«Последняя дуэль»: найдет ли зрителя новый фильм 83-летнего Ридли Скотта

Средневековое MeToo с Мэттом Деймоном и Адамом Драйвером
20th Century Studios
20th Century Studios

Сценарий, вдохновленный книгой «Последняя дуэль: правдивая история судебного разбирательства поединком в средневековой Франции», сэру Ридли Скотту принесли несколько лет назад Мэтт Деймон и Бен Аффлек. Из нонфикшн-документа о последней официальной дуэли два друга-актера с соавтором Николь Холофсенер сконструировали злободневный «кейс» о поединках вечных: патриархального устоя с равноправием, религиозного сознания — со свободой воли, мужского с женским, честолюбивого — с мирским. По слухам, автор «Чужого» не правил в этом тексте ни единой буквы. И вскоре принялся снимать.

XIV век. Доблестный рыцарь Жан де Карруж (Мэтт Деймон) огнем и мечом добывает себе жалованье на содержание личного замка и красавицы-жены Маргариты (Джоди Комер). Однако одной отваги мало, чтобы снискать в довесок славу и благоволение сюзерена короля Карла VI, графа Пьера д'Алансона (Бен Аффлек). Куда больше мил двору давний соратник де Карружа, вельможа Жак Ле Гри (Адам Драйвер): он красив, умен, изящен в словах и пользуется популярностью у прекрасного пола. Но посягает при этом на запретное: насильно овладевает женой де Карружа.

20th Century Studios
20th Century Studios

Восстановить справедливость поможет только дуэль — поединок, который может закончиться гибелью не только одного из рыцарей, но и самой Маргариты. Ведь если ее супруг проиграет, то, по церковным законам, в словах обесчещенной женщины не было правды, а значит, она совершила смертный грех.

Ридли Скотт с каждым снятым фильмом словно берет новую величину, попутно мастерски препарируя опыт прошлых лет и собственных отснятых кинолент. Вот и в «Последней дуэли» он посылает своеобразный привет своему полнометражному дебюту «Дуэлянты» (1977): истории попранного мужского эго, что движет двумя соперниками. 

20th Century Studios
20th Century Studios

В выходящем в прокат 18 ноября новом фильме тему ущемленных чувств можно найти в истории рыцаря Жана Де Каррружа, с которой и начинается повествование. Сам фильм поделен при этом на три части — по главе на каждого участника сюжетного треугольника. Первая — про горделивого и эмоционально неразвитого де Карружа, вторая — о честолюбивом и изворотливом Ле Гри. В названии каждой из глав перед именем персонажа стоит слово «истина» — ведь у всех здесь своя правда.

На пересечении этих сюжетных линий — героиня третьей главы Маргарита. Без согласия взятая в жены, изнасилованная, покинутая и оставленная на пороге смерти по одной-единственной причине: отказалась молчать о совершенном преступлении. В названии этой части режиссер напишет «истина» два раза, наглядно демонстрируя собственные предпочтения. Демиург в этом фильме на стороне женщины — той, о ком меньше всего задумываются мужчины, считающие, что понятия чести и достоинства затрагивают только их.

Применяемый в «Последней дуэли» прием множественных точек зрения не то чтобы нов, а сам фильм порой — очаровательно громоздок, назидателен и торжественен. Но в мельчайших деталях этих глав, в разности взглядов каждого из рассказчиков плетется масштабный узор жизни прошлых веков, не столь отличной от нашей. Жизни, в которой мало кому нужна правда (даже трижды повторенная на разный лад), а в мире все живут по волчьим законам. 

В 83 года Ридли Скотту хватило отваги, чтобы снять про это фильм-«объяснялку», учебник по культуре насилия в обертке исторического полотна. Найдет ли это пособие своего зрителя? Судя по скромным сборам «Дуэли» в Штатах (по данным Screenrant, в первый уикенд картина собрала $4,8 млн при бюджете в $100 млн), фильмом-событием она не станет. Но и величия Скотта это, безусловно, не умалит.

Самое популярное
Культурный город / Интервью
Миша Ленн: «Задача искусства – сделать человека лучше»
Художник-акварелист – о переосмыслении «Щелкунчика» и собственном стиле
Свободное время
Чем заняться на Новый год: шесть развлечений для домоседов
Домашний театр, рукоделие и книжный клуб – обзор для зимних каникул
Наш город / Галерея
Фотогалерея: как Москву украсили к Новому году
Город оформили световыми конструкциями и знакомыми с детства персонажами
Наш город
Где в Москве купить живую елку 2025–2026, как ухаживать, как можно утилизировать
Адреса и советы, как выбрать и ухаживать за главным символом праздника
Свободное время / Интервью
Константин Обухов: «2026-й станет годом телевидения»
Генеральный продюсер телеканала ТВ-3 – о безопасном контенте и интересе россиян к эзотерике
Городская недвижимость / Мнение
Дубайский мастер-девелопмент
Как использовать опыт ОАЭ в развитии городов России
Свободное время
Шесть локаций для праздника: как встретить Новый год в регионах России
Обзор отельных программ от Кавказа до Балтики
Культурный город
Беспилотный трамвай и автобус-амфибия: 10 самых необычных видов транспорта мира
Как культурные традиции и футуристические технологии создают уникальные маршруты
Городская недвижимость
Люксовый ритейл: как развивается этот сегмент в центре столицы
Эксперты считают, что нишу на рынке могут заполнить предложения в рамках новых жилых проектов
Другие города
Архитектурный дайджест: больница-сад, платный балкон в Вероне и колоссы Мемнона
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Мороз и солнце: синоптики предупредили о резком похолодании в Москве
В столичный регион на неделе придут холода и безоблачная погода
Другие города / Мнение
Побережья будущего
Почему нужно обучать молодых архитекторов проектировать пространства у воды
Свободное время
Лучшие катки Москвы: покататься на коньках зимой 2025–2026 с ценами и адресами
Главные места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды