Офис в парке. Как Москву накрыл тренд на «зеленые кабинеты»
В столице появляется все больше пространств для работы на свежем воздухеМоскву захватил тренд на «зеленые кабинеты»: в столице появляется все больше пространств для работы на свежем воздухе. «Ведомости. Город» разбирался, почему многие горожане предпочитают сидеть на улице с ноутбуком и где искать беседки с розетками и WiFi.
Зеленый тренд
В бизнес-сообществе говорят о новом московском тренде – «зеленых кабинетах», т. е. местах для работы на свежем воздухе. В столице уже есть коворкинги, где клиентам предлагают трудиться на верандах («Рабочая станция» в Парке Горького) и крышах («Коворк на крыше», «Калибр»). «Зеленые кабинеты» оборудуют и городские власти: специальные беседки со скамейками, столами, розетками и WiFi есть в парке «Сад будущего», лавочки с розетками поставили на Фонтанной площади и набережной Голицынского пруда в Парке Горького. В мэрии планируют развивать подобные пространства и дальше. Например, чиновники анонсировали, что «зеленые кабинеты» появятся на новом пешеходном бульваре в Марьиной Роще. Также их уже включили в проект благоустройства одного из дворов в Лосиноостровском районе.
Тренд подхватили и девелоперы, поскольку у покупателей жилья есть спрос на пространства для работы на улице, отметил коммерческий директор ГК «Основа» Игорь Сибренков. Например, в семейном экоквартале VERY у Ботанического сада будут беседки для работы во дворе-парке, а в Nametkin Tower в пространстве Sky Lounge на 25-м этаже будет в том числе коворкинг под открытым небом.
В ЖК ALIA предусмотрены места для работы на улице с перголами, столами и скамейками, рассказала коммерческий директор девелоперской компании Asterus Вера Стефан. По ее словам, тренд на «зеленые кабинеты» коснулся не только жилой, но и деловой недвижимости: в офисных проектах появились переговорные под открытым небом, террасы и пространства на крышах. «В нашем проекте бизнес-парка класса А, который мы построили в Покровском-Стрешневе, есть даже такая фишка, как зал-амфитеатр под открытым небом для презентаций и просмотра фильмов», – рассказала она.
Родом из пандемии
Интерес к «зеленым кабинетам» во всем мире усилила пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения, рассказал коммерческий директор Optima Development Дмитрий Голев. «Во время самоизоляции коворкинги закрылись, и люди, чтобы не чувствовать себя запертыми дома, выходили в парки и городские скверы для работы с ноутбуком. Многие обнаружили для себя плюсы работы на открытом воздухе», – отметил эксперт.
«По нашим наблюдениям, интерес к уличному коворкингу активно растет. В сегменте бизнес-класса более 10% клиентов уже интересуются такой инфраструктурой», – отметил замдиректора по продажам ГК «Гранель» Сергей Нюхалов.
Тенденцию подтвердила и управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Коркка. Девелоперы уже активно практикуют создание коворкингов в рамках своих жилых проектов, поэтому проектирование «зеленых кабинетов» на благоустроенной внутридомовой территории не повлечет существенных дополнительных затрат, указала эксперт. «Это выгодно, поскольку позволяет привлечь новую целевую аудиторию: работники офисов, которые трудятся в гибридном режиме, безусловно, оценят такую возможность», – считает Коркка.
«В нашем квартале «Прайм парк» мы вложили $6 млн в благоустройство внутреннего парка для жителей, в том числе с полным покрытием высокоскоростным WiFi, чтобы жители комплекса могли выйти в теплую погоду, разместиться на лужайке или на скамейке с ноутбуком, поработать, провести конференцию с коллегами», – рассказал Голев. По его мнению, XXI век будет периодом децентрализованной и гибридной занятости, люди будут работать в самых разных местах. И для застройщиков уличные коворкинги – это способ предложить покупателям жилья дополнительные опции, ведь сейчас люди платят не только за «квадраты» в квартире, указал эксперт. Вложения в благоустройство оправданы и с точки зрения привлечения покупателей, и в дальнейшем для повышения лояльности к бренду и к собственной управляющей компании, согласен Нюхалов.
Все для продуктивности
Эксперты говорят, что работать на природе не только приятно, но и полезно, и это тоже поддерживает спрос на «зеленые кабинеты». Подавляющее большинство москвичей, как жители мегаполиса, находятся в условиях вечного цейтнота, отметила Коркка. Чтобы восстанавливать энергию и как-то переключаться, им необходимо чаще бывать на воздухе, однако нехватка времени далеко не всегда позволяет это делать. «Поэтому зарождение тренда на «зеленые кабинеты» вполне закономерно: можно совмещать работу и при этом наслаждаться природой. Причины очевидны: природа дает приток свежих сил, и сложные рабочие задачи решаются быстрее», – указала она.
Даже незначительные «зеленые» изменения в рабочем пространстве позитивно влияют на людей и это доказано учеными, добавила Стефан. Например, согласно исследованию Гарвардского университета, при работе в офисах с продуманной концепцией озеленения работоспособность сотрудников увеличивается на 26%, а количество заболеваний уменьшается на 30%. По данным исследования Нового технологического университета Сиднея, одно только появление растений в офисе снижает уровень напряженности и тревоги на 37%, а уровень усталости – на 38%.
Кроме того, тренд на «зеленые кабинеты» – еще и логическое продолжение запроса на экологичность в условиях мегаполиса, добавила Стефан. Также интерес к нестандартным рабочим пространствам диктует сокращение площади жилья. Многие девелоперы перекроили планировки квартир, уменьшили площадь в среднем на 15%, чтобы предложить покупателям релевантный их финансовым возможностям продукт. Логичным продолжением этой тенденции стало развитие общественных пространств: застройщики охотно добавляют в жилые проекты вторые гостиные, удобные лобби с рабочими зонами, кабинеты на открытом воздухе, указала она.
Ставка на «зеленость»
По мнению Коркки, спрос на «зеленые кабинеты» будет расти – ведь москвичи быстро привыкают к полезным нововведениям, которые помогают поддерживать здоровый образ жизни. «Например, велосипеды и электросамокаты в столице за последние несколько лет превратились из просто увлечения в альтернативу другим видам транспорта», – уверена эксперт.
Спрос на уличные коворкинги продолжит расти и через некоторое время в сфере жилищного строительства тренд распространится также на комфорт-сегмент, согласен Нюхалов. И это произойдет по многим причинам, продолжает Голев. «Есть и чисто экономические соображения: площадь жилья сокращается, тогда как удаленная занятость растет. Цены на аренду коворкингов тоже доступны не всем. В этой ситуации будет запрос на разного рода «зеленые кабинеты» как в городском пространстве, так и на территории жилых комплексов», – сказал эксперт.
Впрочем, «зеленые кабинеты» актуальны в теплый сезон, когда спрос на них максимальный, заметил член генсовета «Деловой России» Алексей Мостовщиков. Холодной осенью и зимой многие из площадок будут пустовать, пояснил он. В Европе этот тренд действительно более мощный в силу мягкого климата, согласен Голев.
Развитию тенденции может мешать и то, что пандемия закончилась и многие компании отказались от формата удаленной работы. Поэтому сейчас довольно сложно судить, насколько новый тренд может привести к судьбоносным переменам в формате организации рабочего процесса, отметил член генерального совета «Деловой России» Юрий Коробов. «Пока скорее нет, чем да», – считает он.
Тем не менее, базируясь на том, что «зеленые кабинеты» полностью вписываются и в интересы застройщиков, и в интересы потребителей, – можно прогнозировать, что тренд на это будет расти», полагает основатель аналитического бюро недвижимости Neginski Андрей Негинский.