Благотворительность в метавселенной: как новые технологии помогают собирать пожертвования
AR-открытки, виртуальная Стена Плача и деньги вместо подарков на день рождения — чем помогать в 2022 годуВ 2022 г. мир стремительно изменился, российским благотворительным организациям стало сложнее работать, но и они изучают новые технологии в поисках точек роста. Какими могут быть благотворительные акции в виртуальной реальности и как привлечь окружающих к финансированию добрых дел — в материале «Ведомости. Города».
В начале июня актриса Татьяна Друбич впервые организовала благотворительный онлайн-сбор в честь своего дня рождения. Вместо подарков звезда фильма «Асса» и многих других картин получила более 400 000 руб., которые направила на поддержку выездного хосписа в Санкт-Петербурге. В июле свыше 1,7 млн руб. пользователи того же сервиса «Верный друг» перевели в честь дня рождения учредителя фонда «Вера» Нюты Федермессер. Подобный агрегатор с возможностью выбрать организацию-получателя есть и у фонда «Нужна помощь».
«На такие инструменты есть запрос: наши сторонники хотят не только сами помогать, но и вовлекать в помощь своих друзей», — говорит директор фонда «Вера» Елена Мартьянова. По ее словам, удачный фандрайзинг получается там, где учитываются интересы и потребности потенциального донора. По этой же причине уже 8 лет фонд проводит акцию «Дети вместо цветов» ко Дню знаний. «В прошлом году мы сделали открытку с эффектом дополненной реальности (AR-эффект). Дети дарили ее учителям — и при наведении камеры на открытку на экране смартфона появлялся объемный букет цветов. Понемногу мы встраиваем такие решения в свои проекты».
Технологии, захватывающие реальность
Если говорить об экспериментах, то чаще всего собеседники «Ведомости. Города» упоминают метавселенную. Правда, президент Ассоциации дополненной и виртуальной реальности (AVRA) Екатерина Филатова отмечает, что метавселенной в том образе, который представляют технологические лидеры, еще не существует. «По большей части метавселенной называют либо виртуальный мир, либо 3D-платформу с возможностью взаимодействовать и системой криптовалюты». При этом формат мероприятий в виде VR-погружения уже прижился, говорит Филатова: широко используются площадки Altspace, Roblox, Decentraland, Zepetto.
Особенный интерес интернет-пользователей к виртуальным пространствам возник в период пандемии. Запертым дома людям нужно было не просто где-то общаться, но и участвовать в рабочих встречах, проявлять себя творчески и проводить досуг. И вот дети уже создают своих человечков, похожих на детали Lego, на платформе Roblox, потом к ним присоединились и взрослые. Всё это выглядит как немного примитивный мультфильм, позволяющий реальным людям наряжать свои фигурки как нравится и общаться с другими такими же в режиме реального времени.
Два года назад открылась платформа Decentraland, тоже похожая на компьютерную игру, в которую все пользователи играют разом. Но в виртуальной реальности никто заранее не просчитывает сценарии. Платформа представляет собой более 90 000 земельных участков — их можно приобрести за внутреннюю криптовалюту (MANA). В ноябре 2021 г. стоимость одного участка переваливала за $3 млн, но потом упала до $1,8 млн.
В октябре прошлого года прошел крупнейший музыкальный фестиваль в метавселенной, который собрал 80 артистов и 40 000 зрителей. А этой весной такие бренды, как Dolce & Gabbana, Etro или Estée Lauder, представили свои коллекции на виртуальной Неделе моды. «Сейчас это дает хороший медиаэффект, формирует у молодого поколения лояльность к бренду», — комментирует президент AVRA Екатерина Филатова. Тут проявили себя и благотворители из России — на платформе Decentraland недавно появилась виртуальная Стена Плача, ее построили волонтеры фонда SOLOMON.help. Рядом с цифровой иудейской святыней можно мысленно выразить благодарность и загадать желание.
Специалисты отмечают еще одну площадку — это Altspace от Microsoft. Платформа заточена под устройства — например, VR-шлемы. Там проходят бизнес-конференции, где в качестве спикеров выступают CEO ведущих компаний индустрии, а послушать их приходят разработчики, дизайнеры и стартаперы со всего мира. Следить за происходящим на вполне привычной презентации можно и без шлема, по видео, но в нем интереснее — можно буквально отвести понравившегося спикера в сторону и задать свои вопросы. Не самого, а его цифровую версию, конечно.
Собственные события можно организовывать и в среде более привычных компьютерных игр. Скажем, Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова уже ставил «Вишневый сад» Чехова в Minecraft, игре по созданию собственного мира. А российский боец смешанного стиля (MMA) Хабиб Нурмагомедов на LegionFarm, онлайн-сервисе для для геймеров, нокаутировал американца Макса Холлоуэя. Нурмагомедов признался, что получил удовольствие от виртуального поединка.
NFT-поветрие
В канун 2022 г. по экологическим пабликам разошлись сообщения о креативном подходе к новогодним атрибутам. Например, виртуальную елку на сайте Центра корпоративного волонтерства DaDobro украсили шарами, которые можно было приобрести, оплатив подарок конкретным детям из социально-реабилитационных центров. Взамен благотворителю дарили NFT-открытку, нарисованную детьми и оцифрованную специалистами.
В феврале к благотворительной функции NFT прибегло руководство всемирно известного фестиваля музыки и искусств Coachella — одного из крупнейших и наиболее прибыльных музыкальных фестивалей в США и во всем мире. 4 февраля стартовал аукцион, где выставили 10 пожизненных пропусков в NFT — изображения вращающихся ключей. Премиальный вариант, VIP Compound, позволяющий проходить за кулисы к музыкантам, посещать все закрытые вечеринки и проживать в самом комфортабельном трейлере целой компанией из 10 человек, был куплен 12 февраля за $109 000, а теперь его можно приобрести уже за $1 млн. Часть средств от продажи NFT фестиваль жертвует на благотворительность.
«NFT в силу своей популярности сейчас может стать отличным инструментом фандрайзинга — если есть возможность принимать криптовалюту. Пока в России это невозможно. Некоторые фонды принимают криптовалюту на счета дочерних/партнерских организаций за рубежом», — комментирует Елена Мартьянова.
Куда дальше
«Благотворительному сектору нужны системные изменения в плане эффективных технологий цифрового фандрайзинга, — резюмирует основатель и генеральный директор проекта IHeart Global Евгения Сигачева. — Технологии web 3.0 интересны, но еще достаточно много времени пройдет до того момента, когда они будут интегрированы в реальную экономику. Поэтому я вижу сейчас гораздо больший потенциал развития цифрового фандрайзинга на базе прикладных технологий web 2.0 — это качественные промосайты с простым и легким юзерским опытом (2-3 клика) и всевозможными платежными настройками».
Впрочем, это идеальная картина мира, где у благотворительных организаций есть ресурсы для максимально технологичного фандрайзинга. Пока главной же задачей благотворительных фондов остается офлайн-помощь — самая непростая деятельность, напоминают специалисты IT-индустрии.