашкевич подчеркивает, что «сейчас, на этапе проведения нашего турнира, нет задачи строго привязать молодежь к какой-либо компании – это сложно в современном динамичном мире…» Но ребятам предоставляют возможность пройти стажировки в интересующих их структурах. Например, в том же «Тинькофф» сейчас стажируются около 20% студентов ЦУ.
В итоге в московском полуфинале победила команда из МФТИ. Но абсолютным лидером по количеству набранных баллов пока является коллектив из СПбГУ.
Если «День влюбленных в математику» – молодое мероприятие, его впервые запустили в прошлом году, то «Математическая регата» для старшеклассников в нынешнем виде проводится с 1999 г. Сейчас в числе организаторов – Центральный университет, НИУ ВШЭ, Московский центр непрерывного математического образования, Центр педагогического мастерства и «Тинькофф». Соревнование состоит из четырех или пяти туров, в каждом из которых команде из четырех учащихся предлагается три задачи: по алгебре, геометрии и комбинаторике. Туры ограничены по времени – от 10 до 25 минут. Чем длиннее тур, тем больше баллов стоит задача. В заочном отборочном туре участвует 500–600 команд, а в основном мероприятии – до 80.
Идея регаты принадлежит коллективу преподавателей-единомышленников московских школ. «За несколько часов дети решают 15 задач, они тут же видят результат своей работы, видят разбор решений, то есть налицо обучающий эффект, а не просто рейтинговый, оценочный, как на большинстве школьных олимпиад», – рассказывает о преимуществах конкурса перед классическими образовательными конкурсами один из вдохновителей проекта, известный математик Александр Блинков.
Мы не ставим себе конкретной задачи интегрировать этих ребят в структуры компании. Придут – замечательно, не придут – это их выбор. Сейчас важно находить молодые таланты, помогать им, взращивать, дать им навыки работы в команде и возможность прокачать базовые математические скиллы, которые необходимы при работе в том числе в финтех-компаниях. Мы – молодая компания во всех смыслах, что касается и наших клиентов, многие из которых присоединяются к «Тинькофф» еще в юном возрасте. Поэтому у нас с молодежью параллельное движение, мы их понимаем
В этом году среди 10-х классов успех праздновала команда одной из старейших физико-математических школ столицы – лицея «Вторая школа».
По словам Евгения Ивашкевича, стратегическая цель ДВМ, «Математической регаты» и других образовательных мероприятий – подготовить авангард для IT-индустрии. «Эти ребята – будущие специалисты в сфере искусственного интеллекта, программного обеспечения, финтеха. Потому, например, такие мероприятия интересны не только «Тинькофф», но и другим нашим партнерам, среди которых VK, МТС и др.», – говорит он и утверждает, что сейчас все крупные компании вкладываются в образование, потому что осознали, что привлекать и готовить кадры нужно самостоятельно.
Ивашкевич озвучивает масштаб проблемы. Еще четыре года назад математику как профильный предмет на ЕГЭ сдавали 360 000 учеников. В 2023 г. – уже 283 000. Отчасти это связано с демографическими причинами, также растет популярность колледжей. Но для IT-компаний и других заказчиков диджитал-специалистов это тревожная динамика. Ивашкевич выделяет три направления, где сходятся интересы образовательных институтов и бизнеса: разработка программных продуктов, машинное обучение (искусственный интеллект), IT-предпринимательство (маркетинг, управление финансами и т. п.). Те компании, которые вкладываются в обучение и подготовку кадров, уже сейчас получат несомненное конкурентное преимущество в ближайшие годы.
Среди очередных интеллектуальных соревнований от Центрального университета – кейс-чемпионат DEADLINE, регистрация на который заканчивается 14 марта. На этом турнире школьникам предстоит решать не математические, а бизнес-задачи в области IT – предложить идеи применения ИИ в образовании. Лучшее решение (по мнению жюри) будет внедрено в учебный процесс Центрального университета. Победители и призеры получат гранты на поступление.