Край татар, Есенина и Андерсена. Какие тайны хранят Касимов и Мещерский край
Тур выходного дня по Касимову и Мещерскому краю«Ведомости. Город» составил тур выходного дня по Касимову и Мещерскому краю и выяснил, как в одном месте могут переплестись русская и татарская культуры. Здесь богатая природа и наследие истории, где каждый сможет найти интересное для себя.
Татарского в нашей жизни гораздо больше, чем кажется. Начиная со слов – «деньги», «кирпич», «нефть» и даже «богатырь». Улицы центра Москвы тоже часто с «восточными корнями» – на Ордынке селились сборщики дани, а Балчуг по-татарски означает «болото». Многие русские фамилии произошли от имен татарских родов.
Два мира
Всего в четырех часах (или в 260 км) от Москвы находится «осколок» некогда могущественной Орды – город Касимов. В Касимове издревле сосуществуют две культуры – русская и татарская и две веры – православие и ислам. «В город добровольно переселялись татары, переходившие на службу к русскому царю», – рассказывает религиовед Алексей Балашов.
Знакомство с восточной культурой в Касимове стоит начать с кулинарии. Особое внимание владелица кафе «Татарская слобода» Светлана Терегулова советует обратить на татарские сладости. Например, только в Касимове, по ее словам, можно попробовать ляваш – жареные пирожки с изюмом и медом. Еще одно блюдо, которое стало кулинарной «визиткой» местных кондитеров, – урама, сладкие кусочки теста, закрученные в кудри. «Мы подаем все это с иван-чаем. Есть и татарский соленый чай, суп с сюзьмой (кислое молоко) и мятой», – рассказала Терегулова.
Но восточное наследие лишь часть богатой истории места. Этот болотистый край славился и русскими ремесленниками. Например, Олег Кременецкий и кузнец, и хозяин гостиницы «Кузнечный Двор», а также пары музеев. «Отец обучил меня кузнечному делу, а теперь я обучаю других», – говорит Олег. Гостям он предлагает шоу-программу, где каждый может выковать себе на память сувенир – скобу, гвоздь, монету. «Во время мастер-класса я обучаю началам ковки и угощаю своими домашними блюдами и самогоном», – рассказал он.
В своем доме Олег создал два музея. Первый – «Подкова как оберег»: коллекция винтажных вещей со всего мира в форме или с изображением подковы как символа удачи. Второй музей посвящен русскому языку, точнее, эвфемизмам, тем словам, которыми заменяют бранную лексику. Кованые скульптуры-экспонаты Олег делает сам, каждая олицетворяет «слово-заменитель»: «египетская сила», «гребаный карась» и прочие крепкие в прямом и переносном смысле вещи. «Это наш русский сленг. Музеев самоваров и прочих промыслов в России много. Но никто не затрагивал эту тему, часть нашей культуры. Когда туристы видят смешные фигурки и улыбаются – и мне приятно», – резюмирует Кременецкий.
Сказки Андерсена
Касимов связан напрямую с Данией. Если Карлсона нашим соотечественникам открыла переводчица Лилиана Лунгина, то Андерсена – Анна Ганзен, которая родилась и провела первые годы жизни в Касимове. Музей в ее честь – домашняя коллекция Анатолия Смирнова, который 17 лет назад выяснил, что его дом у оврага стоит на том же месте, где был некогда старый дом семьи Ганзен. Создав музей, Смирнов решил отдать дань уважения той, что познакомила детей со сказками Андерсена. «Я сам мастер-краснодеревщик, как и родня Ганса Христиана, и в роду Ганзен тоже были краснодеревщики. Вот такое совпадение. Я сам с 2005 г. начал дома делать экспонаты – стенды и деревянные скульптуры», – говорит он.
На входе посетителей встречает сам Анатолий в костюме Андерсена – цилиндр и пальто. В музее можно увидеть героев сказок из дерева – пушку, велосипед, Оловянного солдатика, «калоши счастья». Так как главные гости – дети, Анатолий придумал игру: дети вырезают из бумаги фигурки, как учил Андерсен, ножницами без карандашей и линеек. Взрослым Смирнов тоже рекомендует вспомнить труды известного датчанина: «Ведь Андерсен не считал себя детским автором и обижался на такие слова, он писал для всех, от младенцев до старцев».
Места вдохновения
Рядом с Касимовом находится уникальный памятник архитектуры – Троицкий храм в поселке Гусь-Железный входит в топ-10 церквей России по запросам «Яндекса». Храм создан по канонам католической готики, хотя всегда был православным. «Наш собор сочетает европейские и русские традиции архитектуры, органично вместе они здесь слились, поэтому так и нравится он туристам», – говорит настоятель церкви, протоиерей Серафим Правдолюбов.
Сами священнослужители проводят туры по храму и отвечают на вопросы, постоянных прихожан у церкви немного. «У нас тихая жизнь небольшого провинциального храма, группы гостей не мешают верующим. Так что любой может и попросить его проводить, и подняться на верхние ярусы», – говорит отец Серафим.
Желающим погрузиться в атмосферу России столетней давности стоит отправиться в город Спас-Клепики. В начале ХХ в. здесь делали мыло и вату, была своя железная дорога и сытая купеческая жизнь. От купцов в наследство остались старые дома с резными ставнями. Сегодня город известен благодаря сохранившейся школе-музею, в которой обучался юный Сергей Есенин в 1909-1912 гг. Как считают исследователи творчества (И. В. Евсин, Ю. Л. Прокушев), именно в Клепиках он сочинил первые стихи и избрал путь поэзии. По оценкам специалистов, около сорока первых стихотворений были написаны именно тогда.
Гид и исследователь творчества Есенина Альбина Бурханова считает Спас-Клепики «местом вдохновения». «Здесь мы видим начало творческого пути поэта, его силу и настойчивость, как он поверил в себя тогда и пошел своей дорогой, когда никто не верил», – рассказала она «Ведомости. Городу». Возможно, рассказ гида о поиске пути Есениным вдохновит всех, кто ищет себя или думает о важных решениях, говорит она. Как была устроена школа в те времена, на этот вопрос и даст ответ музей, где попытались воссоздать быт тех лет. «Школа сохранилась хорошо, ее не разоряли и не портили, дух образования остался, наверное, берегли музей благодаря поэту», – поделилась Бурханова.
Рядом со школой можно погулять в Мещерском парке, который почти не изменился за долгие годы. Он занимает более 200 000 га. Вся природа Мещеры здесь: леса, озера, болота, луга в поймах Оки и ее притоков. «Это как портал в другое время, можете гулять так же, как люди два века назад. Возможно, прогулки дадут энергию, которую получали от этого места Паустовский и Есенин», – предположила она.
Как добраться: автобусом от Щелковского автовокзала (около 5 часов) либо автомобилем по Егорьевскому шоссе (около 300 км).
Где поесть в Касимове: «Татарская слобода» (Советская, д. 18), «Карамболь» (Рязанский спуск, 6).
Что посмотреть: музеи Анны Ганзен в Касимове (Никольский овраг, 1), Есенина в Спас-Клепиках (ул. Урицкого, 47).