Время молодых: как Москва помогает работодателям искать стажеров
Количество оплачиваемых стажировок в центре «Профессии будущего» выросло на 20%В условиях кадрового дефицита молодые специалисты становятся для компаний желанными кандидатами и первый шаг на этом пути – стажерские программы, отмечают эксперты. Одним из каналов привлечения молодежи на такие программы для столичных работодателей стал московский центр «Профессии будущего».
В московском центре инновационных кадровых сервисов «Профессии будущего» стало на 20% больше оплачиваемых стажировок для выпускников колледжей и вузов. Об этом 8 августа рассказала заместитель мэра столицы по вопросам социального развития Анастасия Ракова, чьи слова привел портал mos.ru. Сегодня центр «Профессии будущего» предлагает для студентов и выпускников столичных колледжей и вузов более 2000 вариантов оплачиваемых стажировок. «В прошлом году было доступно 1600 таких вариантов, а в 2022 г. – 1300. С каждым годом количество предложений о стажировках увеличивается на 20%», – приводит данные «Ведомости. Городу» директор службы занятости населения Москвы, руководитель центра Андрей Тарасов.
Центр активно сотрудничает с крупными столичными колледжами и вузами и ищет для выпускников предложения по стажировкам от работодателей. «Карьерные наставники помогают подобрать подходящую вакансию, составить конкурентоспособное резюме и сопроводительное письмо, развить навык эффективной самопрезентации на собеседовании, а также подготовиться к встрече с работодателем», – пояснил Тарасов и добавил, что больше всего оплачиваемых стажировок – свыше 400 вариантов – готовы предложить компании в области информационных технологий и телекоммуникаций. По его словам, начинающий тестировщик может рассчитывать на зарплату от 56 000 руб. на период практики. На втором месте по количеству стажировок – оптовая и розничная торговля. «В этой сфере представлено свыше 360 вариантов, а заработная плата начинается от 65 000 руб.», – поделился руководитель центра.
Студентам и выпускникам из сферы финансов доступно около 250 предложений оплачиваемых стажировок. В компании требуются экономисты, финансовые и инвестиционные аналитики, рассказал Тарасов и добавил, что зарплата по этим направлениям может превышать 80 000 руб. Работодатели из сферы услуг готовы предложить свыше 240 стажировок. Будущие выпускники этой отрасли могут зарабатывать от 50 000 руб. в месяц в период стажировки. А столичные промышленные предприятия приглашают сервисных инженеров, инженеров-механиков, токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков. Таких предложений около 230, минимальная зарплата по этим рабочим специальностям составляет 60 000 руб., отметил Тарасов. По данным столичного департамента труда и социальной защиты, за прошедшие пять лет почти 20 000 выпускников колледжей и вузов воспользовались сервисами московской службы занятости, больше 13 000 из них были трудоустроены, в том числе через механизм оплачиваемых стажировок.
Как в «Сказку» попали
Парк развлечений «Сказка» начал сотрудничать с центром в 2023 г. для трудоустройства подростков и молодежи на время летних каникул на позиции операторов аттракционов и частично – на позиции специалистов. Количество пришедших от центра кандидатов генеральный директор парка Андрей Кунов назвать затрудняется, но отмечает, что многие потом остались в парке работать на постоянной основе. Сейчас парк продолжает работу с центром: передает информацию о действующих позициях для подростков и молодежи. Учащимся предлагают должности операторов аттракционов, продавцов или официантов. А выпускникам – офисные позиции, говорит Кунов.
По его мнению, развитие программы оплачиваемых стажировок для выпускников вузов, предлагаемое центром, – правильное направление социальной ответственности и со стороны государства, и со стороны бизнеса: «Многие компании боятся брать сотрудников без опыта работы по специальности. А выпускникам надо получить такой опыт, но без него их не берут».
22-летняя выпускница МАИ по специальности «Реклама и связи с общественностью» Вера Шулындина устроилась при содействии центра в «Сказку» на позицию менеджера по связям с общественностью. Еще во время обучения она узнала, что ее вуз сотрудничает со службой занятости и центром «Профессии будущего». «Я обратилась в центр и узнала, что стажировка по моей специальности есть в «Сказке» «, – рассказывает она. Шулындина рассказывает, что во время обучения самостоятельно искала стажировки, но часто сталкивалась с отказами или не получала ответа. А центр центр дал ей возможность напрямую связаться с работодателем, и сэкономить время на поиске.
Стаж засчитан
«В условиях изменившейся ситуации на рынке труда мы начали искать дополнительные источники привлечения кандидатов. Центр стал для нас одним из таких источников», – рассказывает «Ведомости. Городу» руководитель отдела подбора персонала сети ресторанов «Кофемания» Татьяна Смирнова. По ее словам, представители компании активно посещают ярмарки вакансий от центра, чтобы рассказать абитуриентам, студентам и выпускникам учебных заведений об открытых вакансиях. Благодаря этому сотрудничеству у сети в 4,5 раза выросло количество колледжей-партнеров и на 7% в месяц увеличилось число студентов-практикантов. Более 100 учащихся прошли в «Кофемании» практическую подготовку за прошлый учебный год, трудоустроено около 30 студентов, приводит данные Смирнова и добавляет, что около трети студентов было привлечено с помощью центра. Главным плюсом для компании Смирнова считает быстрое закрытие вакансий поваров сотрудниками с профильным образованием. «Мы значительно сократили затраты на подбор за счет использования бесплатных источников привлечения соискателей», – поясняет она, не уточняя деталей. Экономический эффект виден и на этапе адаптации, продолжает Смирнова. Сумма затрат на уже обученного студента колледжа, по ее словам, в два раза меньше, так как он знаком со стандартами сети, знает нормы СанПиНа, технологии приготовления и другие нюансы.
Кадровый голод побуждает работодателей искать новые пути привлечения кандидатов и расширять воронку найма, обращая внимание на молодых специалистов, констатирует в разговоре с «Ведомости. Городом» начальник управления подбора и адаптации персонала ГК «Детский мир» София Шуткова. Огромную роль в этом играет сотрудничество с государственными организациями, оказывающими поддержку по трудоустройству молодежи, участие в программах и мероприятиях, позволяющих обратить внимание потенциальных сотрудников на работу в компании, считает она. «Именно поэтому первым шагом на пути к привлечению стажеров для нас стало сотрудничество с центром «Профессии будущего», – говорит Шуткова. По ее словам, компания только начинает развивать программу стажировок, поэтому стажировку в «Детском мире» прошли только семь молодых специалистов, один из которых был трудоустроен с помощью центра. По словам Шутковой, программа оплачиваемых стажировок позволяет привлекать молодых специалистов, обучать их согласно целям и задачам компании и удерживать уже в качестве постоянных сотрудников.
Популярная программа
В условиях дефицита кадров работодатели все чаще расширяют границы найма, привлекая на работу молодых специалистов, кандидатов старшего возраста и другие категории соискателей, констатирует управляющий директор «Авито работы» Дмитрий Пучков. Популярность стажировок растет, утверждает он: весной 2024 г. число таких вакансий в Москве выросло на 10% по сравнению с аналогичным периодом в 2023 г. «Сейчас на платформе размещено порядка 17 000 предложений о стажировках в столице», – приводит данные он. Формат также востребован среди студентов и начинающих специалистов, отмечает Пучков. По данным опроса «Авито работы», проведенного среди 2 000 респондентов от 18 до 25 лет, более половины (59%) россиян хотя бы раз проходили стажировку. Более половины (51%) опрошенной молодежи по окончании последней стажировки остались в компании.
Стажировка – очень эффективный метод привлечения молодых специалистов, считает руководитель практики развития и продвижения бренда работодателя кадровой компании Ancor Виктория Старостина. «Она дает возможность оценить навыки молодого специалиста, рабочую этику и подход к задачам, а также определить, насколько хорошо он вписывается в корпоративную культуру», – поясняет она.
По ее словам, в Москве, как и во многих других крупных городах России, поиск и наем молодых сотрудников – актуальная задача, так как вопрос дефицита кадров стоит чрезвычайно остро почти во всех отраслях. При этом она отмечает парадоксальную ситуацию: согласно результатам исследования «Привлечение молодых специалистов», которое Ancor провел в 2024 г. совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей» и проектом «Профразвитие» среди 998 российских компаний и 13 573 студентов и выпускников, в целом в России количество организаций с открытыми стажерскими программами сокращается. В 2023 г. их было 62%, в 2024 г. – лишь 48%. Старостина объясняет это несколькими факторами: «Практика стажировок была более распространена среди международных корпораций, количество которых в России в последние годы сокращается. В период турбулентности организации не готовы тратить на стажировки дополнительные ресурсы, как финансовые, так и людские, т. е., например, выделять менторов».
Третий немаловажный фактор: многие работодатели, которые раньше приглашали перспективную молодежь пройти стажировку, теперь сразу предлагают трудоустройство в штат компании из-за кадрового дефицита. В такой ситуации поддержка города чрезвычайно важна в части создания партнерств между образовательными учреждениями и компаниями для разработки стажерских программ, заключает эксперт.