Долой усы: чем удивит зрителей новая экранизация детектива Агаты Кристи о бельгийском сыщике
Рецензия без спойлеров о новом расследовании легендарного сыщика Эркюля Пуаро в исполнении Кеннета БранаНа экраны вышел фильм «Смерть на Ниле» — новая экранизация детектива Агаты Кристи из серии книг о гениальном сыщике Эркюле Пуаро.
Кеннет Брана – первый человек, который был номинирован на премию «Оскар» в семи разных номинациях. Дело в невероятной разносторонности его кинематографического дара: он сценарист, режиссер, продюсер, и, конечно, актер. «Смерть на Ниле» стала бенефисом Брана и сосредоточила все внимание на его персонаже – мы узнаем о прошлом Эркюля Пуаро, проследим за его любовной линией и поймем, зачем бельгийскому сыщику нужны усы.
Гамлет и Пуаро
С самого начала работы в кино Кеннет Брана показал способность тщательно разрабатывать творческое наследие одного автора, экранизируя произведения Шекспира. С британского драматурга началась его режиссерская карьера – экранизация пьесы «Генрих V» (1989) стала первым фильмом Брана, и тогда же он открыл свою суперспособность – сниматься в главной роли в своих же фильмах. За 30 лет он перенес на экран основные шекспировские хиты: «Отелло» (1995), «Гамлета» (1996), «Много шума из ничего» (1993) и др., почти в каждом сыграв главного персонажа. Исследование Шекспира он завершил в 2018 году, когда исполнил в фильме-биографии английского драматурга главную роль – самого Уильяма.
Видимо, теперь Брана взялся за Агату Кристи – другую культовую английскую писательницу, которая, хотя и творила в «легком» жанре, стала выразителем культурных ценностей и менталитета своих современников. Режиссер уже получил благословение ее наследников — правнук писательницы Джеймс Причард, председатель фонда Agatha Christie Limited, которому принадлежат права на наследие Агаты Кристи, одобрил работу режиссера над будущими экранизациями романов про Эркюля Пуаро.
Всего Агата Кристи за более чем 50 лет написала 33 романа про бельгийского детектива. Эркюль Пуаро «умер» на страницах романа «Занавес» всего за год до смерти писательницы. Кстати, он стал единственным вымышленным персонажем, который удостоился некролога на первой полосе «Нью-Йорк Таймс»: «6 августа 1975. Умер Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив».
Старый сюжет и новая мода
Первый фильм по мотивам детектива Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» Кеннет Брана снял в 2017 году. Если следовать хронологии оригинальных произведений, то это не первый из романов о великом сыщике, но, несомненно, самый известный. В нем уже знаменитый детектив Эркюль Пуаро раскрывает загадочное убийство в поезде, застрявшем в снежных заносах. Постановка Брана понравилась зрителям прежде всего невероятным звездным составом: в камерной постановке роли второго плана сыграли Мишель Пфайффер, Пенелопа Круз, Уиллем Дефо, Джонни Депп и другие знаменитости. Кроме того, критики отметили визуальное совершенство фильма и интересные операторские ходы.
«Смерть на Ниле» можно считать вторым по популярности романом про бельгийского сыщика. Агата Кристи знала фактуру – она была женой археолога и нередко участвовала в африканских экспедициях мужа. На фоне величественных пирамид и извилистого Нила в романе снова идет речь об убийстве в замкнутом пространстве – на пароходе, где каждый пассажир имеет свой мотив к преступлению.
Сценарий к фильму создал Майкл Грин («Бегущий по лезвию 2»), который работал и над первой экранизацией. Он внес существенные изменения в логику мира Агаты Кристи. В фильме есть два персонажа, пришедших из «Восточного экспресса» – сам Пуаро (Кеннет Брана) и его молодой друг Бук (Том Бейтман). В оригинальном романе Бука не было, и его персонаж заменил книжные сюжетные линии полковника Рейса, помощника Пуаро в расследовании, а также двух других второстепенных героев.
И если эта замена гармонично легла в сюжетную канву, то другое нововведение сценариста выглядит довольно натужно. Вместо экстравагантной романистки, забавной любительницы спиртного Саломеи Оттерборн в фильме под этим же именем появляется изысканная темнокожая джазовая певица (Софи Оконедо). У нее есть племянница Розали (Летиция Райт), эмансипированная молодая женщина, в которую влюблен Бук, чья мать категорически против такого союза. Но вовсе не потому, что Розали темнокожая, что было бы очевидно для того времени, а потому что та – американка. При этом обе много лет имеют зуб на главную героиню фильма за ее расистские высказывания в детстве.
Еще одно неожиданное осовременивание старого сюжета – появление в фильме однополой любви. Но этот поворот, хоть и может рассмешить зрителя, пытающегося представить, как бы отнеслась к такому ходу Агата Кристи, выглядит уместно и удачно объясняет некоторые нелогичности сюжета Грина.
Перетянул одеяло
«Убийство в Восточном экспрессе» упрекали в том, что там Пуаро перетянул на себя внимание зрителей и занял большую часть экранного времени, пожертвовав при этом характерами других героев. «Смерть на Ниле» еще больше сосредоточилась на личности бельгийского сыщика. Фильма начинается с флешбека – Пуаро вспоминает военное прошлое, первую любовь и раскрывает тайну своих экстравагантных усов. В монологе в середине фильма он еще дополнит эти сведения некоторыми деталями. А главное – в фильме появится любовная линия, и сам Эркюль Пуаро – известный холостяк – будет неумело флиртовать и влюбляться, чего не позволял себе в оригинальных романах. Финал фильма и вовсе содержит намек на серьезные любовные намерения сыщика.
Несколько раз за фильм Кеннет Брана выпадает из образа смешного и безобидного Пуаро – то он грозно кричит, пытаясь надавить на свидетеля, то мчит как пуля за убийцей, то ловко метает тесак, а также, подобно герою боевика, не глядя, метко стреляет из тяжелого пистолета.
Визуальные решения «Смерти на Ниле» совпадают с первой экранизацией Агаты Кристи – Кенет Брана работает с тем же оператором Харисом Замбарлукосом, который тяготеет к идеальной симметрии в кадре. Но одновременно с техническим совершенством фильм изобилует очевидными до банальности аллюзиями и порой режет глаз неправдоподобной постобработкой африканских пейзажей. Когда близко чье-то убийство, непременно на берегу крокодил хватает птицу, хищная рыба под водой проглатывает малька, а пробка от шампанского хлопает, как выстрел.
«Смерть на Ниле» представляет прекрасный актерский ансамбль, который, правда, уступает звездности «Убийства в Восточном экспрессе»: невероятно прекрасную Галь Гадот, Арми Хармера, Роуз Лесли и др. Возможно, создатели фильма рассудили так: зачем тратиться на баснословные гонорары, если камера с трудом отрывает взгляд от Браны-Пуаро.
Тем временем
Сейчас в центре интереса киноэкспертов находится вовсе не «Смерть на Ниле», который можно отнести скорее к проходному детективу, а другая картина Кеннета Браны – биографическая драма «Белфаст», где он выступил режиссером и сценаристом, рассказывающая о жизни семьи рабочих-протестантов во время беспорядков в Северной Ирландии глазами 9-летнего Бадди. Фильм уже получил шесть номинаций на «Оскар», в том числе за лучший фильм и лучший оригинальный сценарий. В России его премьера состоится 11 марта 2022 года.