Счастье человека в мегаполисе: от чего оно зависит?
Отношения с соседями намного важнее доходаГорожане чувствуют себя лучше всего, если вокруг много людей, они выходят на улицу в разное время суток — и доверяют друг другу. «Город» рассказывает о самых важных факторах, которые, по мнению урбанистов, делают жителей мегаполисов счастливыми.
В 1961 г. родоначальник «нового урбанизма» и одна из самых глубоких исследователей городской культуры Джейн Джекобс в книге «Жизнь и смерть больших американских городов» сформулировала принцип, который определяет социальные перспективы города.
Он нуждается в многоуровневом «полнокровном разнообразии» — в нем должны быть разные объекты, пути и ландшафты, реализующие разные функции и обеспечивающие условия для разнообразных отношений между разнообразными людьми, реализующиеся в разные временные циклы: сезоны, месяцы, дни недели и время суток.
Отсутствие разнообразия разрушит связность городских систем и городского общества — например, спальные районы, пустеющие днем и оставляющие пустыми свои улицы ночью, становятся в это время территорией воров и грабителей.
Четыре условия городского разнообразия
Джекобс сформулировала четыре условия, необходимых для обеспечения разнообразия:
Район и как можно большее количество его составных частей должны исполнять минимум две первичные функции, предпочтительно — минимум три. Этим должно обеспечиваться присутствие людей, выходящих на улицу в разное время и с разными целями, но при этом использующих многие городские возможности совместно.
Кварталы в большинстве своем должны быть короткими. Это значит, что улицы и возможности свернуть за угол должны быть частыми.
В районе должны, перемежаясь, идти здания, различающиеся по возрасту и состоянию, включая немалое число старых, чтобы приносимые ими экономические плоды были различны. Это смешение должно быть достаточно тесным.
Необходима достаточно высокая концентрация людей, по каким бы причинам они здесь ни находились. В том числе — высокая концентрация людей, живущих в данном районе.
В городах, отвечающих условиям разнообразия, воспроизводится сообщество, разрушение которого урбанистической культурой второй половины XX в. Джекобс считала ключевой тенденцией и главной проблемой развития современных обществ.
Именно распад сообщества делает город «необитаемым» и превращает его в средоточие одиноких и несчастных людей. Ключевой фактор, определяющий психологический комфорт человека в урбанистической среде, — «то, как город влияет на отношения между людьми» (Чарльз Монтгомери, «Счастливый город. Как городское планирование меняет нашу жизнь»).
Если вы потеряли бумажник — вернут ли его?
«Многие ощущают в городе беспокойство и одиночество, — отмечает английский невролог, член Королевской коллегии психиатров Питер Кидуэлл в своей книге «Психология города. Как быть счастливым в мегаполисе». — Поэтому важно, какое место мы называем своим домом. Если мы его не выбирали, то эмоциональной привязанности не возникнет. Дом для счастливой жизни должен удовлетворять базовые потребности человека в убежище, близости, самовыражении и быть гостеприимным».
Отметим, что три из четырех потребностей, отмеченных выше, невозможно реализовать вне регулярного общения с окружением — с людьми самой разной степени близости. «Когда речь заходит об уровне удовлетворенности жизнью, фактор отношений с другими людьми легко и с большим отрывом обходит фактор дохода», — продолжает урбанист и журналист Чарльз Монтгомери. И далее приводит результаты простого и очень наглядного исследования: «Представьте, что вы где-то на улице потеряли бумажник. Какова вероятность, что он к вам вернется, если его найдет сосед? А незнакомец? Или офицер полиции?»
Города, где люди верили, что получат бумажник обратно, всегда имели более высокие показатели по уровню удовлетворенности жизнью. Аналогичные результаты были и по районам городов. Ключевой фактор — доверие, и он гораздо важнее дохода.
В трех самых крупных и богатых городах Канады — Калгари, Торонто и Ванкувере — был самый низкий уровень доверия и при этом самый низкий уровень ощущения счастья. Город Сент-Джонс, скалистый аванпост вечно бедной провинции Ньюфаундленд, занял одну из верхних строк в списке самых счастливых городов с высоким уровнем доверия».
Понятно, что доверие есть условие и, одновременно, следствие социальных связей и что без некоторого хотя бы минимального уровня доверия просто невозможно жить среди людей. Противоположностью соседства является враждебное окружение, в котором отсутствие доверия сразу же разрушает чувство безопасности и осложняет любые контакты.
Общая судьба горожан — и личное пространство для каждого
Жизнь в отшельничестве сурова, но жизнь в одиночестве среди людей намного страшнее, ведь при отсутствии доверия и социальной связности «другие» превращаются в источник опасности. Это характерно для криминализированных городских районов, для трущоб, где люди из соседей превращаются в самую страшную угрозу.
Поэтому «прежде всего городская среда должна помогать выстраивать и укреплять социальные связи между друзьями, родственниками и незнакомцами. Ведь именно они наполняют жизнь смыслом. Именно такие связи — самые серьезные достижения и возможности города. Город, который признаёт нашу общую судьбу и отдает ей должное, способствует эмпатии и сотрудничеству, поможет справиться с самыми серьезными вызовами нашего века», — считает урбанист и журналист Чарльз Монтгомери, автор книги «Счастливый город. Как городское планирование меняет нашу жизнь».
Однако растворенный в социальном окружении, его интересах и делах человек тоже вряд ли может быть счастливым. Именно этим нас смущают утопические мечты Т. Мора и Т. Кампанеллы (идеальные государства без частной собственности и неравенства, где все работают на общее благо и получают по потребностям. — Прим. ред.)... Нам сложно представить себе счастье без личного пространства, территории интимности и ощущения безопасности, защищенности — в равной мере от материальных и от социальных угроз.
Отрывок из книги «Terra Urbana: города, которые мы п...м», издательство «Эксмо».
Авторы — директор Научно-исследовательского и проектного института городского транспорта Москвы «МосТрансПроект» Александр Поляков и доцент кафедры философии и методологии науки МГУ им. М. В. Ломоносова Тарас Вархотов.