Московская Венеция – случатся ли осенью подтопления в городе, как летом
Отвечаем на шесть главных вопросов о работе столичной системы водоотведенияМосквичи еще не успели забыть транспортный коллапс, который вызвали аномальные летние дожди. Тогда на Арбате пешеходы оказались по колено в воде. Подземные переходы у станций метро, например «Парк Культуры», частично ушли под воду. Протекла крыша здания Совета Федерации. Подтопления образовались на Страстном бульваре, Боровском шоссе, в районе Солнцево и Ново-Переделкино. Сети облетело видео, в котором водопад образовался прямо в фойе станции «Марьина Роща» на Большой кольцевой линии.
Еще бы – только 26 июля за несколько часов выпало 46 мм осадков при месячной норме 87 мм. А 20 августа выпало до 60% месячной нормы осадков августа, которая составляет 80 мм. «Ведомости. Город» поговорил с экспертами и городскими службами и узнал, как работает система водоотведения в Москве, справляются ли ливневки с потоком воды и может ли ситуация повториться, когда осенью зарядят дожди.
Справка
В июле объем осадков составил 150–180%. Большая часть этого объема пришлась на два сильных ливня. Так, 26 июля за несколько часов выпало 46 мм осадков при месячной норме 87 мм. Норма установлена по итогам многолетних наблюдений на метеостанции ВДНХ. В ночь 27–28 июля случился еще один ливень, выпало до 40% месячной нормы осадков. 20 августа проливной дождь вновь вызвал транспортный коллапс. Выпало до 60% месячной нормы осадков августа, которая составляет 80 мм.
Почему в аномальные дожди улицы города затапливает
Ливневая канализация в Москве рассчитана на тот объем осадков, который характерен для нашего региона, утверждают опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты. В среднем за год столичная ливневая система способна отвести 600 млн куб. м воды. В месяц это примерно 50 млн куб. м. Во время дождей средней и даже высокой интенсивности система водоотведения справляется в полном объеме.
Но при аномальных осадках на улицах города может временно скапливаться вода. Например, как это было в июле и августе, когда 40–60% месячной нормы вылилось на столицу практически одномоментно. «Любая ливневая система устроена таким образом, что вода сначала собирается на поверхности, а потом через водоприемники отводится в большие подземные коллекторы. Чем больше интенсивность дождя, тем больше времени требуется на отвод воды», – объясняет представитель департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.
Диггер Даниил Давыдов, который 25 лет изучает гидротехническое устройство подземной Москвы, приводит объяснение, понятное с бытовой точки зрения: «Если вылить в раковину ведро воды, потребуется большее время для ее слива, чем если вылить стакан». К тому же отводу воды может мешать скопившийся на решетках колодцев мусор, вторят эксперты.
Как устроена система водоотведения
Столичная система водоотведения включает сети, коллекторы, канализационно-насосные станции и очистные сооружения. Сначала дождевая вода оказывается в водоприемных колодцах. Потом она транспортируется по разветвленной сети подземных трубопроводов к очистным сооружениям. После прохождения многоступенчатого цикла очистки сток безопасен для природы и возвращается в Москву-реку или Яузу.
Сегодня в общей сложности в городе установлено 420 000 колодцев. А общая протяженность водосточной сети составляет более 8540 км. Она охватывает всю городскую территорию в 2511 кв. км. Большая часть гидротехнических сооружений, находящихся под центром Москвы, построена еще в 1930-е гг. Есть и исторические, например XIX века. Поэтому существующие трубы сделаны из самых разных материалов – железобетона, кирпича, керамики, полипропилена, и они разного диаметра.
Надо ли перестраивать систему под пиковые нагрузки
Тратить деньги на создание сети, которая будет рассчитана на сильные дожди, бессмысленно, так как в Москве они случаются несколько раз в год. Об этом говорил начальник управления проектирования и перспективного развития ГУП «Мосводосток» Роберт Зильберман изданию «Мослента» еще несколько лет назад. К тому же из-за «плотной городской застройки» и «насыщенности подземного пространства коммуникациями» перестроить водоотводящую систему невозможно, объясняет представитель департамента ЖКХ. Прокладывание в центре Москвы новой системы трубопроводов большего диаметра может нарушить прочность зданий, потребует перемещения других подземных коммуникаций, например электрокабелей. Принцип работы действующей системы основывается на рациональном и сбалансированном выборе сечения трубопроводов дождевой канализации как с технической, так и с экономической точек зрения, утверждает представитель ЖКХ.
Москва не единственный город, который подтапливает во время сильных ливней. В Токио, Париже, Мадриде дождевой коллапс случается летом регулярно. Даже в засушливом климате Каира сильные дожди случаются раз или два в год, а ведь там установлено в 4 раза меньше дождеприемных решеток, чем в Москве. Во время аномальных дождей проезжую часть затапливает, но в течение трех часов вода уходит.
Как устраняют потопы в Москве
В сложившихся условиях коммунальщики выработали свою тактику. Они устанавливают трубы более широкого диаметра в новых районах, где это возможно. Такие трубы могут достигать 1000 мм в диаметре.
В департаменте ЖКХ «Ведомости. Городу» рассказали: когда выпадают обильные осадки, в город выходят 300 специализированных бригад и 290 единиц коммунальной техники. Они откачивают воду, расчищают засоры в колодцах, чтобы вода уходила в стоки быстрее. Помимо экстренных действий они проводят и регулярную профилактику. Для расчистки засоров используют машины, которые засасывают иловые отложения в специальную цистерну. В 2023 г. Московская железная дорога закупила 100 помп для откачки воды и 15 специальных поездов для оперативного реагирования на паводки.
Помпы способны откачать 3,5–5 куб. м воды в час. Еще одна мера для исправной работы ливневки – ремонт подземных конструкций. Если образовались трещины, вода норовит уйти не в том направлении, сильный поток размывает почву. Для ремонта используют в том числе роботизированную технику, которая самостоятельно обследует коммуникации и передает информацию оператору. Для починки используют мягкие рукава, которые обрабатывают специальными смолами. При нагревании такой рукав расширяется, затвердевает и создает непроницаемый слой на поверхности трубы, склеиваясь с ней.
Своевременное обследование водного хозяйства, по мнению специалиста бюро «Москва глазами инженера» Андрея Тутушкина, – хорошая профилактика подтоплений. Он указывает, что в новых районах подрядчики, занимающиеся строительством коммуникаций и дорог, иногда допускают нарушения. «Иногда видишь, что дождеприемная решетка расположена так, что она возвышается над поверхностью. Но чтобы в нее попадала вода, должно быть как раз наоборот», – говорит он. С точки зрения Тутушкина, после ливней по горячим следам имеет смысл заново провести ревизию всех мест, где влага задержалась надолго. Потом необходимо «прочесать всю карту»: проследить путь воды и по возможности найти причины, которые помешали ей уйти под землю раньше.
Чем еще можно помочь
Генеральный директор архитектурного бюро IND Амир Идиатулин предлагает создать впитывающие пространства из специальных материалов или при помощи особых конструкций. Например, водопроницаемое уличное покрытие на пешеходных дорожках, на улицах с низким автомобильным трафиком, в местах парковок может состоять из специальных решетчатых плит или камней мощения, швы между которыми заполняют пористым водопроницаемым раствором. Вода после прохождения слоев такой дорожной «одежды» с дренирующим покрытием собирается в дренажном колодце под землей. Потом ее можно использовать для технических нужд.
Такая технология особенно актуальна для центра города с плотной исторической застройкой, где не провести модернизацию подземных коммуникаций. Еще одним решением могут стать так называемые ливневые сады, продолжает он. В них высаживают влаголюбивые растения, а слои грунта перемежают с дренирующими. Во время сильных ливней такой сад становится естественным водоемом-резервуаром, в нем быстро и беспрепятственно собирается дождевая вода. При обычных погодных условиях сад является частью городского ландшафта.
В Москве в последние годы начали применять впитывающие технологии при организации экопарковок для транспорта. На таких парковках прочная сетка закрепляется на грунте либо фигурная плитка укладывается с промежутками. Создается газонная решетка, сквозь которую растет трава.
«Любые поверхностные решения не будут достаточно эффективны без правильной работы системы подземных коммуникаций, – говорит Идиатулин. – Ее роль остается ведущей для минимизации последствий ливней».
Может ли осенью повториться ситуация с подтоплениями в Москве
Если случится тропический ливень, Москве вновь придется бороться с подтоплениями. Коммунальные службы предлагают внимательно относиться к оповещениям экстренных служб. Но осенью вероятность таких дождей гораздо ниже. Осенние затяжные дожди, когда вода поступает небольшими количествами на протяжении длительного времени, для московской ливневки привычное дело, с которым она справляется.
В пресс-службе Московского метрополитена «Ведомости. Город» заверили, что «даже обильные осадки не повлияют» на движение поездов и работу основных устройств метрополитена. Там отметили: «Вдоль путей расположены специальные лотки, на станциях установлены дренажи для сбора и отвода вод. Вся поступающая вода собирается на водоотливной установке и автоматически отводится насосными агрегатами в инженерные сети города».
Тутушкин из бюро «Москва глазами инженера» размышляет, что было бы неплохо, если бы навигаторы и электронные карты взяли на себя функцию оповещения пешеходов и автомобилистов во время ливней и нашли способ отмечать в интерактивном режиме места подтоплений. Примерно по тому же принципу, как они делают это, отмечая участки ремонта дорог или автомобильные пробки.
Тутушкин считает, что Москве еще «очень повезло», так как ливневая и бытовая канализация течет каждая по своей системе водоотведения и они никак не пересекаются. Такой системой канализации может похвастать не каждый город мира. Например, в Чикаго, где сложность и масштаб системы водоотведения сопоставимы с Москвой, ливневая и бытовая канализация объединены. Такие системы неприятны тем, что во время подтоплений или аварий могут привести к санитарному бедствию. Так, власти Болгарии, где 5 сентября прошли сильные ливни и вызвали наводнения в некоторых районах, попросили жителей пользоваться для питья только бутилированной водой.