Читайте также
В Москву – за событиями. Как столица продвигает фестивальный туризм
На выставке «Россия» стартовал трек «Умный город для жизни»
Игра в предпринимателя. Кто и как обучает подростков бизнес-навыкам

Все пути идут на восток. Как и зачем в России обновляют транспортную сеть

За пять лет модернизировали 31 аэропорт, проложили дорогу от Москвы до Казани, обновили участки БАМа и Транссиба
Минтранс
Минтранс

Последние пять лет на территории России активно развивается транспортная сеть. Работы идут по национальному проекту «Модернизация транспортной инфраструктуры», который реализуется по решению президента РФ. Старые авиа- и железнодорожные узлы, автомагистрали уже не справлялись с нагрузкой, а грузопотоки разворачиваются на восток.

Последние десятилетия развитие железнодорожной, автомобильной, морской и авиационной отраслей шло неравномерными темпами. Создалась ситуация, когда одна отрасль растет быстро, тратит большие средства, а в пересадочных транспортных узлах происходит задержка, потому что другие отрасли не успевают развиваться в таких масштабах, считает вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев. «Чтобы транспортный комплекс страны работал как часовой механизм, потребовалось модернизировать магистральную сеть», – отметил Казанцев.

Задачи по развитию транспортной системы страны решает нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры», запущенный в 2019 г.

«Роль транспортной системы невозможно переоценить. Она важна как для передвижения граждан и грузов внутри страны, так и для развития внешнеэкономических, торговых связей за ее пределами», – отметил заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин. Кроме этого, масштабная работа, которая идет по нацпроекту, помогает развивать регионы. «Растет экономическая и туристическая привлекательность территорий, идет активное развитие инфраструктуры, тем самым мы повышаем благополучие жителей», – сообщил Хуснуллин.

По прямой из Москвы в Казань

Одним из важных этапов нацпроекта в развитии транспортной сети страны стал запуск трассы М-12 «Восток» от Москвы до Казани в декабре 2023 г. Скоростная дорога протяженностью 810 км проходит по территории пяти регионов: Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашской Республики и Республики Татарстан. Трассу построили в беспрецедентно короткие сроки – всего за три года.

Теперь путь из Москвы в Казань можно преодолеть вдвое быстрее, чем раньше. «М-12 открывает новые возможности для бизнеса за счет сокращения логистических издержек. Уже сегодня мы видим, что новый скоростной маршрут дал импульс строительной и логистической отраслям за счет повышения спроса инвесторов в регионах прохождения трассы. По прогнозу, грузопоток в этом направлении уже к 2030 г. вырастет до 50 млн т в год», – рассказал «Ведомости. Городу» председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко.

М-12 оснащена автоматизированной системой управления дорожным движением, которая создана с использованием алгоритмов искусственного интеллекта. Информация о происшествиях выводится на динамические табло на трассе. Это позволяет водителям своевременно реагировать на изменения дорожной обстановки.

Открытие М-12 стало импульсом для развития автотуризма. Чтобы поездки были не только быстрыми, но и комфортными, на всем пути следования пользователей предусмотрены многофункциональные зоны дорожного сервиса. На М-12 уже работают 18 таких зон с парковками, АЗС, кафе, спортивными и детскими площадками. «Сейчас пока не хватает заправок, но это все обустроится в течение года-двух», – считает председатель комитета Государственной думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев. Планируется, что число многофункциональных зон увеличится до 32.

К концу 2024 г. трассу М-12 планируют продлить до Екатеринбурга за счет уже существующих и строящихся дорог, а потом и до Тюмени. Единый транспортный маршрут «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока, основой которого станет М-12, протянется на 12 000 км. В зоне его притяжения окажутся 24 региона и более 64 млн жителей.

Трасса М-12 «Восток» обеспечит скоростную связь столицы с другими городами, а также даст возможность быстрой доставки грузов в восточном направлении.

Железные дороги – на восток

По данным Федеральной таможенной службы, на торговлю России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона сейчас приходится почти 70% общего товарооборота. Чтобы следовать за спросом активно развивающихся восточных рынков, особое внимание уделяется расширению железнодорожной сети в этом направлении. Тут по нацпроекту идет модернизация Восточного полигона железных дорог: Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей (БАМ).

И первые результаты уже есть. Если в 2021 г. провозная способность Восточного полигона составляла 144 млн т в год, то в 2022 г. она увеличилась до 158 млн т. В 2023 г. этот показатель составил уже 173 млн т. Прогноз на 2024 г. – 180 млн т в год, заявлял ранее первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Источник: Минтранс
Источник: Минтранс

Расширяют Восточный полигон за счет строительства вторых путей, мостовых переходов, тоннелей, реконструкции станций и т. д. Одним из новых объектов на Транссибе стал Керакский тоннель в Амурской области. Он протянулся на 926 м. Теперь поезда могут двигаться намного быстрее, а пропускная способность участка станция Бамовская – Белогорск увеличилась со 120 млн до 131 млн т грузов в год.

На БАМе в 2021 г. построили новый Байкальский тоннель. Его длина превышает 6,6 км, находится он на границе Иркутской области и Республики Бурятии. После запуска нового тоннеля провозная способность участка Дельбичинда – Дабан увеличилась в 2,5 раза – с 13,2 млн до 32,4 млн т грузов в год.

В этом году БАМ отмечает 50-летний юбилей. В его строительстве за полвека успели поучаствовать более 2 млн человек. Наряду с Транссибирской магистралью это второй железнодорожный выход России к Тихому океану. По нацпроекту планируется, что реконструкция БАМа и Транссиба ускорит развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири и обеспечит жителей рабочими местами.

Развитие портов

Одним из самых узких мест в синхронизации логистических потоков являются морские порты. По словам Евгения Казанцева, сегодня порты готовы обрабатывать более 1 млрд т грузов в год, но железнодорожные подъезды не позволяют доставить такой объем по существующим ж/д линиям и автодорогам. «Развитие портов идет хорошими темпами, но железнодорожные подходы нужно привести в соответствие, чтобы все работало как часы», – уверен эксперт.

Тем не менее работа в этом направлении идет. С 2020 по 2023 г. по нацпроекту было введено в эксплуатацию 13 объектов портовой инфраструктуры. В том числе терминал навалочных грузов в морском порту Тамань, угольный перегрузочный комплекс в бухте Мучка, морской перегрузочный комплекс СПГ в Мурманской области и Камчатском крае. Благодаря чему за этот период морские порты приняли на 156,6 млн т груза больше. По данным Росморпорта, общая мощность морских портов к концу 2023 г. составила более 1322 млн т.

За счет беспрепятственного доступа в нейтральные воды Мирового океана новые порты помогают открывать экспортные направления для России. Например, сейчас строится порт Лавна. В 2023 г. к нему проложили почти 50 км пути (железнодорожная линия Выходной – Лавна). Это дает возможность перевозить грузы в новый морской порт на берегу Кольского залива. По плану мощность порта Лавна составит 18 млн т в год.

По мнению Казанцева, «спасением» для Дальнего Востока может стать Северный морской путь – кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Он протянулся на 5600 км, от Карских Ворот до бухты Провидения, и работает уже практически на полную мощность. «Это будет самый надежный и выгодный канал доставки продукции как по экспорту, так и по импорту», – уверен эксперт. По итогам 2023 г. грузопоток на Северном морском пути составил 36,2 млн т. Это на 2,1 млн т больше, чем годом ранее. Кроме того, были введены в эксплуатацию атомные ледоколы проекта 22220 – «Арктика», «Сибирь» и «Урал», а также два лоцмейстерских судна проекта BLV03 и два гидрографических судна проекта Е35.Г.

Самолеты и метро

Активно модернизируется и аэропортовая инфраструктура. За пять лет (с 2019 по 2023 г.) по нацпроекту построено 33 объекта аэродромной инфраструктуры в 31 аэропорте. В том числе в прошлом году возвели 12 объектов – 9 взлетно-посадочных полос и 3 вспомогательных объекта (вспомогательные сооружения для обслуживания самолетов и авиаузлов). В 2024 г. планируется ввести еще 4 взлетно-посадочные полосы в аэропортах «Охотск», «Чертовицкое», «Полярный», «Беринговский», а также два объекта инфраструктуры в Магадане и Перми.

Источник: Минтранс
Источник: Минтранс

В Москве по нацпроекту ведется активная работа по модернизации Центрального транспортного узла. Только в 2023 г. открыто движение по двум новым Московским центральным диаметрам – МЦД-3 и МЦД-4. Заработали 74 новые станции и два крупных пересадочных узла – Площадь трех вокзалов и Зеленоград-Крюково.

По нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры» уже сделано многое, но также много еще предстоит, считают опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты. Строительство крупных транспортных узлов позволит логистически связать все товаропотоки, отметил Евгений Казанцев.

Самое популярное
Наш город
С чистого листа: местом для нового цирка в Москве станет Мневниковская пойма
Собянин рассказал о втором голосовании, посвященном зданию на проспекте Вернадского
Городская недвижимость
Устойчивый бизнес-класс: новые ЖК преображают Павелецкий кластер
Девелоперы возводят в районе современное жилье и объекты инфраструктуры
Горожане
Собянин: за семь лет «Московское долголетие» объединило более 620 000 горожан
Сегодня в проект входят более 140 центров, где работают эксперты различных направлений
Наш город
Что им стоит дом построить: более 10 заведений готовят реставраторов в Москве
Почти 70% времени будущих профессионалов посвящено практике
Наш город
В Москве благоустроят тысячи дворов и выберут имя для альпаки – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Культурный город
Мы ищем «Таланты»: москвичи выбрали название для театрального кадрового конкурса
В голосовании на платформе «Активный гражданин» поучаствовали более 149 000 человек
Наш город
Собянин сообщил о строительстве Шелепихинского газопровода под Москвой-рекой
Он проляжет на глубине 10 метров и прослужит более 40 лет
Культурный город
Культурный центр «Москвич» в Текстильщиках открылся после реконструкции
Он стал еще одним этапом реновации территории завода АЗЛК
Свободное время
Что читает директор Центра толерантности Еврейского музея
Стругацкие, «Повелитель мух», нон-фикшн о дружелюбии и другие любимые книги Анны Макарчук
Умный город
Инновации на линии: в Москве в 2025 году запустят беспилотные поезда метро
Такие составы будут курсировать на БКЛ и сократят время пассажиров в пути
Наш город
Город огней: Москва входит в число самых освещенных мегаполисов
Количество зданий с художественной подсветкой выросло более чем в четыре раза
Свободное время
Григорий Красовский: «Мы продвигаем современную московскую кухню»
Генеральный директор ресторанов «Шатер» и «Изя Гриль» о тренде на «комфортную» еду
Культурный город
Куда пойти в выходные 1–2 марта
Только интересные события в Москве
Свободное время
В Москве стартует фестиваль «Гастрономическая Одиссея»
Мероприятие пройдет с 27 февраля по 2 апреля
Наш город
Собянин: в Братееве строится крупнейший комплекс по обслуживанию поездов метро
Обновление составов Замоскворецкой линии завершится к концу 2026 года