Средство без опасности. Самокаты ищут свое место в городе
Что поможет повысить безопасность новых средств мобильности и как этот вопрос решается в городах по всему мируВ этом сезоне по Москве свершили уже 23 млн поездок на арендованных электросамокатах. Горожане на двух колесах добираются до вуза, офиса или торгового центра. При этом число аварий с участием такого транспорта в столице выросло в 3 раза. «Ведомости. Город» выяснили, что поможет повысить безопасность новых средств мобильности и как этот вопрос решается в городах по всему миру.
В Москве растет число аварий с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относят электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и др. За пять месяцев этого года СИМ мощностью до 250 Вт стали участниками 145 зарегистрированных дорожных происшествий. В результате один человек погиб, 153 получили травмы, сообщила «Ведомости. Городу» Анастасия Иванова, начальник отдела пропаганды БДД и взаимодействия со СМИ управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Москве. В прошлом году за первые пять месяцев было зафиксировано 47 таких ДТП, пострадало 48 человек и жертв не было.
Причина, конечно, не в том, что пользователи СИМ перестали заботиться о безопасности, а в резком росте популярности этих транспортных средств. По статистике, в 2021 г. в Москве на арендованных самокатах проехались 9 млн раз, в прошлом году – уже 26 млн раз. А только за три месяца в этом сезоне жители и гости столицы совершили по городу 23 млн поездок.
В поисках безопасности
Мегаполисы по всему миру переживают бум СИМ, а вместе с ним и взрывной рост ДТП. В Лондоне в 2020 г. был зафиксирован сразу семикратный рост числа аварий с участием электросамокатов, а в Берлине в 2021 г. был трехкратный скачок. Правила и способы борьбы с новой угрозой разрабатывают на лету, не всегда успевая за развитием рынка. В России, например, СИМ официально признали транспортными средствами и включили в ПДД только с марта этого года. Их пользователи теперь обязаны соблюдать правила безопасного вождения – скажем, нельзя управлять СИМ в нетрезвом виде.
Но и этих нововведений недостаточно, считают некоторые представители Госдумы. Депутат от партии «Единая Россия» Александр Якубовский в мае направил в МВД и Минтранс предложение снизить максимальную разрешенную для электросамокатов скорость с 25 км/ч до 15 км/ч и запретить им проезд по пешеходным улицам. Также Якубовский настаивает, что право на управление СИМ граждане должны получать только по достижении возраста 18 лет. Сейчас, согласно ПДД, управлять электросамокатом могут даже дети младше семи лет. Правда, передвигаться им разрешено только в зоне пешеходов. Выезжать на проезжую часть можно с 14 лет при отсутствии иной инфраструктуры (велодорожек и пешеходных зон).
Эти идеи поддержало 59% жителей России, которых опросил в июне сервис SuperJob. В Москве за такие ограничения выступили 57% участников исследования. Причем около 10% опрошенных даже указанные меры считают «недостаточными».
Якубовский пояснил «Ведомости. Городу», что сейчас встают на электросамокат и выезжают на проезжую часть даже те, у кого нет и минимальных знаний ПДД. Ведь пользователям СИМ по-прежнему не требуется оформлять права в отличие, например, от водителей мопедов. «Риск причинить себе серьезные травмы на скорости 25 км/ч существенно выше, чем на 15 км/ч», – сказал депутат.
В европейских странах скоростной порог для электросамокатов ближе к тому, который закреплен сейчас в российских ПДД. Максимальная скорость на уровне 20 км/ч установлена в Германии, Дании, Норвегии и Швеции. В Италии, Франции, Испании и Польше допустимо передвижение со скоростью до 25 км/ч. В Финляндии, если транспортное средство не развивает скорость более 15 км/ч, его пользователь и вовсе признается пешеходом.
Автоэксперт, член Общественной палаты (ОП) Александр Холодов считает, что максимальную скорость электросамокатов в городах следует не понижать повсеместно, а варьировать в зависимости от улицы. Так, например, сейчас происходит в Москве. В городе выделены так называемые медленные зоны, где движение самокатов ограничено 5–15 км/ч (всего более 200 зон). В противном случае можно прийти к тому, что пользователи электросамокатов будут двигаться по проезжей части едва ли не со скоростью пешеходов, что само по себе создает аварийную ситуацию, пояснил Холодов «Ведомости. Городу».
А вот возрастной ценз необходим, считают в ОП. Еще в ходе обсуждения, как включать СИМ в ПДД, палата предлагала ввести для электросамокатов водительские права категории «М», как у мопедов. И допускать к управлению только лиц старше 16 лет: с этого возраста наступает административная ответственность, что позволит штрафовать нарушителей.
Сегодня лиц младше 16 лет уже не допускают к электросамокатам, в частности, в Португалии. И это один из самых высоких возрастных порогов в Европе. В Дании это 15 лет, в Италии, Германии и Швейцарии – 14 лет. Во Франции и Австрии к управлению электросамокатом допускают с 12 лет.
При этом в целом ряде стран для СИМ вообще не установлено никаких возрастных ограничений. В их числе Испания, Польша, Финляндия, Бельгия, Венгрия и Норвегия. Но эти возрастные нормы касаются исключительно частных самокатов. Дело в том, что в Европе, как и в России, компании, предлагающие электросамокаты в аренду, устанавливают минимальный возраст в 18 лет.
Но есть и страны, где требуют ставить электросамокаты на государственный учет – без номерного знака передвижение на СИМ недопустимо. Таким путем пошла Германия. Также здесь для электрических самокатов необходима страховка, аналогичная ОСАГО. Страховку ввели и во Франции.
Города, сказавшие «Нет»
Кардинальными мерами решили повышать безопасность в Париже. С сентября в городе начнет действовать запрет на аренду электросамокатов. Его поддержали почти 90% горожан в ходе референдума. Аналогичные меры приняты в Монреале (Канада). А вот в Лондоне под запрет попали личные электросамокаты. Теперь на них можно ездить только в частных владениях.
Между тем, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, риск гибели при использовании электросамоката составляет в среднем 90 человек на 1 млрд поездок. И он сопоставим с риском гибели при движении на самом обычном велосипеде. Вероятность обращения за медпомощью для водителей электросамокатов и велосипедов также схожая.
Как рассказали «Ведомости. Городу» в компании Woosh (оператор аренды электросамокатов), лишь около 32% происшествий приходится на ДТП с двумя или более участниками. Остальные 68% – это падение человека с самоката. Около 73% происшествий приводят к легким травмам (синяки, ссадины и проч.). Тяжелые травмы зафиксированы в результате менее 0,5% ДТП с участием СИМ.
Электросамокат уже стал одним из средств городской мобильности, позволяющих повышать эффективность использования пространства, уверяют эксперты. «Движущийся автомобиль занимает в 28 раз больше места, чем велосипед или самокат», – пояснил директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов.
Больше 80% поездок на арендованных электросамокатах в Москве производится с транспортными целями, сообщили «Ведомости. Городу» в департаменте транспорта Москвы: «Самокаты арендовали, чтобы доехать до офиса, учебы, парка или торгового центра. Учитывая большой спрос на поездки, в этом сезоне мы продолжим развивать сервис и создавать все условия для повышения безопасности поездок».