Читайте также
Вышли из тени. Какие карьерные стратегии помогут получить повышение
Свой человек. Как сменить CEO и не разрушить бизнес
Звездная команда. Как Netflix пережил экономический кризис благодаря талантливым сотрудникам

Корпоративный шаббат. Зачем компании предлагают сотрудникам годовой отпуск

Бесплатная еда в офисе, гамаки и другие корпоративные плюшки больше не работают

Саббатикал — это длительный оплачиваемый, частично оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск с гарантированным сохранением рабочего места и должности за сотрудником. Длиться он может от месяца до нескольких лет. Главное условие: он должен быть больше стандартного отпуска работника.

Этимология слова «саббатикал» восходит к еврейскому «шаббат» — так называется священное время, когда верующие иудеи должны воздерживаться от работы. Они празднуют шаббат каждый седьмой день недели. Но есть еще один интересный момент: в еврейской культуре каждый седьмой год сельскохозяйственного цикла земледельцы дают отдохнуть полям и себе целый год. 

Первыми саббатикал начали вводить университеты: еще в XIX в. Гарвард стал предлагать своим профессорам долгосрочный оплачиваемый отпуск, чтобы те могли проводить свои научные исследования, не отвлекаясь на преподавание. Спустя почти сто лет их примеру последовали корпорации, столкнувшиеся с проблемой выгорания сотрудников. В конце 70-х гг. McDonald’s одним из первых ввел длительный отпуск с сохранением должности для своих работников. С тех пор саббатикал распространился в западном корпоративном мире: его опробовали такие компании, как Google, Intel, IBM, Bank of America и Citi. А в этом году феномен добрался и до нас. В июне «Сбер» объявил, что теперь его сотрудники могут брать долгосрочный неоплачиваемый отпуск сроком от одного до 12 месяцев с сохранением места и должности. 

С новыми силами о саббатикале заговорили благодаря пандемии. Эпидемия вынудила большинство компаний перейти на дистанционную работу. Для многих специалистов, кто стал работать из дома, личные и рабочие границы размылись. В итоге все больше сотрудников, по данным опроса компании Glint People Science, стали жаловаться на переработки и эмоциональное выгорание, которое напрямую влияет на экономические показатели компании. Международные корпорации пытались по-разному бороться с этим недугом. Компания Google, например, ввела дополнительные выходные и неделю без совещаний. LinkedIn в апреле этого года объявила, что даст своим сотрудникам неделю выходных. А Citigroup запретила проводить рабочие видеозвонки по пятницам, чтобы облегчить усталость от удаленки. 

Их меры по борьбе с выгоранием кажутся тактическими и краткосрочными. Дополнительные выходные или неделя без совещаний маловероятно компенсируют моральную усталость, накопленную за месяцы дистанционной работы. Поэтому саббатикал, как способ удержать лучшие кадры, кажется логичной мерой. Тем более что есть исследования, которые это подтверждают. Хотя большинство из них проведены на профессорах вузов, а не на корпоративных сотрудниках (потому что феномен «долгосрочного творческого отпуска» зародился в академической среде), эффект саббатикала понятен. Недавнее исследование, где сравнивали 129 профессоров американских вузов, взявших долгосрочный отпуск, с таким же количеством не сделавших этого коллег, показало, что у первых значительно снизился уровень стресса и пополнились психологические ресурсы, причем этот эффект сохранялся долгое время.

Но наряду с долгосрочными плюсами для работодателей есть большое количество вопросов к экономической эффективности этого явления в моменте. Оплачивать годовой отпуск — дорогое удовольствие. Даже такой гигант финансовой отрасли, как «Сбер», ввел неоплачиваемую версию саббатикала. Компании, которые применяют долгосрочный отпуск, рассчитывают спасти сотрудника от выгорания, чтобы продлить его «срок службы» в корпорации. Но российский рынок труда очень подвижен. При уходе в длительный отпуск специалист расстается с одними руководителем, командой и задачами. А по возвращении может столкнуться с тем, что поменялось абсолютно все — от начальства до задач. Такая стресс-ситуация может послужить триггером к еще более скорому уходу из компании.

Посчитать реальную эффективность саббатикалов в российской корпоративной среде можно будет только на большом количестве сотрудников, которые воспользовались этим корпоративным предложением, и на долгой дистанции. Например, если условная тысяча работников сходит в длительный отпуск, вернется, а потом проработает еще какое-то время — тогда можно будет сказать о влиянии (или его отсутствии) на продолжительность работы человека в компании. 

Возникает вопрос: зачем корпорации вводят саббатикал? Компании могут использовать саббатикал в качестве приятного бонуса при найме специалистов, которые находятся в дефиците на рынке. Раньше корпоративные плюшки в виде гамаков, расширенного ДМС и бесплатной еды в офисе были привилегиями крупных FMCG и IT-компаний. Сейчас эти практики распространены даже в небольших стартапах и редко являются преимуществом в борьбе за лучшие кадры. Возможно, длительный отпуск тоже станет стандартной практикой. Но пока возможность взять даже неоплачиваемый саббатикал в России – редкость, а потому конкурентное преимущество.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Самое популярное
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%