Нестандартная Офелия, Островский под диджея и столетний юбилей «Маяковки»: что посмотреть в театрах Москвы
Спектакли, на которые стоит сходить этой осеньюПоздней осенью концентрация театральных новинок в столице близка к максимальным значениям. Придется потрудиться, если поставить задачу посетить все премьеры. «Ведомости. Город» подготовил подборку спектаклей, которые стоит посмотреть в первую очередь.
Новые поворот
В первый день октября премьеры сыграли сразу в трех столичных театрах: «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» – в Театре имени Моссовета, «Новую оптимистическую» – в МХТ им. А. П. Чехова и «Поцелуй. Конармия» – в Театре на Таганке. В каждом из спектаклей режиссеры неординарно подошли к трактовке известных произведений.
Евгений Марчелли в «Моссовете» удивил выбором артистов на роли Гамлета и Офелии. Нервный лысый Кирилл Быркин и корпулентная рыжеволосая Анна Галинова – пара настолько странная, насколько и завораживающая. «Мне было важно, чтобы в Гамлете сочетались два не очень совместимых качества: он должен быть нежным хрупким юношей с некоторым набором комплексов, но при этом иметь взрывной темперамент. И такой мальчик, конечно, должен влюбиться в кого-то совершенно нестандартного», – объяснил Марчелли свою концепцию.
Ближайшие спектакли – 13 и 27 ноября.
Константин Богомолов для своей 10-й постановки в Московском художественном вдохновился «Оптимистической трагедией» советского драматурга Всеволода Вишневского – пьесой, где действие происходит вокруг экипажа корабля в дни Гражданской войны. Режиссер далеко ушел от первоисточника, и спектакль получился даже не «по мотивам». У Богомолова не женщина-комиссар прибывает на корабль, где куражатся матросы-анархисты, а отважная дама-режиссер пытается навести порядок в мятежном театре. Зрителям «Новой оптимистической» стыдно и смешно одновременно, но таков уж режиссерский стиль Богомолова, похожий на «домашку» в КВН.
Ближайшие спектакли – 18 и 19 октября.
Спектакль в Театре на Таганке Дениса Азарова по рассказу «Поцелуй» Исаака Бабеля из сборника «Конармия» подчеркнуто немногословен. Декорации, проекции, сценическое движение – все направлено на то, чтобы погрузить зрителей в жесткую атмосферу Гражданской войны, в которой рождается трепетная и хрупкая любовь. «Главное, что мы оставили, – это сюжет. Но поскольку сама ситуация описана в рассказе скупо, очень многое мы дофантазировали, так что можно сказать, что это постановка по мотивам «Поцелуя» Бабеля. Мы обошлись практически без текста, продумали взаимоотношения героев и поставили перед собой цель сделать атмосферный спектакль, спектакль-ощущение», – рассказал Азаров.
Ближайший спектакль – 30 октября.
Русские сказки
В Театре Ермоловой разыграют знаменитую музыкальную сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». По задумке режиссера Карины Бесолти вместе с оркестром Олега Меньшикова на сцену каждый раз будет выходить новый ведущий – известный артист театра и кино. Первыми эту роль примерят на себя Александр Петров, Стася Милославская, Дарья Мельникова и Кристина Асмус.
Ближайший спектакль – 29 октября.
Молодой режиссер Ринат Ташимов представит свой спектакль «Форрест». «Изначально у меня был импульс от романа «Форрест Гамп», – рассказывает «Ведомости. Городу» Ташимов. – Но в процессе работы над пьесой получилась самодостаточная, оригинальная история семьи о том, как человек с ДЦП спас мир от катастрофы. Такая вот вышла русская сказка». Следуя сказочной эстетике, режиссер вводит в постановку кукольные сцены, попутно решая неожиданно возникший этический момент. «Я не смог найти артиста, у которого был бы церебральный паралич, а обычный артист без диагноза, как мне кажется, не должен играть такого персонажа. Поэтому мы решили, что это будет кукла», – говорит Ташимов.
Премьера – 18 и 19 октября.
Молчи грусть, молчи
Громкой премьерой октября в Театре Пушкина стал «Багровый остров» Михаила Булгакова. Это название появилось в афише благодаря режиссерской лаборатории «Возвращенные страницы», посвященной репертуару легендарного Камерного театра, здание которого сейчас занимают пушкинцы. Молодой режиссер Федор Левин предложил сатирическую комедию, которая в оригинале высмеивает советский, идеологический подход к искусству. И попал в яблочко, ведь Булгаков не был бы гением, если бы не заложил в свое произведение более мощный фундамент, чем просто пародию на советскую действительность. «Думаю, Михаил Афанасьевич не обличал конкретных чиновников, наделенных властью над театром, его мысль была гораздо глубже. Мне кажется, он написал сатиру на всех тех, кто пытается угождать и выслуживаться, мгновенно переобуваться в воздухе в соответствии со вкусами начальства, думать одно, а делать совершенно противоположное. Такие люди, живущие в постоянном страхе, были сто лет назад, есть они и сейчас. «Багровый остров», как и гоголевский «Ревизор», именно о силе страха», – рассказал художественный руководитель Театра Пушкина Евгений Писарев.
Ближайший спектакль состоится 28 октября.
В «Студии театрального искусства» (СТИ) полным ходом идет работа над «Ревизором». Но бессмертная комедия Гоголя подвергнется значительной переработке постоянной постановочной командой СТИ, состоящей из режиссера Сергея Женовача, художника Александра Боровского, композитора Григория Гоберника и художника по свету Дамира Исмагилова. Спектакль будет называться «Лабардан-с». Создатели обещают следовать гоголевской формуле: «Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над всем посмеяться».
Премьера – 28, 29 и 30 октября.
Театр сатиры обращается к другому комедиографу – Александру Островскому. Михаил Мокеев поставил здесь пьесу «Невольницы», рассказывающую о юной девушке, которая выходит за пожилого богача не по своей воле. Режиссер постарался максимально осовременить классика и добавил к его шуткам музыкальные номера, написанные в жанре инди-рока. Говорят, что на сцене появится даже диджей. Если так, то это будет неслыханная дерзость для академического театра.
Премьера – 20 и 21 октября.
Проверено временем
Театр «Ленком» отмечает свое 95-летие: 27 октября там пройдет «Хрустальный бал Хрустальной Турандот» с участием всех звезд прославленного коллектива. На следующий день зрителям покажут вторую премьеру сезона – «Старомодную комедию» Алексея Арбузова в постановке Романа Самгина. История знакомства двух немолодых людей – кассирши цирка и главного врача санатория в Прибалтике – еще одна попытка воскресить советский хит. В конце 1970-х пьесу Арбузова экранизировали с Алисой Фрейндлих и Игорем Владимировым в главных ролях. В новой постановке заняты Олеся Железняк и Игорь Бочкин. Так что мелодраматическая история будет с явным комическим уклоном.
Театр имени Маяковского празднует вековой юбилей. К этой дате художественный руководитель Егор Перегудов готовит спектакль-альманах «Истории», в основу которого лягут произведения классиков в исполнении ведущих артистов «Маяковки». Условие для народных и заслуженных было только одно – они должны выступить в непривычном для себя амплуа.
Что из этого выйдет, можно посмотреть 29 и 30 октября.