«Последняя дуэль»: найдет ли зрителя новый фильм 83-летнего Ридли Скотта
Средневековое MeToo с Мэттом Деймоном и Адамом ДрайверомСценарий, вдохновленный книгой «Последняя дуэль: правдивая история судебного разбирательства поединком в средневековой Франции», сэру Ридли Скотту принесли несколько лет назад Мэтт Деймон и Бен Аффлек. Из нонфикшн-документа о последней официальной дуэли два друга-актера с соавтором Николь Холофсенер сконструировали злободневный «кейс» о поединках вечных: патриархального устоя с равноправием, религиозного сознания — со свободой воли, мужского с женским, честолюбивого — с мирским. По слухам, автор «Чужого» не правил в этом тексте ни единой буквы. И вскоре принялся снимать.
XIV век. Доблестный рыцарь Жан де Карруж (Мэтт Деймон) огнем и мечом добывает себе жалованье на содержание личного замка и красавицы-жены Маргариты (Джоди Комер). Однако одной отваги мало, чтобы снискать в довесок славу и благоволение сюзерена короля Карла VI, графа Пьера д'Алансона (Бен Аффлек). Куда больше мил двору давний соратник де Карружа, вельможа Жак Ле Гри (Адам Драйвер): он красив, умен, изящен в словах и пользуется популярностью у прекрасного пола. Но посягает при этом на запретное: насильно овладевает женой де Карружа.
Восстановить справедливость поможет только дуэль — поединок, который может закончиться гибелью не только одного из рыцарей, но и самой Маргариты. Ведь если ее супруг проиграет, то, по церковным законам, в словах обесчещенной женщины не было правды, а значит, она совершила смертный грех.
Ридли Скотт с каждым снятым фильмом словно берет новую величину, попутно мастерски препарируя опыт прошлых лет и собственных отснятых кинолент. Вот и в «Последней дуэли» он посылает своеобразный привет своему полнометражному дебюту «Дуэлянты» (1977): истории попранного мужского эго, что движет двумя соперниками.
В выходящем в прокат 18 ноября новом фильме тему ущемленных чувств можно найти в истории рыцаря Жана Де Каррружа, с которой и начинается повествование. Сам фильм поделен при этом на три части — по главе на каждого участника сюжетного треугольника. Первая — про горделивого и эмоционально неразвитого де Карружа, вторая — о честолюбивом и изворотливом Ле Гри. В названии каждой из глав перед именем персонажа стоит слово «истина» — ведь у всех здесь своя правда.
На пересечении этих сюжетных линий — героиня третьей главы Маргарита. Без согласия взятая в жены, изнасилованная, покинутая и оставленная на пороге смерти по одной-единственной причине: отказалась молчать о совершенном преступлении. В названии этой части режиссер напишет «истина» два раза, наглядно демонстрируя собственные предпочтения. Демиург в этом фильме на стороне женщины — той, о ком меньше всего задумываются мужчины, считающие, что понятия чести и достоинства затрагивают только их.
Применяемый в «Последней дуэли» прием множественных точек зрения не то чтобы нов, а сам фильм порой — очаровательно громоздок, назидателен и торжественен. Но в мельчайших деталях этих глав, в разности взглядов каждого из рассказчиков плетется масштабный узор жизни прошлых веков, не столь отличной от нашей. Жизни, в которой мало кому нужна правда (даже трижды повторенная на разный лад), а в мире все живут по волчьим законам.
В 83 года Ридли Скотту хватило отваги, чтобы снять про это фильм-«объяснялку», учебник по культуре насилия в обертке исторического полотна. Найдет ли это пособие своего зрителя? Судя по скромным сборам «Дуэли» в Штатах (по данным Screenrant, в первый уикенд картина собрала $4,8 млн при бюджете в $100 млн), фильмом-событием она не станет. Но и величия Скотта это, безусловно, не умалит.