В Москву – за событиями. Как столица продвигает фестивальный туризм
В 2023 году столицу посетило 24,5 млн туристовВ 2023 г. Москву посетило 24,5 млн туристов. Об этом в конце января сообщил мэр столицы Сергей Собянин. Цифра приблизилась к показателям допандемийного 2019 г. – тогда Москва приняла рекордные 25,1 млн туристов и стала лауреатом международной премии World Travel Awards в номинации «Лучшее туристическое направление. Город».
Основной турпоток по-прежнему представляют россияне. В прошлом году столицу посетило 22,2 млн путешественников из других регионов страны, рассказал представитель комитета по туризму Москвы. Чаще всего гости приезжают из Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Владимирской, Ростовской и Тульской областей, говорит он, не уточняя детали. Оставшиеся 2,3 млн – это иностранные туристы из Китая, Турции, Индии, Ирана и других стран. Число путешественников, приехавших из ОАЭ, Кувейта и Катара, даже больше, чем было до пандемии, продолжает представитель комитета по туризму Москвы.
Комфортабельный отдых
Из-за высокого спроса на отдых в столице пришлось задействовать отели всех категорий, рассказал вице-президент Ассоциации туроператоров России и генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. «Если в предыдущие годы дефицит номеров даже в летние месяцы был скорее исключением, то в этом году мы раз шесть оказались в ситуации, когда свободных номеров в центре вообще не было», – отметил Ромашкин. Туристам приходилось соглашаться на любые доступные номера вблизи центра, чтобы не тратить 30 минут на дорогу с окраин к основным достопримечательностям.
По данным сервиса онлайн-бронирования отелей Ostrovok.ru, в 2023 г. спрос на объекты размещения в Москве вырос на 26% относительно 2022 г. Число бронирований на 4-звездочные гостиницы выросло на 15%, на 3-звездочные – на 22%. Кроме того, туристы стали чаще выбирать проживание в 5-звездочных отелях. Рост числа бронирований в этой категории отелей составил 46% относительно 2022 г. Абсолютные цифры представитель Ostrovok.ru. не называет, но говорит, что рост спроса на «пятерки» связан с открытием новых 5-звездочных отелей за последние полтора года. Среди них, например, Soluxe Hotel Moscow у ст. м. «Ботанический сад» и Radisson Blu Leninsky Prospect у ст. м. «Проспект Вернадского». По словам представителя комитета по туризму Москвы, туристы из стран Персидского залива в 2023 г. чаще всего останавливались в 4-звездочных и 5-звездочных отелях и в среднем тратили больше, чем туристы из других стран.
Пользователи сервиса бронирования отелей и покупки авиабилетов «Яндекс путешествия» в 2023 г. бронировали номера в отелях категории «5 звезд» на 26% чаще, чем в 2022 г., рассказал представитель компании. По словам экспертов, опрошенных «Ведомости. Городом», рост спроса на 5-звездочные отели в Москве в том числе связан с текущей геополитической ситуацией и визовыми ограничениями для россиян в европейские страны. «Больше туристов стали отдыхать внутри страны, у них есть финансовые возможности, и они хотят получить максимально высокий сервис», – считает заместитель председателя комитета Государственной думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сергей Кривоносов.
Среди пользователей сервиса Ostrovok.ru, которые в прошлом году отдыхали в Москве, почти половина гостей (49%) – пары без детей, 37% составляют одиночные туристы, порядка 9% – семьи с детьми, еще 5% – компании взрослых от трех и более человек. При этом экскурсионные туры, как правило, бронируют туристы с детьми и путешественники старшей возрастной группы. Молодежь предпочитает бронировать отели и исследовать город самостоятельно по рекомендациям друзей и отзывам в интернете.
Ярмарки, фестивали и форумы
Сегодня в Москву едут не только чтобы осмотреть местные достопримечательности и оценить обновленный за последние 10 лет город. В столице стремительно растет сегмент событийного туризма, рассказал «Ведомости. Городу» представитель комитета по туризму Москвы. Гости все чаще приезжают в столицу не только отдохнуть или поработать, но и заодно посетить местные фестивали, ярмарки, культурные и деловые мероприятия. «В 2023 г. во время проведения крупных городских событий загрузка отелей вырастала на 14%», – говорит представитель комитета, абсолютные цифры он не называет.
Самым ярким событием стала выставка-форум «Россия» на ВДНХ, которая открылась в ноябре 2023 г. и будет проходить до 8 июля 2024 г. Там представлены экспозиции всех регионов страны. В мероприятии принимают участие федеральные органы исполнительной власти, крупнейшие корпорации, общественные организации, которые представят главные достижения страны в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, строительстве, транспорте, науке и культуре. Выставка проходит в 20 постоянных павильонах ВДНХ, кроме того, были построены отдельные дополнительные площадки для мероприятия. Например, в павильоне № 75 гости выставки могут совершить VR-экскурсию по достопримечательностям Волгограда, посмотреть человекоподобного робота Арди из Перми, попробовать деликатесы Камчатского края и многое другое. Отдельные павильоны есть у крупнейших российских компаний, среди них «Роснефть», ВЭБ.РФ, «Газпром» и др.
За первые четыре месяца работы выставку посетило 7 млн человек. Порядка 40% посетителей приезжают из регионов, еще 22% – из Московской области, около 1% составляют иностранцы и 37% – жители столицы. Это следует из данных совместного социологического опроса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Экспертного института социальных исследований. Опрос проводился с 15 ноября 2023 г. по 28 января 2024 г., в нем приняло участие более 6500 посетителей выставки. 68% респондентов заявили, что впечатления от выставки превзошли все ожидания.
Опрошенные «Ведомости. Городом» туроператоры наблюдают высокий спрос на отели с началом проведения выставки «Россия». В национальном туроператоре «Алеан» количество бронирований московских гостиниц с ноября 2023 г. по январь 2024 г. увеличилось на 54% по сравнению с аналогичным периодом в позапрошлом году. У туроператора «Дельфин» количество бронирований за этот же период выросло в 2 раза и сравнялось с числом бронирований в компании за весь 2022 год. «Традиционно низкий туристический сезон, который начинается в начале ноября и заканчивается в 20-х числах декабря, благодаря выставке превратился в высокий сезон. Плохая погода не стала помехой для путешественников», – говорит Ромашкин и утверждает, что туристы стали чаще выбирать объекты размещения в районе ВДНХ.
Также путешественники проявляют все больший интерес к зимним новогодним фестивалям, среди них «Путешествие в Рождество», «Усадьбы Москвы. Зима», «Московское чаепитие» и др. За эти январские праздники столицу посетило 4,3 млн человек – почти в 2 раза больше, чем годом ранее. Загрузка отелей в центре города в новогодние каникулы достигала 90–100%. Об этом говорится на сайте Mos.ru.
Самовары, бублики и пляски
Например, фестиваль «Путешествие в Рождество» работает с 2012 г. и успел стать визитной карточкой столицы. В 2015 г. его площадки впервые посетило более 10 млн человек. Тогда московский фестиваль признали самым массовым в Европе. За все время работы фестиваль в общей сложности посетило около 100 млн человек. Его традиционно проводят с 22 декабря по 8 января. В этом году праздничные мероприятия развернулись на 36 городских площадках в центре и в спальных районах Москвы. В рамках фестиваля жители и гости столицы могли увидеть город в разные исторические периоды: Москва боярская и дворянская, купеческая и ремесленная, советская и современная.
Посмотреть театрализованные представления – классические, иммерсивные, театры-балаганы и даже театр теней. И поучаствовать в 4000 видов мастер-классов и активностей, среди которых, например, ковка и резьба по дереву, изготовление карнавальных масок, елочных игрушек и подарочных коробок в форме боярских теремов. Также на площадках можно было попробовать блюда традиционной русской кухни – суп-ушник, щи в хлебе, гурьевскую кашу, расстегаи и пончики, гуся с яблоками, рагу из зайца, затируху по-купечески и многое другое. А еще прокатиться на одном из 23 бесплатных катков проекта «Московские сезоны».
Еще одной точкой притяжения этой зимой стала культурно-гастрономическая программа «Московское чаепитие», которая проходила с 4 декабря по 8 января. Ее посетило порядка 215 000 человек. Они выпили 36 000 л чая и побывали на 400 мероприятиях, в том числе мастер-классах, концертах и спектаклях. Главной площадкой проекта стала Тверская площадь, где гостям предлагали выпить чай из самовара, попробовать традиционные русские сладости и выпечку, послушать концерты фольклорных групп и взять уроки танцев XVIII и XIX вв. В рамках программы для туристов работали ярмарки, где можно было приобрести фарфоровые чайники, варенье, варежки ручной работы, платки, свечи и другие товары и продукты, сделанные в Москве.
Сегодня «Московское чаепитие» продолжает работать в отелях и ресторанах. К программе подключено около 100 отелей и ресторанов, например «Балчуг Кемпински», The Carlton, Cosmos Moscow VDNH Hotel, Novotel Moscow City и др. Там каждый день с 16.00 до 19.00 можно попробовать чайные сеты из китайских и местных сортов чая, а также разные виды варенья и традиционную русскую выпечку: калачи, бублики, сайки, рогалики и коврижку. Полный список участников программы можно найти на сайте сервиса планирования путешествий по России Russpass. С помощью проекта город планирует восстановить и популяризировать столичные чайные традиции среди горожан и туристов.
Новинкой этой зимы стал фестиваль впечатлений «Усадьбы Москвы. Зима». С 22 декабря 2023 г. по 8 января 2024 г. в нем приняло участие 15 московских усадеб. Среди них музей-заповедник «Царицыно», музей-усадьба Вяземских – Шереметевых «Остафьево», музей-усадьба князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки» и др. В рамках мероприятия было заготовлено 400 просветительских, музыкальных, культурных, развлекательных, спортивных мероприятий. Например, в усадьбе «Воронцово» гости могли пройти мастер-класс по бальным танцам конца XIX в., а после принять участие в бале-маскараде «Под Рождественской звездой». В усадьбе Ржевского на Пречистенке посетителям читали «Святочные рассказы» Николая Лескова. За время фестиваля в 15 усадьбах побывало в общей сложности 337 000 человек.
Культурный обмен
Также в этом году в Москве впервые провели тематический фестиваль «Китайский Новый год в Москве». Основными площадками мероприятия стали Камергерский переулок, Тверская площадь, Тверской бульвар, Новый Арбат и Московский зоопарк. Например, в Камергерском переулке прошла ярмарка китайской еды. Там работали шале и уличные рестораны в виде пагод – азиатская многоярусная башня с несколькими карнизами, у входа которых разместили золотых драконов и развесили китайские фонарики. А на Тверском бульваре установили светящийся тоннель, окрашенный в цвета праздника – золотой и красный. С 9 по 18 февраля в рамках фестиваля гости могли попробовать китайскую национальную кухню, например пельмени дим-самы, блинчики из рисовой муки и домашнюю лапшу. А еще взять уроки каллиграфии, познакомиться с китайской культурой чаепития, послушать концерты китайских музыкальных групп, поиграть в национальные игры вместе с аниматорами и многое другое. В общей сложности было доступно более 300 мероприятий – это мастер-классы, музыкальные постановки, экскурсии и кулинарные шоу.
Фестиваль станет одним из мероприятий двухлетней программы, рассчитанной на 2024 и 2025 гг.: президент России объявил их совместными Годами культуры России и Китая. Осенью 2023 г. в рамках круглого стола «Перспективы российско-китайского диалога в сфере туризма» в Пекине первый заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы, председатель комитета по туризму Москвы Евгений Козлов назвал китайских путешественников самыми значимыми по количеству иностранными туристами в столице. По данным сайта мэра Москвы, за 2023 г. российскую столицу посетило порядка 200 000 туристов из Китая, это в 5 раз больше, чем в 2022 г.
Мероприятия являются одним из главных стимулов для путешествий. Теперь туристы отправляются в отпуск не только для того, чтобы отдохнуть у моря, совершить подъем в горы или изучить историю или архитектуру, но и для того, чтобы посетить крупные и интересные городские события. «Чтобы городу оставаться привлекательным, нужно постоянно придумывать новые мероприятия и менять тематику существующих», – считает руководитель комитета по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии Илья Уманский и утверждает, что чем масштабнее событие, тем более интересно оно для туристов. По его словам, Москва лидирует в России по количеству и разнообразию мероприятий и задает темп развития для регионов.
Событийный туризм помогает развиваться городской экономике, объясняет представитель комитета по туризму Москвы: «В среднем один посетитель фестиваля тратит около 1500 руб. в день на питание, развлечения и сувениры. Это позволяет увеличивать доходы не только туристической отрасли, но и смежных сфер». За 2023 г. благо[1]даря туристам столичный бюджет получил 178 млрд руб. Об этом в конце января в личном блоге писал мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, на эти средства можно построить около 70 школ или 16 км новых линий метро в Москве.