Корпоративный шаббат. Зачем компании предлагают сотрудникам годовой отпуск
Бесплатная еда в офисе, гамаки и другие корпоративные плюшки больше не работаютСаббатикал — это длительный оплачиваемый, частично оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск с гарантированным сохранением рабочего места и должности за сотрудником. Длиться он может от месяца до нескольких лет. Главное условие: он должен быть больше стандартного отпуска работника.
Этимология слова «саббатикал» восходит к еврейскому «шаббат» — так называется священное время, когда верующие иудеи должны воздерживаться от работы. Они празднуют шаббат каждый седьмой день недели. Но есть еще один интересный момент: в еврейской культуре каждый седьмой год сельскохозяйственного цикла земледельцы дают отдохнуть полям и себе целый год.
Первыми саббатикал начали вводить университеты: еще в XIX в. Гарвард стал предлагать своим профессорам долгосрочный оплачиваемый отпуск, чтобы те могли проводить свои научные исследования, не отвлекаясь на преподавание. Спустя почти сто лет их примеру последовали корпорации, столкнувшиеся с проблемой выгорания сотрудников. В конце 70-х гг. McDonald’s одним из первых ввел длительный отпуск с сохранением должности для своих работников. С тех пор саббатикал распространился в западном корпоративном мире: его опробовали такие компании, как Google, Intel, IBM, Bank of America и Citi. А в этом году феномен добрался и до нас. В июне «Сбер» объявил, что теперь его сотрудники могут брать долгосрочный неоплачиваемый отпуск сроком от одного до 12 месяцев с сохранением места и должности.
С новыми силами о саббатикале заговорили благодаря пандемии. Эпидемия вынудила большинство компаний перейти на дистанционную работу. Для многих специалистов, кто стал работать из дома, личные и рабочие границы размылись. В итоге все больше сотрудников, по данным опроса компании Glint People Science, стали жаловаться на переработки и эмоциональное выгорание, которое напрямую влияет на экономические показатели компании. Международные корпорации пытались по-разному бороться с этим недугом. Компания Google, например, ввела дополнительные выходные и неделю без совещаний. LinkedIn в апреле этого года объявила, что даст своим сотрудникам неделю выходных. А Citigroup запретила проводить рабочие видеозвонки по пятницам, чтобы облегчить усталость от удаленки.
Их меры по борьбе с выгоранием кажутся тактическими и краткосрочными. Дополнительные выходные или неделя без совещаний маловероятно компенсируют моральную усталость, накопленную за месяцы дистанционной работы. Поэтому саббатикал, как способ удержать лучшие кадры, кажется логичной мерой. Тем более что есть исследования, которые это подтверждают. Хотя большинство из них проведены на профессорах вузов, а не на корпоративных сотрудниках (потому что феномен «долгосрочного творческого отпуска» зародился в академической среде), эффект саббатикала понятен. Недавнее исследование, где сравнивали 129 профессоров американских вузов, взявших долгосрочный отпуск, с таким же количеством не сделавших этого коллег, показало, что у первых значительно снизился уровень стресса и пополнились психологические ресурсы, причем этот эффект сохранялся долгое время.
Но наряду с долгосрочными плюсами для работодателей есть большое количество вопросов к экономической эффективности этого явления в моменте. Оплачивать годовой отпуск — дорогое удовольствие. Даже такой гигант финансовой отрасли, как «Сбер», ввел неоплачиваемую версию саббатикала. Компании, которые применяют долгосрочный отпуск, рассчитывают спасти сотрудника от выгорания, чтобы продлить его «срок службы» в корпорации. Но российский рынок труда очень подвижен. При уходе в длительный отпуск специалист расстается с одними руководителем, командой и задачами. А по возвращении может столкнуться с тем, что поменялось абсолютно все — от начальства до задач. Такая стресс-ситуация может послужить триггером к еще более скорому уходу из компании.
Посчитать реальную эффективность саббатикалов в российской корпоративной среде можно будет только на большом количестве сотрудников, которые воспользовались этим корпоративным предложением, и на долгой дистанции. Например, если условная тысяча работников сходит в длительный отпуск, вернется, а потом проработает еще какое-то время — тогда можно будет сказать о влиянии (или его отсутствии) на продолжительность работы человека в компании.
Возникает вопрос: зачем корпорации вводят саббатикал? Компании могут использовать саббатикал в качестве приятного бонуса при найме специалистов, которые находятся в дефиците на рынке. Раньше корпоративные плюшки в виде гамаков, расширенного ДМС и бесплатной еды в офисе были привилегиями крупных FMCG и IT-компаний. Сейчас эти практики распространены даже в небольших стартапах и редко являются преимуществом в борьбе за лучшие кадры. Возможно, длительный отпуск тоже станет стандартной практикой. Но пока возможность взять даже неоплачиваемый саббатикал в России – редкость, а потому конкурентное преимущество.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора