Управляй городом: как цифровые сервисы помогают влиять на жизнь столицы
95% жителей столицы пользуются цифровыми решениями ежедневноМосква задает тренд в области цифрового самоуправления – от вопросов районного масштаба до общегородских. С помощью электронных сервисов сегодня можно выбрать программу мероприятий для целого парка или принять решение провести ремонт в подъезде.
На протяжении последних 10 лет в Москве формируется экосистема цифровых проектов, которая помогает москвичам напрямую влиять на жизнь города – оперативно решать жилищно-коммунальные вопросы в своем доме или районе, выбирать названия и облик значимым городским объектам, формировать общественно-экономические запросы и даже определять программу развлекательных событий в городе.
Город выбирает
Например, в январе москвичи выбрали мероприятия, которые пройдут на Южном речном вокзале в 2024 г. В голосовании в проекте «Активный гражданин» приняли участие более 235 000 человек. 16% проголосовали за проведение концертов, 14% – за кинопоказы, 13% – за выставки. Также москвичи высказались за творческие мастер-классы, мероприятия для детей, спортивные тренировки, творческие встречи и лекции. Организаторы голосования сформируют программу событий с учетом итогов голосования, т. е. концертов и кинопоказов на территории Южного речного вокзала будет больше. Но и остальным событиям найдут время.
Еще одно подобное голосование в проекте «Активный гражданин» посвящено программе мероприятий в экоцентре «Яуза». Москвичам предложили 14 вариантов ответа, из которых можно выбрать сразу пять: экскурсии, квесты, турниры по настольным играм, лекции, тестирования, уроки экологии и т. д.
Стоит отметить, что «Активный гражданин» остается одним из самых популярных городских цифровых проектов. Только за прошедший январь на платформе было собрано около 2 млн мнений москвичей по разным голосованиям. Жители столицы выбрали победителей детского конкурса рождественских рисунков «Светлый ангел», определили самые интересные новогодние маршруты туристического сервиса Russpass и даже выбрали имя панде, родившейся в Московском зоопарке.
Сейчас, к примеру, доступны голосования за лучшее новогоднее оформление фасадов магазинов, ресторанов и торговых центров, а также за лучшие места катания на лыжах и коньках. Москвичи определяют и темы для экскурсий в некоторых столичных музеях.
Проект «Активный гражданин» работает с 2014 г. За это время реализовано уже более 4000 решений по итогам голосований. Более 6,8 млн человек зарегистрированы в проекте. Для москвичей становится привычным самим выбирать названия для улиц или станций метро. Например, открывшаяся в прошлом году станция метро «Аэропорт Внуково» обязана своим названием именно активным гражданам.
Впрочем, решения на платформе принимают и более точечно: в конце прошлого года в проекте было открыто около 200 голосований, в которых горожане оценили благоустройство своих дворов. Оценить изменения жители каждого района смогли благодаря спецпроекту «Мой район» ag.mos.ru/promo/my-district, который завершился в «Активном гражданине». Москвичи оставили более 1,4 млн мнений о развитии города в сферах строительства, благоустройства, культуры и туризма, транспорта, а также социальной сфере.
Еще одна популярная платформа среди москвичей – «Город идей». С ее помощью можно предлагать идеи по развитию столицы. Рассказать о своем предложении можно двумя способами. Первый – через тематические проекты, которые обычно посвящены одной теме или локации. Например, с 6 по 12 февраля проходил проект «Москва читающая», посвященный развитию библиотечной сферы. Москвичи предлагали идеи по развитию программы мероприятий, сайта «Москва читающая» и электронных библиотечных сервисов.
Второй способ – воспользоваться разделом «Предложить идею». Здесь доступно 56 тем, по которым можно направить предложения, касающиеся 12 ключевых сфер жизнедеятельности Москвы. Самой популярной остается сфера «Благоустройство» – более 30% направленных идей посвящены именно ей. Лучшие инициативы москвичей, принятые в реализацию, воплощаются в жизнь в городе: оборудованные зоны отдыха в парках, уютные пешеходные бульвары и аллеи, благоустроенные остановочные пункты и т. д. Ознакомиться с конкретными результатами работ по каждой сфере можно в разделе «Предложить идею».
Начни с дома
Согласно опросу департамента информационных технологий Москвы, проведенному в январе, 95% жителей столицы пользуются цифровыми решениями ежедневно. Самыми активными пользователями являются москвичи в возрасте от 26 до 45 лет. Почти 55% используют различные цифровые сервисы более четырех раз в день. Но цифровую активность проявляет и старшее поколение горожан. Среди участников опроса старше 65 лет только 5% заявили, что пользуются IT-сервисами редко или несколько раз в месяц.
Речь идет не только о платформах для голосования, медицинских сервисах или электронных госуслугах. Существуют специализированные платформы, посвященные решению проблем ЖКХ. Как рассказал «Ведомости. Городу» заместитель исполнительного директора некоммерческого партнерства «ЖКХ-контроль» Андрей Костянов, тренд на использование таких сервисов очевиден.
«Возьмем, к примеру, систему «Электронный дом». Прекрасная, удобная система. Буквально в прошлом году к ней была подключена очень малая часть жителей моего дома. Сейчас это почти половина всех собственников. Тренд есть. И наверное, этот импульс придала пандемия, когда резко появилась потребность в цифровых сервисах», – отметил Костянов.
Часто жители столицы сталкиваются с ситуациями, в решении которых необходимо оперативное участие районных или городских властей. Например, если в любимом парке сломана скамейка, в метро не работает турникет или на дороге сломан светофор. О таких недочетах можно быстро и просто сообщить на портал «Наш город». Создать обращение и прикрепить фото можно сразу на месте. Отслеживать статус своей заявки и получать ответы с фотографиями, подтверждающими устранение недочета, пользователи могут в личном кабинете. Переписка публикуется на портале, а гражданин имеет возможность подтвердить или опровергнуть факт устранения недочета. Сейчас «Наш город» – один из самых удобных способов, чтобы быть на связи с властью города и при этом иметь возможность корректировать недочеты оперативно.
Уже свыше 8 млн вопросов на портале решено благодаря обращениям москвичей и работе органов исполнительной власти.
Принимать решения на уровне своего дома помогает «Электронный дом». Главная особенность платформы – это возможность создать сообщество соседей, участники которого принимают решения, касающиеся жизни дома, с помощью удобных инструментов. Один из них – это проведение общих собраний собственников в режиме онлайн. Сегодня жителям столичных домов необязательно тратить время на очные собрания, обсуждение повестки и заполнение бумажных документов. Все это можно сделать удаленно с помощью сервиса. Также функционал платформы позволяет опросить соседей по актуальному для жителей вопросу, создать объявление, сообщить о поломке. В онлайн-опросе, например, можно проголосовать за установку шлагбаума, а также решить, нужен ли косметический ремонт в подъезде. К платформе уже подключено 99% многоквартирных домов столицы.
По мнению Костянова, цифровой экосистеме городских решений, возможно, не хватает формата единого окна.
«Есть вопрос, связанный с единой точкой входа. Возьмем те же сервисы «Активный гражданин», «Электронный дом», «Наш город». Вроде бы есть функционал перехода от одной системы к другой. Но было бы здорово, если бы это было единое окно. С МФЦ же нам удалось это сделать», – подчеркнул эксперт.
В целом, добавил Костянов, цифровые сервисы Москвы действительно развиваются динамично, в соответствии с запросами граждан. А уровень и проработанность функционала задает тренд развития аналогичных экосистем в других регионах.