Архитектурный магнит: как культурные центры становятся точками притяжения
Новые арт-пространства украшают города и помогают поднимать местную экономикуСложные сооружения с современными архитектурными решениями и развитой инфраструктурой сегодня становятся новыми центрами притяжения. Они не только эстетически преобразуют города, но и способны привлечь туристов, оживить район и поднять местную экономику.
С появлением новых арт-пространств в городе преобразуется и территория вокруг: открываются модные кафе, рестораны и магазины, а также сервисные центры, дополняющие основной объект. Подобные культурно-архитектурные проекты стимулируют развитие экономики города, отмечает руководитель проектов консалтингового бюро Atlas Елена Трубина. Это происходит за счет увеличения туристического потока, что ведет к развитию рынка услуг, созданию новых рабочих мест и повышению доходов предпринимателей в сфере отельного и ресторанного бизнеса. «Всплеск активности и покупательской способности привлекает дополнительные инвестиции в проект и сопутствующую инфраструктуру», – уверена Трубина. В некоторых странах, например в Китае, такие проекты уже становятся не единичными явлениями, а стилем жизни и одним из основных инструментов урбанистики, считает партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков.
«Эффект Бильбао»
Одним из ярких примеров таких проектов стал Музей современного искусства Гуггенхейма, который был открыт в 1997 г. на реке Нервион в испанском городе Бильбао. Здание, спроектированное канадско-американским архитектором Фрэнком Гери, состоит из сложных, хаотично искривленных металлических конструкций, которые обшиты более чем 30 000 титановых пластин. Считается, что за счет этого здания удалось придать стимул экономике старого испанского города, привлечь бизнес, туристов и инвесторов, а также благотворно повлиять на инфраструктурное развитие, рассказала руководитель интерьерного отдела бюро T+T Architects Анастасия Абашева. В первый год существования Музей Гуггенхейма посещали порядка 100 000 человек в месяц и вскоре количество гостей стабильно вышло на 1 млн в год, писали СМИ со ссылкой на директора музея.
Этот феномен, когда целый город преобразовывается благодаря знаковой постройке, назвали «эффектом Бильбао», объяснил председатель Московского архитектурного общества Борис Уборевич-Боровский. Хотя явление можно рассматривать в более широком смысле, считает Абашева. «Эффект Бильбао» заключается в том, что впоследствии другие города, занимаясь разработкой программ модернизации, стали целенаправленно закладывать в них концептуальные объекты-символы и приглашать для их создания известных архитекторов», – уверена эксперт. По ее мнению, подобный «эффект» в свое время произвели проекты Эйфелевой башни, Сиднейского оперного театра и лондонского небоскреба «Сент-Мэри-Экс 30».
Другой пример – японский остров Омисима, где в 2011 г. появилось необычное сооружение в стиле метаболизм – Музей архитектуры. Его автором стал известный японский архитектор Тойо Ито, получивший в 2013 г. Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской премии в архитектуре) за Сендайскую медиатеку. В основу дизайна музея легли правильные и неправильные геометрические фигуры – октаэдр, тетраэдр и кубооктаэдр, которые удивительно контрастируют с природным ландшафтом округа. Музейный комплекс состоит из двух зданий, которые по задумке автора называются «избушками». «Стальная хижина» представляет собой громоздкое и геометрически сложное здание, в котором расположены основные выставочные залы, лекционный зал, склад и главный вестибюль. «Серебряная хижина» – группа арочных построек, где располагался личный дом Тойо Ито, перенесенный из Токио. В доме архитектора также есть выставочные помещения, классы, аудитории, библиотека и небольшой кинозал. По словам Трубиной из бюро Atlas, за счет нового арт-пространства и его синергии с местом через дизайн, формы и пластику повысилась привлекательность города для туристов.
В октябре 2023 г. появился еще один проект – Музей научной фантастики по проекту Zaha Hadid Architects. Его открыли в китайском городе Чэнду ко Всемирному конгрессу научной фантастики (The World Science Fiction Convention). Комплекс представляет собой сложный четырехлистник, который создает разное восприятие, если смотреть с разных ракурсов, рассказал партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков. В здание музея также интегрированы зеленые технологии для минимизации воздействия на экосистему, в том числе встроенные в крышу солнечные панели, а также световые люки и окна в пол. Через стеклянную стену атриума открывается вид на гору Силиншань. Новый Музей научной фантастики сможет стать в Китае одним из самых перспективных объектов для привлечения внимания, считает Стариков.
Архитектурный ажиотаж
В российских городах новыми точками притяжения все чаще становятся не просто культурные центры, а полноценные культурно-образовательные кластеры. Например, в Москве таким местом стал центр современного искусства «Дом культуры ГЭС-2», популярности которому добавила временно установленная там 13-метровая скульптура «Большая глина № 4», говорит Трубина из бюро Atlas. «Ажиотаж вокруг скульптуры сделал популярнее культурный центр в целом», – отмечает эксперт.
Обновляется не только Москва. «По поручению президента в четырех городах России (Калининград, Кемерово, Севастополь и Владивосток. – Прим. “Ведомости. Город”) создаются уникальные культурно-образовательные пространства, в которых будут представлены достижения и новаторские подходы русского искусства. Сегодня из 46 объектов введены в эксплуатацию 29, завершается строительство еще одного, 30-го комплекса – филиала Третьяковской галереи в Калининграде», – рассказал заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин.
В Калининграде новой точкой притяжения стал остров Октябрьский. На его территории сейчас реализуют три крупных проекта: филиалы Государственной Третьяковской галереи и Большого театра, а также Балтийская школа театрального и музыкального искусств (филиал Российского государственного института сценических искусств). Строительство ведет компания «Стройтрансгаз». По словам генерального директора компании Дмитрия Лебедева, филиал Третьяковской галереи будет сдан в конце 2023 г., другие здания должны возвести в 2024 г.
Третьяковка в Калининграде
Одним из первых свои двери откроет Калининградский филиал Третьяковки. Архитекторы проекта стремились создать минималистичное здание, которое даже через долгие годы будет выглядеть современным и вписываться в городскую среду. Председатель Московского архитектурного общества Борис Уборевич-Боровский отметил, что сам Калининград является миксом разных исторических эпох, культур и разных архитектур, поэтому минималистичный подход в архитектуре позволяет зданию практически раствориться в застройке. «Минимализм на фасаде очень важен для того, чтобы подчеркнуть продуманное и необычное наполнение самих выставочных залов с картинами и экспонатами», – пояснил архитектор. В этом плане филиал очень похож на новое здание Третьяковки на Крымском Валу в Москве, добавил он.
По словам застройщика, общая площадь музея составит 17 600 кв м. На первом этаже расположатся большой входной холл, кинозал, парадная лестница, кафе, библиотека. На других этажах оборудуют выставочные залы, фондохранилища, мастерские, учебные студии и аудитории, кабинеты и помещения для реставрации. Для творческих и образовательных программ в музее откроют общественные зоны. В том числе лектории, гончарные и ремесленные мастерские, мастерскую живописи и зал для кинопоказов.
Одной из самых интересных деталей интерьера и украшением входной зоны музея станет парадная лестница, отметил Лебедев. Ее размеры – более семи метров в высоту и 20 м в ширину. Лестница спроектирована так, что будто парит в воздухе. Такого эффекта удалось достичь за счет всего двух точек опоры – внизу и наверху сооружения, объяснил Дмитрий Лебедев. Парадная лестница с натуральным покрытием из дерева будет не только связывать первый и третий этажи, но и сама станет пространством для лекций, мастер-классов и просто для отдыха.
Главная «фишка» будущего филиала Третьяковки – парящая конструкция нижней части здания. Такой эффект получается за счет 15-метровой нависающей консоли и специального освещения по контуру, объяснил представитель застройщика. В концепции анфилада музейных залов будто «подвешена» над парком, делая первый этаж максимально прозрачным и связывая музей с общественным пространством, добавил партнер архитектурного бюро «Меганом» Юрий Григорян.
Еще одна отличительная особенность Калининградского филиала Третьяковки – 50-метровая башня для администрации и сотрудников музея, где также будут проходить презентации и пресс-конференции. При остеклении башни применялись мультифункциональные стеклопакеты, которые, пропуская свет, одновременно защищают помещение от яркого солнца и берегут энергоресурсы, рассказал гендиректор «Стройтрансгаза».
Для Третьяковки очень важен грамотный световой подход, подчеркивает Уборевич-Боровский из Московского архитектурного общества. «Все экспонируемые картины и предметы должны иметь правильное и естественное освещение. В этом проекте оно хорошо продумано», – подтвердил архитектор. Например, в будущих залах и галереях предусмотрен верхний свет, который может быть закрыт светонепроницаемыми или полупрозрачными рулонными шторами. Для организации естественного освещения на основной крыше смонтировано 126 зенитных фонарей. Окна представляют собой геометрические формы – ромб, круг и др. Причем они есть как на стенах, так и на потолке: это выполнено не только с эстетической точки зрения, но и для энергосбережения.
Большое внимание уделено и вентиляции здания, в частности выставочных залов и хранилищ. В системах кондиционирования воздуха будет производиться обработка воздуха, чтобы в любое время года поддерживать определенный микроклимат для сохранения экспонатов.
Архитектурная концепция филиала делает музей продолжением города, рассказала заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по развитию новых музейных пространств Татьяна Гафар. Благодаря стеклянным стенам первого этажа переход внутрь помещения, на первый уровень, почти незаметен. «Мы называем его «городской площадью». Это общественное пространство: атриум, магазины, кафе, библиотека, кинотеатр (он же – концертный зал и лекторий), куда можно приходить не только на выставки, но и для того, чтобы отдохнуть, провести встречу, почитать», – отметила Гафар. Комплекс в Калининграде будет не только решать просветительские и образовательные задачи, но и станет мощным стимулом для развития туризма и экономики региона в целом, подчеркнул Марат Хуснуллин.
По мнению архитектора Уборевича-Боровского, здание филиала Третьяковской галереи и весь кластер на острове Октябрьский вполне могут повторить «эффект Бильбао». Он отмечает, что в испанском городе эффект достигнут скорее за счет авторской архитектуры Фрэнка Гери, которую узнают во всем мире. Эксперт также надеется, что подобные кластеры будут строить и в других крупных городах России, включая Владивосток, Новосибирск, Екатеринбург. Архитектор Григорян добавил, что открытие подобных кластеров должно способствовать развитию свободы мысли, интереса к искусству и культуре среди жителей города, а также привлекать туристов.