Зимний яхтинг. Как стать капитаном
Лучшие варианты яхтинга – от Крыма до АнтарктидыДостоинство яхтенного отдыха – отсутствие толп туристов и возможность пообщаться с морем, считает яхтсмен и владелец компании O’days Денис Палагичев. Это новые знакомства и эксклюзивный вид отдыха вдали от всех. По мнению знаменитого путешественника Федора Конюхова, зима не может помешать яхтингу, в основе всего должно быть стремление к морю. «Занимайтесь там, где вам удобно. Я начинал в Находке, бухте Врангеля. Тогда никто из нас не боялся холодов: уже, бывало, лед по краям залива, а мы гонялись», – вспоминает он.
Яхтинг – открытый для всех спорт. «На мировых парусных соревнованиях яхты несутся через океан с рекламой люксовых брендов. Так вот, экипаж – это не профессиональные спортсмены, там может оказаться и любитель. Нужно лишь пройти подготовку и отправить резюме», – подчеркивает Палагичев. Если же говорить об отдыхе на яхте, ключевую роль в нем играет инфраструктура – доступность марин (специально оборудованные гавани для яхт, катеров), ресторанов, магазинов и отелей рядом с ними, возможности аренды транспорта.
Крым
В России организовать зимний яхтинг проблематично из-за слишком капризной погоды. При температуре ниже нуля и палуба, и акватория покрываются льдом. Исключение – Крым. Температура воздуха в столице зимнего яхтинга – Балаклаве редко опускается ниже +5. Вадим Денисов, заместитель директора Черноморской чартерной компании, не считает холода проблемой: «Зимой спокойно можно ходить одним днем, температура – около +10, бывает и +15. Чаще всего по рейду Севастополя ходим, но в солнечный день и до Ялты доведем». Сейчас в Севастополе действуют несколько чартерных компаний и парусная школа, с каждым годом флот которой увеличивается. «Пока качество марин и сервиса не дотягивает до европейских стандартов, количество доступных марин также невелико», – резюмирует Палагичев. Зимние походы хороши тихой атмосферой. «Мы в высокий сезон сдаем яхты только по неделям, а зимой можем и на один день. Опять же акватория почище и рыбалка активно идет. С борта можно половить сельдь, барабульку, саргана, ставриду», – говорит Денисов.
Но лучше зимой заняться обучением на права, считает Денисов. Меньше людей, можно спокойно получить сертификат, потом ходить по всему миру. Учеба в Черноморской яхтенной школе длится 10 дней. Перед этим необходимо онлайн сдать теорию и на месте выдержать экзамен. Основные дисциплины – хождение под парусом с тренером, швартовка в одиночку, навигация по картам и пеленгатору и отработка спасения людей за бортом.
При этом одной школы мало, нужна практика. «В море в штиль выйти и прийти в марину, где помогут пришвартоваться, конечно, можно и с этой подготовкой. Но море – это стихия. Всегда может пойти что-то не по плану, изменится погода, маршрут, случится поломка, и тут требуется больше опыта, чтобы принять верные решения», – отмечает Палагичев. Перед самостоятельным выходом после обучения имеет смысл попрактиковаться с опытным капитаном в качестве старшего помощника на судне.
Цена вопроса: обучение международной квалификации IYT Bareboat Skipper (10 дней) – около 50 000 руб., аренда яхты на один день зимой – около 35 000 руб.
Как получить сертификат
Регулирование вопросов управления парусными судами значительно отличается – в зависимости от страны. В России необходимо проходить обучение по сертификату ГИМС МЧС (Государственная инспекция по маломерным судам), это единственные признаваемые права в нашей стране. Для аренды за пределами РФ нужно получить права международного класса:
IYT (International Yacht Training) – обучение на родном языке. Сертификаты IYT принимает большинство чартерных компаний яхт в мире. Практические курсы длятся более семи дней. Срок действия – пять лет.
RYA (Royal Yachting Association) – обучение на английском. Сертификат дает право аренды яхт, зарегистрированных в странах Британского Содружества. Занятия длятся пять дней. Срок действия – пять лет.
ISSA – сертификат в отличие от других бессрочный. Обучение – две недели. Признают Австралия, Бельгия, Хорватия, Черногория, Франция, Греция, Голландия, Испания, Ирландия, Норвегия, Швеция, Великобритания, Италия, США.
Турция
Если обучение пройдено и есть желание на неделю отправиться в Европу, то одним из вариантов может стать Турция. Зимой там меньше отдыхающих, а инфраструктура на европейском уровне. «В бухтах всегда есть причалы, там магазин и ресторан. Можно отдохнуть на берегу, можно купить продукты и готовить на борту самим», – рассказывает Палагичев, который три года работает шкипером в таких походах. Он предлагает гостям несколько маршрутов по стране. «Выйти на неделю своей командой и идти куда хочешь, просыпаться, жить, отдохнуть на яхте, как у себя дома, – это именно то, зачем существует чартер круизных парусных яхт», – считает он.
Цена вопроса: неделя яхтинга – около 500 евро на человека плюс расходы на воду и еду;
Требуются QR-код и отрицательный ПЦР-тест.
Антарктида
На самом южном материке планеты лето длится с декабря по февраль. Но температура достигает пика в январе (обычно около нуля). Даниил Гаврилов, командор компании Rusarc, уже 11 лет ходит с туристами на крайний юг Земли на яхте Aurora. У него гости всех возрастов – от маленьких детей до пожилых, разного социального положения. Были в экспедиции и обеспеченные люди, и те, кто брал кредит, чтобы поехать, и студенты, мечтавшие о дальнем юге, рассказывает командор.
Экспедиция на юг длится 20 дней. Сначала командой прилетают в аргентинский порт Ушуайя, оттуда грузятся на судно. Сейчас Аргентина открыта для привитых. Погружение в мир крайнего юга начинается с отплытия, программа расписана по часам. «Просто смотреть по сторонам и фотографировать или снимать животных в океане – уже целое приключение. Поймать объективом, как кит рядом плывет, волны океана, альбатросы, айсберги вдали! Когда три дня идем по проливу Дрейка, можно немного загрустить. Но тогда у нас ученые-биологи читают лекции о флоре и фауне, мы проводим мастер-классы по морской жизни и безопасности», – рассказал Гаврилов. На подходе к Антарктике проводятся ежедневные высадки на полярные станции России, на острова, иногда и в баню можно сходить. Особый акцент делают на еду, профессиональный кок готовит высокую кухню. От еды зависит настроение в пути, подчеркивает Гаврилов.
Туры идут регулярно до начала марта, без перерывов. «С марта уходим к себе на север. Из-за ковида в основном по России работаем с нашего лета – Новая Земля, Чукотка, Камчатка. Нам важно, чтобы был лед», – рассказывает Гаврилов. Прежде чем стать туристом, надо пройти отбор в команду. «Берем не всех. Надо понимать, куда и зачем ты едешь, а не только оплачивать. Мы всех отправляем на медобследование, без справок и медстраховки на борт не попасть», – продолжает Гаврилов. Так же проверят, как водители проходят медкомиссию, – психиатр, нарколог, анализ крови. Потом с каждым проводится собеседование, и, если возникает подозрение, что человек неадекватный, несерьезно настроен, ему могут отказать.
В Антарктиду можно сплавать с комфортом: уютные каюты, сауна, связь на борту, интернет, который позволяет выкладывать в соцсети интересные сюжеты. В период закупки билетов на самолет с туристами проводят инструктаж – выдают списки вещей и лекарств. «Главное – утепляйтесь, а так много вещей и не надо», – говорит Гаврилов.
Цена вопроса: около 8000 евро;
Требуются QR-код и отрицательный ПЦР-тест.
Таиланд
Зимний отдых на яхте может быть и летним, если отправиться в Таиланд. Яхтинг в Сиаме длится круглый год, но именно с ноября по апрель, когда дуют северо-восточные ветра, наступает «высокий сезон».
Владелец яхтенной компании и школы Star Sailing Club Илья Салдаев уверен, что Таиланд может стать флагманом зимнего отдыха под парусом: «Теплое море, множество красивых островов, редкие шторма, тропическая природа, рыбалка и дайвинг, экзотическая кухня». Шкипер сообщества «Сила ветра» Александр Орлов согласен: «Это был самый спокойный яхтинг в моей жизни, релаксация и дзен, природы такой нигде не видел».
Как признает Салдаев, яхтенная инфраструктура Пхукета уступает европейской: мало марин и небольшой флот. Но это вопрос времени. «Таиланд только в начале пути, до пандемии яхтинг активно развивался на Пхукете и наверняка продолжит, как только поток туристов восстановится», – считает Салдаев. В Ко Чанге и соседних архипелагах ситуация пока хуже, добавляет Орлов. «Пресную воду достать сложно, мы набирали 400 литров на 7 дней, нам хватало. На неделю можно забыть об электричестве и интернете, но тоже полезно иногда для медитаций», – говорит он. Еще один недостаток – завышенные цены. «Таиланд дороже Европы, потому что лодок мало. На Ко Чанге, например, один судовладелец, он цены ставит, как считает нужным», – поясняет Орлов.
Однако недостатки компенсируются красотой окружающей среды. «Яхтсмены выбирают Таиланд из-за экзотики, чтобы иметь возможность проснуться в коралловой бухте под пение птиц и крики обезьян», –говорит Салдаев. Яхты там можно арендовать как на день, так и на неделю. Однодневные прогулки обычно делают только до ближайших островов, но этого хватит, чтобы искупаться и позагорать на пляже. За неделю можно посетить гораздо больше островов и заповедные тропики с дикими животными.
Цена вопроса: тур на яхте на Пхукете (1 день) – 1200 евро, обучение в яхтенной школе (10 дней) 1200 евро;
Требуется QR-код.