Устоять перед кризисом. Зачем столице понадобились свои заводы и фабрики?
В черте города работает 4 000 промышленных предприятий, порядка 700 из них – крупные и средние производства.Октябрь в Москве объявлен месяцем промышленности – это часть работы городских властей по популяризации значимого сектора экономики столицы. «Ведомости. Город» проверил, что делают власти, чтобы строились заводы, производились товары, появлялись рабочие места, а экология не слишком сильно страдала от производств.
Месячник промышленности открылся для горожан тематическими фотовыставками – они работают до конца октября на Арбате, Школьной улице и Страстном бульваре – и программой бесплатных экскурсий »Открой#Моспром». На них москвичей знакомят с работой предприятий, производящих продукты питания, оптику, тормозные системы для железнодорожных составов и многое другое. Городские власти планируют продолжить проект, чтобы рассказывать горожанам, как устроена столичная промышленность и почему она – важный сегмент экономики города.
Бурно растет
Этот месяц традиционно посвящен мероприятиям, популяризирующим столичные производства, – 7 октября отмечается День московской промышленности. Праздник установлен в 2017 г., спустя ровно два года после утверждения закона «О промышленной политике города Москвы».
Закон определяет порядок, по которому городские власти привлекают инвестиции в промышленный сектор, продумывают, каким направлениям промышленности дать приоритет, разрабатывают программы поддержки для предпринимателей в этой сфере и создают условия для подготовки кадров.
По данным московского правительства, в Москве сейчас насчитывается 4 000 промышленных площадок. Порядка 700 из них – крупные и средние предприятия. На долю отраслей всей российской экономики, производящих реальный продукт, приходится 21% валового продукта Москвы. У Москвы – самый большой объем несырьевого и неэнергетического экспорта, город отгружает шестую часть валового продукта отрасли в стране. Руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Владислав Овчинский в комментарии «Ведомости. Городу» назвал Москву «центром отечественной промышленности».
По данным департамента, за последние 5 лет объем производства обрабатывающих отраслей вырос вдвое. Количество производственных предприятий в столице увеличилось в полтора раза. «Столичная промышленность переживает настоящий подъем», – констатирует Овчинский. Представитель правительства отмечает системную поддержку сферы со стороны города. На одну только инфраструктуру, обеспечивающую особую экономическую зону «Технополис Москва», промышленные зоны «Руднево» и «Южный порт», в бюджете на 2024 г. заложено 58,7 млрд руб. По задумке правительства, это стимулирует инвестиционную активность при размещении производств приоритетных отраслей экономики – микроэлектроники, фотоники, электромобилестроения, фармацевтики.
4 000 промышленных площадок насчитывается в Москве. Порядка 700 из них – крупные и средние предприятия.
В Telegram работает чат-бот «Поддержка промышленности Москвы», который помогает предпринимателям разобраться в том, как получить меры поддержки – например, компенсировать до 50% затрат на присоединение к инженерным сетям или оформить инвестиционные льготы. Например, Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства предоставляет предприятиям Москвы льготные займы по ключевой ставке Банка России с вычетом 1,5-3% годовых. Есть специальная поддержка предприятиям легкой, химической промышленности, машиностроения, ИТ и фармацевтики для замещения импорта отечественными товарами. Им столичные власти выделяют гранты, суммой лишь в 4 раза меньше дохода предприятия за последний год. А для компаний цифровой сферы дают льготные кредиты на 5 лет на сумму 20-500 млн руб. с процентной ставкой 1 или 5%. В 2021 г. на прямые меры поддержки промышленности в городе было выделено 1,8 млрд руб.
Обновиться, сохранив традицию
В Москве осталось довольно много исторических производств. Их порядка 130, и они основаны еще в довоенные годы. Это кондитерские фабрики «Бабаевский», «Рот Фронт», «Красный Октябрь», парфюмерная фабрика «Новая Заря», «Свобода», Электрозавод и завод «Вперед». «Сохранение многовековой ремесленной истории города прекрасно доказывает, что промышленность и сегодня остается драйвером экономики столицы», – полагает финансовый аналитик платформы для управления инвестициями «Финмир» Александр Соловьев. С другой стороны, новые производства «в большинстве случаев экологичнее старых», – отмечает Лазутин. На это тоже обращает внимание правительство Москвы, определяя направления развития промышленности на перспективу.
Как рассказали «Ведомости. Городу» в департаменте, Москва делает особую ставку на развитие современных отраслей, применяя кластерный подход. Организовано три перспективных отраслевых кластера: фотоники и микроэлектроники, фармацевтики, электромобилестроения. Они объединили свыше 100 ведущих производителей. Отдельное место занимает Федеральный центр беспилотных авиационных систем, который объединит ведущих российских разработчиков и производителей БПЛА. Владислав Овчинский отметил, что каждое третье из свыше 4 000 производственных предприятий Москвы применяет передовые разработки и относится к высокотехнологичным.
Создание технопарков, индустриальных парков и парков высоких технологий с особыми экономическими режимами позволило объединить под одной крышей сотни компаний и сократить производственные площади, уменьшив издержки производств. При этом все компании таких парков могут пользоваться лабораториями с новым оборудованием, «чистыми комнатами» (с минимальным уровнем пыли, микроорганизмов и аэрозольных частиц), центрами по тестированию и сертификации. Например, в технопарке «Калибр» обосновались 150 фирм, которые занимаются беспилотным транспортом, медицинскими исследованиями, аддитивными технологиями.
По разным корзинам
Свыше 720 000 человек трудятся непосредственно на промышленных предприятиях Москвы.
Эксперты указывают, что, несмотря на успехи Москвы в развитии промышленности, до сих пор мегаполис опирался на другие «столпы», здесь сформировалась экономика с высокой долей сектора услуг, начиная от доставки заказов до профессионального банкинга, НИОКРов, госуслуг. На это указывает первый заместитель руководителя департамента экономической теории Финансового университета Сергей Толкачёв. По его словам, Москва в последние годы оказалась «самым постиндустриальным регионом России». Эту особенность отмечает и доктор экономических наук, директор Института психолого-экономических исследований Александр Неверов: «Пока модель экономики Москвы выстроена больше на концентрации штаб-квартир основных акторов российской экономики, чем на промышленном секторе». Он подчеркивает, что центральные аппараты корпораций, сектор креативной экономики и услуг дают львиную долю рабочих мест и поступлений в бюджет, а высокая стоимость земли в Москве повышает издержки промышленного производства на территории мегаполиса. «Земля в Москве дорогая и дефицитная», – подтверждает трудности размещения промышленных объектов в Москве эксперт в сфере коммерческой недвижимости, член оргкомитета Всероссийского жилищного конгресса Алексей Лазутин.
Зачем мегаполису с такой экономикой понадобилась собственная промышленность, объясняют власти Москвы. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, которые приводит портал mos.ru, экономика Москвы, получив диверсифицированную структуру, менее подвержена колебаниям как на международных, так и на внутрироссийских рынках, несмотря на различные кризисы . «Спад в одном секторе компенсирует рост в другом», – говорит он.
Сохранить потенциал
Помимо устойчивости экономики промышленность дает немало рабочих мест москвичам. В целом, в секторе занято около 2 млн человек, а непосредственно на промышленных предприятиях Москвы трудятся свыше 720 000 человек. При этом особенно востребованы квалифицированные рабочие и инженеры, что стимулирует рост спроса на отраслевую науку и техническое образование.
Как объясняет Овчинский, чтобы высокотехнологичная промплощадка развивалась, важно обеспечить ее квалифицированным персоналом. Он назвал развитие кадрового потенциала и повышение квалификаций у сотрудников предприятий ключевой составляющей развития индустрии. Для этого, к примеру, в 2021 г. был запущен образовательный проект «Московская техническая школа», который готовит специалистов для работы с современными производственными технологиями. За два года удалось обучить около 1 400 инженеров.
Развитие промышленности подстегивают мировые тренды и изменения геополитической обстановки. Толкачев признает, что к развитию собственных производств вернулись многие страны, в том числе США. «Все позабыли о недавних восторгах по поводу "постиндустриальной", "новой", "экономики знаний" и занимаются реиндустриализацией», – убежден он.
«Сужающийся банковский сектор, чувствительные к перепадам спроса кафе и рестораны, туркомпании – никакие "постиндустриальные" отрасли не смогут удержать темп развития Москвы, – считает Толкачев. – Пока город опирается на сырьевую финансовую базу, но для рывка, сохранения накопленного людского и инфраструктурного потенциала он остро нуждается в диверсифицированной промышленности».
Уменьшить воздействие
Размещение производств в городе вызвано необходимостью, но несет не только плюсы. Производящие товары крупные предприятия усложняют логистику и транспортную ситуацию, а зачастую и создают проблемы с экологией. Далеко не все производства в Москве можно отнести к категории «чистых»: 15,3% сектора занимает металлургия, что больше сегмента пищевого производства (14,5%), 6,5% – химическая промышленность.
Ярким примером вредного производства в Москве можно считать Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) в Капотне, который выпускает три десятка наименований нефтепродуктов. Но по сообщению ТАСС, после его реконструкции в 2018 г. , выбросы снизились в 2 раза, на 1500 т вредных веществ в год. Председатель общественного совета при Росгидромете, член научно-технического совета Минприроды России Вадим Петров заявил «Ведомости. Городу», что МНПЗ за 10 лет стал одним из лидеров внедрения экологических инноваций и продолжает повышать свою экологичность. При этом, по словам Петрова, доля загрязнения столичной промышленности не находится на первом месте, которое прочно удерживают выхлопные газы автотранспорта.
«В мегаполисах соотношение между выбросами промышленных предприятий и автомобильного транспорта составляет в среднем 1:5», - знает декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ кандидат экономических наук Екатерина Безсмертная. Она подтверждает, что тенденция касается не только МНПЗ. Несмотря на рост промышленного производства в Москве, вред от него сокращается. Так, согласно данным мониторинга промвыбросов, в 2018 г. на промышленные предприятия в Москве приходилось 10% общего объема вредных веществ в атмосфере, а по состоянию на март 2021 г. цифра составила 7%. «Хороший показатель для столицы», – говорит Безсмертная. Она указывает, что в последние годы в целом наблюдается устойчивая тенденция снижения загрязнения атмосферного воздуха в Москве. В 2010 г. показатель содержания оксида углерода составлял 0,25 ПДКсг (среднегодовая предельно допустимая концентрация), а в 2022 г. – 0,11 ПДКсг. В рейтинге швейцарской компании IQAir по состоянию на 11 октября 2023 г. Москва заняла 15-е место из 107, что свидетельствует о том, что Москва – один из самых чистых мировых мегаполисов. Эксперты в сфере недвижимости отмечают роль разумного зонирования территорий, которые отводятся для производств, а также сотрудничество Москвы и Подмосковья. Дело в том, что некоторые производства, например пищевое или химическое, должны иметь вокруг дополнительный земельный участок – санитарно-защитную зону, которая минимизирует воздействие на окружающую среду. Такие производства сейчас активно перемещают на специализированные площадки за МКАД, рассказывает Лазутин. На площадки, которые раньше занимала тяжелая промышленность, приходят легкие производства, так называемые light industrial – собранные в кластеры объекты производственно-складской недвижимости небольшого размера: инновационные либо мелкие предприятия в сфере фасовки и упаковки. «Такие производства безвредны для окружающей среды и жителей, в отличие от мусоросжигательных или химических заводов», – говорит он. Этой цели служит и программа комплексного развития территорий, освобождающая старые промзоны, в том числе под жилую застройку.
Международный опыт
Когда-то города во многом развивались благодаря строящимся в них заводам и фабрикам. Где-то нужно было жить многочисленным рабочим, кому-то нужно было кормить, лечить и одевать их, население росло, становилось нужно все больше и больше домов и инфраструктуры вокруг них. Но в XX в. экономические тренды изменились – рентабельными в больших городах получилось оставаться только финансовым компаниям и сфере услуг. Крупные производства закрывались или переносили свои заводы подальше от больших городов или вообще в другие страны, где расходы на их содержание были существенно ниже. В итоге на сегодняшний день, скажем, в Лондоне, Париже и Нью-Йорке, когда-то крупных индустриальных центрах, промышленности практически не осталось (возникла серьезная урбанистическая проблема – что делать с бывшими заводскими зданиями или огромными постройками для теплоэлектростанций).
Впрочем, так случилось далеко не везде. В некоторых мегаполисах продолжают функционировать промышленные предприятия, в том числе и такие гигантские, как, например, завод Airbus в Гамбурге, Citroen в Мадриде, многочисленные производства VW Group, расположенные в числе прочего в таких крупных городах, как Барселона или Сан-Паулу.