Кольца, диаметры и метро в аэропорту: главное в столице за год
Топ-10 событий в Москве-2023Уходящий год в столице запомнится прежде всего вводом в эксплуатацию крупнейших проектов транспортной инфраструктуры – Большой кольцевой линии метро и южного участка Московского скоростного диаметра. Среди других важных событий – возвращение в столицу туристов и новый флагманский центр НИИ скорой помощи им. Склифосовского
1. Большая кольцевая линия метро
Пуск самой длинной кольцевой линии метро в мире состоялся 1 марта
Большую кольцевую линию (БКЛ) московского метро начали планировать еще в 1947 г. Проекты принимались, менялись, отменялись и снова принимались – окончательно план был утвержден в сентябре 2014 г. Первый участок («Петровский парк» – «Деловой центр») был открыт четырьмя годами позже. Замкнули кольцо, запустив сразу девять станций (участок от «Марьиной Рощи» до «Варшавской»), – в марте этого года. БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире (62,5 км с учетом ответвления до станции «Деловой центр»), опередив предыдущего рекордсмена – линию № 10 пекинского метро (57,88 км). До открытия БКЛ иногда приходилось ехать до первой кольцевой линии, делать там пересадку и возвращаться по соседней радиальной ветке, просто чтобы попасть в соседний район города. Теперь можно не терять время: только за первый месяц работы полностью достроенной БКЛ на ней было совершено 26,5 млн поездок.
2. Инновационный кластер «Ломоносов»
В экосистеме МГУ 25 января появился центр для взаимодействия ученых и бизнесменов
На территории Московского государственного университета открылся кластер «Ломоносов». Это часть большого федерального проекта – принятого в 2019 г. плана создания Инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ) для развития приоритетных областей экономики России. По поручению президента России в строительстве «Ломоносова» активно участвовала мэрия Москвы, так что в торжественной церемонии 25 января приняли участие и Владимир Путин, и Сергей Собянин.
Концепция кластера предполагает формирование «инновационного лифта», способствующего движению проектов от стадии идеи до успешной технологической компании. В рамках МГУ кластер планируют как драйвер в создании внутренней экосистемы, внутри которой будут гармонично взаимодействовать ученые, стартаперы и инвесторы.
Здание «Ломоносова» (площадь – более 64 000 кв. м) – первое из девяти планируемых к постройке в ИНТЦ МГУ «Воробьевы горы». «Задача была – создать важный, символичный образ, который был бы действительно символом, иконой места. Так и получилось. Этот комплекс – пример топовой архитектуры, динамичный и эффектный», – говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
3. Метро в аэропорту
Солнцевская линия метро 6 сентября продлена до Внукова
Впервые в постсоветской истории в российском аэропорту открылась станция метро – до «Внуково» дотянулась Солнцевская линия. Эта линия длиной более 30 км с 14 станциями, в зоне притяжения которых проживает более 1,5 млн москвичей, была построена всего за 10 лет. В том числе с запуском в сентябре последних двух станций – «Пыхтино» и «Внуково» – улучшилось транспортное обслуживание порядка 350 000 человек, проживающих и работающих в районе Внуково и поселениях Внуковское, Марушкинское, Филимонковское новой Москвы.
И для авиапассажиров путь в аэропорт, скажем, от станции «Деловой центр» без пересадок теперь занимает около 40 минут. Москва сравнялась с такими городами, как Валенсия, Мадрид и Лондон, где до аэропортов также можно добраться на метро. Однако планов продлевать линии метро до других аэропортов – «Шереметьево», «Домодедово» и «Жуковского» – у городских властей нет, заявил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
4. Обрабатывающая промышленность
Москва становится ведущим промышленным центром России
За девять месяцев 2023 г. объем производства обрабатывающих отраслей в столице вырос на 15,1% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Для сравнения: по прогнозу Минпромторга РФ, в целом по стране рост за год составит не более 7%.
В том числе в столице в 2023 г. выпуск одежды увеличился более чем в 3 раза, электрического оборудования – вдвое, лекарственных средств и медицинских материалов – в 1,5 раза.
«Столичная промышленность переживает настоящий подъем», – комментирует руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Владислав Овчинский. В Москве сейчас насчитывается уже около 4000 промышленных площадок, порядка 700 из них – крупные и средние предприятия. За пять лет число производственных предприятий в столице увеличилось в 1,5 раза. У Москвы – самый большой объем несырьевого и неэнергетического экспорта, город отгружает шестую часть валового продукта отрасли в стране. В целом в промышленном секторе занято около 2 млн человек, а непосредственно на промышленных предприятиях Москвы трудится свыше 720 000 человек.
5. Парки вместо промзон
За год обустроено почти 1000 га заброшенных территорий
В этом году одним из самых заметных трендов в городском благоустройстве стало создание на месте бывших промзон и заброшенных территорий новых парков. Такие работы были проведены, в частности, в пойме реки Жужи в районе Нагатино-Садовники, возле бывших прудов-регуляторов в Марьине, а также на территориях, объединившихся в парк «Яуза» вдоль одноименной реки. «Яуза» стал самым длинным экопарком в Европе – его протяженность составила более 20 км. Всего в 2023 г. в Москве под парки было обустроено более 980 га, это 73 территории. На них проложены новые дорожки, оборудованы спортивные площадки и зоны для отдыха, посажены новые растения.
6. Речные трамваи
Водные маршруты общественного транспорта начали работу 20 июня
В этом году новой частью московской транспортной системы стали круглогодичные речные маршруты. Такие маршруты существовали в столице с 30-х гг. прошлого века, но постепенно угасли к середине нулевых. Теперь они возобновлены. Пока работают два маршрута по шесть причалов на каждом: от ЖК «Сердце столицы» на Шелепихинской набережной до Киевского вокзала и от ЗиЛа до Печатников. Обслуживают рейсы не имеющие аналогов в стране электросуда, получившие названия «Синичка», «Пресня», «Сетунь» и «Филька».
За лето 2023 г. речные трамваи перевезли более полумиллиона пассажиров. Всего в ближайшие годы на Москве-реке начнут работу 23 причала, между которыми будет ходить 21 речной трамвай. Поездки по воде позволяют жителям прилегающих районов в отдельных случаях втрое сократить время в пути в сравнении с личным и наземным транспортом. В частности, из Печатников до Нагатинского затона на речном трамвае можно добраться примерно за 12 минут.
7. Театр эстрады
Популярная театральная площадка открылась 25 октября после комплексной реставрации
Начиная с 2013 г. в Москве было завершено строительство, реконструкция и капитальный ремонт 85 зданий 40 городских театров.
Однако возрождение Московского театра эстрады превосходит масштабами любой из этих проектов. С 1961 г., когда театр занял свою часть знаменитого Дома на набережной, здесь ни разу не проводили капитальный ремонт. Была искажена историческая планировка, утрачены многие элементы интерьера, под вопросом была даже несущая способность конструкций театра.
Комплексная реставрация потребовала четырех лет кропотливой работы: театру вернули первоначальный облик, но его деятельность теперь обеспечивают современные инженерные коммуникации и сценическое оборудование.
«Реальная конкретная помощь первых лиц города позволила сделать, как мне кажется, один из лучших залов вообще», – говорит художественный руководитель театра Геннадий Хазанов. А на сцене теперь снова выступают такие артисты, как Сергей Шакуров, Виктория Исакова, Леонид Якубович и сам Геннадий Хазанов.
8. Туристы в Москве
Отрасль в 2023 г. почти справилась с последствиями кризисов последних лет
После спада, вызванного сначала пандемией COVID-19, а потом началом СВО, въездной туризм в Москве вновь пошел на подъем. По данным столичного правительства, в этом году турпоток и средняя загрузка гостиниц в Москве достигли 90% от уровня рекордного 2019 года. Только с января по август город посетило свыше 15,5 млн путешественников, которые потратили в совокупности 758,4 млрд руб. В том числе в городской бюджет поступило 103,9 млрд руб.
Подавляющее большинство туристов в Москве – жители других регионов России. Однако восстанавливается и поток путешественников из дальних стран, за первую половину года их было уже 1 млн человек. Теперь в Москву едут из Китая, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Турции и Индии. Среди мер, которые помогли добиться таких результатов, – введение электронных виз с августа 2023 г. и успешная адаптация московских отелей и туристических сервисов под изменившийся национальный состав гостей столицы.
А по сегменту делового туризма Москва уже бьет рекорды: в первом полугодии 2023-го в командировке в столице побывало свыше 2 млн человек – это на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
9. Флагманский центр НИИ скорой помощи им. Склифосовского
Стандарты оказания экстренной помощи в Москве 7 марта выведены на новый уровень
Новый семиэтажный корпус НИИ им. Склифосовского (седьмым этажом считается вертолетная площадка на крыше) сверху донизу спроектирован так, чтобы оказывать помощь пациентам оперативно и точно. Центр рассчитан на прием до 200 пациентов в день. Внутри – этажи реанимации, диагностики, сосудистого центра, зоны ожидания для родных и близких. Обслуживание ведется по трем трекам в зависимости от серьезности состояния пациента – красному, желтому и зеленому. В центре построены гибридные операционные, в которых одновременно могут работать врачи разных направлений. Анализы пациентов на исследование доставляются при помощи пневмопочты. «В целом «Склиф» по мощности благодаря вводу этого корпуса увеличит свои возможности почти в 1,5 раза, а по объему операционных услуг – более чем в 2 раза», – заявил на открытии центра Сергей Собянин.
Кроме этого, в 2023 г. в столице открылись такие новые крупные медицинские площадки, как детский корпус Московского многопрофильного клинического центра «Коммунарка» в новой Москве, новый лечебно-диагностический комплекс Московского клинического научного центра им. Логинова и флагманский центр на территории ГКБ им. Филатова.
10. Южный участок Московского скоростного диаметра
Транспортная доступность сразу 22 районов столицы улучшилась 9 сентября
Московский скоростной диаметр (МСД) – соединение Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд, бессветофорных трасс, соединяющих выходы на федеральные платные дороги Москва – Санкт-Петербург и Москва – Казань (М11 и М12). В границах Москвы появление МСД радикально меняет существовавшие транспортные тренды: снижается нагрузка на МКАД и ТТК, уменьшается транзит через центр города, соединяются между собой сразу несколько вылетных магистралей. С северо-востока на юг всю столицу можно будет пересечь за 40 минут со средней скоростью 90 км/ч.
Всего в составе трассы построят 97 км дорог, 55 искусственных сооружений и 12 внеуличных пешеходных переходов. Основной участок длиной 40 км от Бусиновской развязки до Косинской эстакады открыли в 2022 г. 8 сентября 2023 г. он был состыкован с федеральной трассой М12 «Восток». В субботу, 9 сентября 2023 г., было открыто южное направление МСД. По данным столичного правительства, ввод этого отрезка улучшил транспортную доступность 22 районов столицы с общим населением 2,5 млн человек.
В 2024 г. планируется достроить несколько южных участков МСД, после чего проект будет полностью введен в эксплуатацию. Плату за проезд по МСД с жителей Москвы и Подмосковья не берут.