Все пути идут на восток. Как и зачем в России обновляют транспортную сеть
За пять лет модернизировали 31 аэропорт, проложили дорогу от Москвы до Казани, обновили участки БАМа и ТранссибаПоследние пять лет на территории России активно развивается транспортная сеть. Работы идут по национальному проекту «Модернизация транспортной инфраструктуры», который реализуется по решению президента РФ. Старые авиа- и железнодорожные узлы, автомагистрали уже не справлялись с нагрузкой, а грузопотоки разворачиваются на восток.
Последние десятилетия развитие железнодорожной, автомобильной, морской и авиационной отраслей шло неравномерными темпами. Создалась ситуация, когда одна отрасль растет быстро, тратит большие средства, а в пересадочных транспортных узлах происходит задержка, потому что другие отрасли не успевают развиваться в таких масштабах, считает вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев. «Чтобы транспортный комплекс страны работал как часовой механизм, потребовалось модернизировать магистральную сеть», – отметил Казанцев.
Задачи по развитию транспортной системы страны решает нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры», запущенный в 2019 г.
«Роль транспортной системы невозможно переоценить. Она важна как для передвижения граждан и грузов внутри страны, так и для развития внешнеэкономических, торговых связей за ее пределами», – отметил заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин. Кроме этого, масштабная работа, которая идет по нацпроекту, помогает развивать регионы. «Растет экономическая и туристическая привлекательность территорий, идет активное развитие инфраструктуры, тем самым мы повышаем благополучие жителей», – сообщил Хуснуллин.
По прямой из Москвы в Казань
Одним из важных этапов нацпроекта в развитии транспортной сети страны стал запуск трассы М-12 «Восток» от Москвы до Казани в декабре 2023 г. Скоростная дорога протяженностью 810 км проходит по территории пяти регионов: Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашской Республики и Республики Татарстан. Трассу построили в беспрецедентно короткие сроки – всего за три года.
Теперь путь из Москвы в Казань можно преодолеть вдвое быстрее, чем раньше. «М-12 открывает новые возможности для бизнеса за счет сокращения логистических издержек. Уже сегодня мы видим, что новый скоростной маршрут дал импульс строительной и логистической отраслям за счет повышения спроса инвесторов в регионах прохождения трассы. По прогнозу, грузопоток в этом направлении уже к 2030 г. вырастет до 50 млн т в год», – рассказал «Ведомости. Городу» председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко.
М-12 оснащена автоматизированной системой управления дорожным движением, которая создана с использованием алгоритмов искусственного интеллекта. Информация о происшествиях выводится на динамические табло на трассе. Это позволяет водителям своевременно реагировать на изменения дорожной обстановки.
Открытие М-12 стало импульсом для развития автотуризма. Чтобы поездки были не только быстрыми, но и комфортными, на всем пути следования пользователей предусмотрены многофункциональные зоны дорожного сервиса. На М-12 уже работают 18 таких зон с парковками, АЗС, кафе, спортивными и детскими площадками. «Сейчас пока не хватает заправок, но это все обустроится в течение года-двух», – считает председатель комитета Государственной думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев. Планируется, что число многофункциональных зон увеличится до 32.
К концу 2024 г. трассу М-12 планируют продлить до Екатеринбурга за счет уже существующих и строящихся дорог, а потом и до Тюмени. Единый транспортный маршрут «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока, основой которого станет М-12, протянется на 12 000 км. В зоне его притяжения окажутся 24 региона и более 64 млн жителей.
Трасса М-12 «Восток» обеспечит скоростную связь столицы с другими городами, а также даст возможность быстрой доставки грузов в восточном направлении.
Железные дороги – на восток
По данным Федеральной таможенной службы, на торговлю России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона сейчас приходится почти 70% общего товарооборота. Чтобы следовать за спросом активно развивающихся восточных рынков, особое внимание уделяется расширению железнодорожной сети в этом направлении. Тут по нацпроекту идет модернизация Восточного полигона железных дорог: Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей (БАМ).
И первые результаты уже есть. Если в 2021 г. провозная способность Восточного полигона составляла 144 млн т в год, то в 2022 г. она увеличилась до 158 млн т. В 2023 г. этот показатель составил уже 173 млн т. Прогноз на 2024 г. – 180 млн т в год, заявлял ранее первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Расширяют Восточный полигон за счет строительства вторых путей, мостовых переходов, тоннелей, реконструкции станций и т. д. Одним из новых объектов на Транссибе стал Керакский тоннель в Амурской области. Он протянулся на 926 м. Теперь поезда могут двигаться намного быстрее, а пропускная способность участка станция Бамовская – Белогорск увеличилась со 120 млн до 131 млн т грузов в год.
На БАМе в 2021 г. построили новый Байкальский тоннель. Его длина превышает 6,6 км, находится он на границе Иркутской области и Республики Бурятии. После запуска нового тоннеля провозная способность участка Дельбичинда – Дабан увеличилась в 2,5 раза – с 13,2 млн до 32,4 млн т грузов в год.
В этом году БАМ отмечает 50-летний юбилей. В его строительстве за полвека успели поучаствовать более 2 млн человек. Наряду с Транссибирской магистралью это второй железнодорожный выход России к Тихому океану. По нацпроекту планируется, что реконструкция БАМа и Транссиба ускорит развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири и обеспечит жителей рабочими местами.
Развитие портов
Одним из самых узких мест в синхронизации логистических потоков являются морские порты. По словам Евгения Казанцева, сегодня порты готовы обрабатывать более 1 млрд т грузов в год, но железнодорожные подъезды не позволяют доставить такой объем по существующим ж/д линиям и автодорогам. «Развитие портов идет хорошими темпами, но железнодорожные подходы нужно привести в соответствие, чтобы все работало как часы», – уверен эксперт.
Тем не менее работа в этом направлении идет. С 2020 по 2023 г. по нацпроекту было введено в эксплуатацию 13 объектов портовой инфраструктуры. В том числе терминал навалочных грузов в морском порту Тамань, угольный перегрузочный комплекс в бухте Мучка, морской перегрузочный комплекс СПГ в Мурманской области и Камчатском крае. Благодаря чему за этот период морские порты приняли на 156,6 млн т груза больше. По данным Росморпорта, общая мощность морских портов к концу 2023 г. составила более 1322 млн т.
За счет беспрепятственного доступа в нейтральные воды Мирового океана новые порты помогают открывать экспортные направления для России. Например, сейчас строится порт Лавна. В 2023 г. к нему проложили почти 50 км пути (железнодорожная линия Выходной – Лавна). Это дает возможность перевозить грузы в новый морской порт на берегу Кольского залива. По плану мощность порта Лавна составит 18 млн т в год.
По мнению Казанцева, «спасением» для Дальнего Востока может стать Северный морской путь – кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Он протянулся на 5600 км, от Карских Ворот до бухты Провидения, и работает уже практически на полную мощность. «Это будет самый надежный и выгодный канал доставки продукции как по экспорту, так и по импорту», – уверен эксперт. По итогам 2023 г. грузопоток на Северном морском пути составил 36,2 млн т. Это на 2,1 млн т больше, чем годом ранее. Кроме того, были введены в эксплуатацию атомные ледоколы проекта 22220 – «Арктика», «Сибирь» и «Урал», а также два лоцмейстерских судна проекта BLV03 и два гидрографических судна проекта Е35.Г.
Самолеты и метро
Активно модернизируется и аэропортовая инфраструктура. За пять лет (с 2019 по 2023 г.) по нацпроекту построено 33 объекта аэродромной инфраструктуры в 31 аэропорте. В том числе в прошлом году возвели 12 объектов – 9 взлетно-посадочных полос и 3 вспомогательных объекта (вспомогательные сооружения для обслуживания самолетов и авиаузлов). В 2024 г. планируется ввести еще 4 взлетно-посадочные полосы в аэропортах «Охотск», «Чертовицкое», «Полярный», «Беринговский», а также два объекта инфраструктуры в Магадане и Перми.
В Москве по нацпроекту ведется активная работа по модернизации Центрального транспортного узла. Только в 2023 г. открыто движение по двум новым Московским центральным диаметрам – МЦД-3 и МЦД-4. Заработали 74 новые станции и два крупных пересадочных узла – Площадь трех вокзалов и Зеленоград-Крюково.
По нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры» уже сделано многое, но также много еще предстоит, считают опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты. Строительство крупных транспортных узлов позволит логистически связать все товаропотоки, отметил Евгений Казанцев.