Век учись. Как получать полезные знания и не стать вечным студентом
Когда полученные навыки не удается применить на практикеРастет популярность различных учебных курсов, которые дают возможность осуществить свою детскую мечту, например стать актером или монетизировать хобби. В погоне за новыми знаниями тратится много денег, энергии, времени, но полученные навыки далеко не всегда удается применить на практике.
Оборот онлайн-образования в России в 2021 г. вырос на 19% по сравнению с предыдущим годом, а средний чек на такие услуги – на 18%. Таковы данные IT-компании Admitad. Однако взрослому человеку перед тем, как начать учиться чему-то новому, важно четко определить свои цели и мотивы. Идет ли речь о развлечении, способе проведения досуга или о чем-то более серьезном. «Сейчас дополнительное образование в аккредитованном вузе при определенном количестве часов дает право на переквалификацию. Если мотив – именно новая профессия, которой хочет заниматься человек, то это совсем не о развлечении, а о способе заработать на жизнь, о социальной адаптации, реализации своего потенциала», – отмечает клинический психолог Наталья Бычкова.
Цель побеждает депрессию
«Я сталкивался с примером «вечного студента» – человек, работавший курьером, начал изучать программирование на курсах, хотел сменить профессию на программиста, чтобы перейти на удаленный формат работы и увеличить свой доход, – рассказывает Александр Андреев, дизайнер продуктов UX/UI в компании SberDevices. – Программа обучения была рассчитана на один год. За это время он максимально погрузился в теорию, при этом отказывался от практической части и публикации своего кода на GitGub. Он не рассылал свои резюме работодателям. Складывалось впечатление, что человеку просто нравится сам учебный процесс. Знания давались ему нелегко, и к концу обучения он не смог защититься, подался на этот же курс повторно, продолжая старания в том же формате. Причем человек взял несколько кредитов на профессиональное оборудование (ноутбук) и само обучение».
Главный вывод, который рекомендует сделать эксперт на основе этого примера, – если человек платит за обучение, необходимо максимально быстро получать фидбэк от внешнего мира. Например, составить резюме, отправить свои работы потенциальным работодателям уже на начальном этапе.
Если, конечно, цель – сменить профессию. Если нет четкого мотива для обучения, «вечный студент» рискует переходить с одного небольшого курса на другой. Это не только не гарантирует результат, но и чревато серьезными проблемами. «В моей практике встречались депрессивные, тревожно-депрессивные клиенты, которые преодолевали одиночество, неуверенность в себе, непонимание того, что с ними происходит, путем покупок разных курсов, – говорит Наталья Бычкова. – Таким способом они пытались самостоятельно разобраться, что с ними происходит, преодолевать свои недостатки, как они считали, путем разных тренингов. К сожалению, наступало лишь кратковременное улучшение, а потом – еще большее отчаяние».
Некоторым удается найти здоровый баланс. «Я знаю людей, которые учатся регулярно. Очень часто это работники бюджетных организаций, а постоянные курсы/вебинары/семинары они проходят в рамках своей работы (например, учителя). Не видела, чтобы были какие-то негативные последствия, если только хроническая усталость», – рассказала Юлия Загитова, основатель агентства Breaking Trends.
Поиск качества
Допустим, цель обучения – повысить свою конкурентоспособность на постоянно меняющемся рынке труда, а, возможно, и освоение новой профессии. Мотивация облегчает выбор, но не упрощает его: среди огромного потока образовательных программ сложно выбрать качественную.
Как отмечает Юлия Загитова, если до 2020 г. просто наблюдалась заинтересованность людей в онлайн-курсах, то с пандемией интернет-школы практически встали на один уровень с государственными вузами. Дело не только в формате обучения, но и в профессиях, которые можно освоить дистанционно. «Когда людей отправили на удаленку, многие задумались о том, чтобы и дальше работать в таком формате. Сразу вырос интерес к digital-специальностям, – говорит она. – Онлайн-образование вошло в жизнь человека неожиданно резко, не было времени сообразить, где обучают хорошо, где плохо. Пробовали все подряд, а где спрос, там и предложение. Количество некачественных курсов росло».
Курсы – концентрированный материал. Есть возможность за короткий срок освоить необходимый предмет или актуализировать свои знания. «Однако такое широкое распространение онлайн-школ создает определенные трудности. В первую очередь, как правильно выбрать и где учиться? Зачастую школы не несут никакой ответственности за ту информацию, которую дают. Поэтому на рынке много сомнительных информационных продуктов низкого качества», – убежден заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ по учебной работе Семен Янкевич.
Важно отметить еще одну опасность для желающих получить новые знания. Так называемое «инфо цыганство» прочно закрепилось в медиапространстве. «Я работаю в сфере PR, захотелось получить новые знания, – рассказала «Ведомости.Город» москвичка Юлия Петрова. – В Instagram попалась реклама курса по психологии. Я в тот момент работала на удаленке, от скуки решила попробовать, хотя понимала, что такой профессии невозможно научиться в соцсетях. К счастью, заплатила всего 3000 руб. Но мне не только не прислали ссылку на курс, но и вообще перестали отвечать на сообщения, когда я попыталась вернуть свои деньги».
Недавно депутаты Госдумы высказались за регулирование платного онлайн-коучинга. Межфракционная группа депутатов предложила такие варианты контроля, как создание реестра, указание в договорах обязанности о возврате средств, если платная услуга не оказана.
Хобби для всех возрастов
На рынке образовательных услуг существует немало качественных и полезных учебных материалов. Они доступны каждому не только для профессионального роста, но и в качестве полезного развлечения.
«Дополнительное образование может быть хобби, а может и перевести увлечение в разряд профессии. Сегодня становится актуальным формат slash career, когда человек способен обеспечить себе несколько источников дохода, занимаясь совершенно разными видами деятельности. Например, в будние дни работает в банке, а по выходным ведет занятия по йоге, пишет музыку, организовывает экскурсии по городу. В креативных индустриях дополнительное образование чаще, чем в других сферах, служит своеобразным мостиком в новую профессию. При условии, что человек готов посвящать ей время и силы», – отмечает Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University.
Возраст не имеет значения. «Мир будущего – это освоение чего-то нового и умение быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия социума. Не стоит забывать и про нейродегенеративные заболевания, где один из главных способов профилактики – обучение чему-то, будь то игра на фортепиано или изучение иностранных языков. Нужно загружать свой мозг, и, желательно, качественной информацией», – уверена психолог Наталья Бычкова.
Бывает так, что родители приводят ребенка на детскую программу, а потом понимают, что сами хотели бы стать, скажем, дизайнером интерьеров или ювелирных украшений. «Есть пример, когда женщина, всю жизнь проработавшая бухгалтером, перешла в геймдизайн. Еще одна история успеха – Гузель Яхина, которая долгое время занималась рекламой и маркетингом, а потом пришла в Московскую школу кино, где в качестве учебной работы написала сценарий для фильма «Зулейха открывает глаза». На тот момент ей было 38 лет. Сегодня Гузель Яхина – известный сценарист и писательница», – резюмировала Екатерина Черкес-заде.