Настоящий и вымышленный: какую тайну скрывал Максим Горький?

В издательстве «Редакция Елены Шубиной» выходит книга о жизни и смерти российского писателя
Wikimedia

Максим Горький – одна из самых загадочных личностей конца XIX – первой трети ХХ века. До сих пор ведутся споры об обстоятельствах его ухода из жизни: одни считают, что он умер своей смертью, другие – что ему «помогли», и о его писательском величии: не был ли он фигурой, раздутой своей эпохой? Не была ли его слава сперва результатом революционной моды, а затем – идеологической пропаганды? Почему он уехал в эмиграцию от Ленина, а вернулся к Сталину? На эти и другие вопросы попытался ответить писатель и журналист, лауреат премии «Большая книга» Павел Басинский. С разрешения издательства «Ведомости.Город» публикует отрывок о суицидомании Горького. 

Редакция Елены Шубиной

На рубеже XIX–XX веков среди молодежи было модно умирать, насильственно прерывая свою жизнь в цветущем возрасте. И не просто, а с каким-нибудь вывертом. В январе 1885 г. в Казани застрелилась дочь богатого чаеторговца, или, как говорили тогда, «торговца колониальным товаром». В знак протеста против решения отца выдать ее замуж за нелюбимого она ушла из жизни с антицерковным пафосом: застрелилась сразу после венчания. Весть о гибели Д.А.Латышевой немедленно облетела всю Казань. О ней писала газета «Волжский вестник», ее поступок обсуждался не только студентами, но и работниками пекарни Семенова, где в то время месил тесто Алексей, уйдя от Деренковых. Студенты поступком восторгались, пекари говорили: «Косы ей драли мало, девице этой…» Судя по «Моим университетам», Пешков к добровольной смерти замужней девицы отнесся равнодушно. На похоронах ее не был, а там присутствовали около пяти тысяч человек, студенты в основном.

Но в том же «Волжском вестнике» под общим заголовком «Стихи на могиле Д.А.Латышевой» и коллективной подписью «Студент» напечатали и стихотворение Пешкова. Это первая публикация будущего Горького, по сути, его дебют. Правда, в полном собрании произведений стихотворение стоит в разделе Dubia, авторство его не считается стопроцентно доказанным. Эти стихи в 1946 г. по памяти читал сотрудникам казанского музея Горького А.С.Деренков, утверждая, что их автором был Пешков.

Как жизнь твоя прошла?

О, кто ж ее не знает?!

Суровый произвол, тяжелый, страшный гнет… 

Кто в этом омуте не плачет, не страдает, 

Кто душу чистою, невинной сбережет?

С художественной точки зрения это плохо. Но несправедливо было бы требовать от полуграмотного подручного пекаря стихотворного перла. Скорее всего, наработавшись ночью в пекарне, Пешков спал мертвым сном, когда студенты шли за гробом несчастной девицы. Тем не менее выскажем осторожное предположение: молодой Пешков, видимо, сам страдал суицидальным комплексом. Еще школьником, когда он заболел оспой и его связали, чтобы не расчесывал себя до крови, Алексей развязался и выбросился в чердачное окно, разбив стекло головой. Допустим, это было сделано в бессознательном состоянии. Но когда он пошел с ножом на отчима, то грозился матери, что убьет его, а потом убьет себя. После неудавшейся попытки застрелиться в Казани, оказавшись в больнице, Пешков еще раз пытался покончить с собой. Было это так. Оперировал его, вырезав из спины пулю, ассистент хирурга Н.И.Студентского И.П.Плюшков, операция прошла удачно. Однако на третий день на обход приехал сам Студентский, известный своей грубостью. Он чем-то обидел больного, тот схватил большую склянку хлоралгидрата и выпил его. Алексею промыли желудок. В 1892 г. Горький писал И.А.Картиковскому: «Пуля в лоб или сумасшествие окончательное. Но, конечно, я избираю первое».

В советское время писать о психопатологии Горького было почти невозможно. Тем не менее об этом писал доктор И.Б.Талант. В середине двадцатых годов, перед возвращением Горького в СССР, Талант вступил с ним в переписку и попытался выявить психопатологическую подоплеку горьковских произведений. Горький был явно недоволен этим любопытством. В письмах к Груздеву он указал на Таланта как на «казус», намекая таким образом, что его биографу влезать в эти вопросы не стоит. И Груздев правильно его понял. Горький так настойчиво и недоброжелательно указывал ему на исследования Таланта, что в конце концов биограф решил успокоить его: «Дорогой Алексей Максимович, сколь Вы ни устрашены доктором Талантом, все же, думаю, не в такой мере, как я — тем, что поставили меня рядом с ним. Я обомлел, когда прочел Ваше письмо! Но поделом! Довела-таки меня жадность до конфуза! Хотя жаден я не так, как Талант, а по-ино-му. Талант охотится за хвастливенькими, худосочными выводами — мне нужны честные, как столб, факты».

Под «жадностью» Груздев имел в виду дотошность, с какой он старался проследить связь между Горьким настоящим и вымышленным. Осторожно выспрашивая его в письмах о живых людях, которые стали персонажами его творчества, он проводил параллельно собственные разыскания, порой удивляя самого Горького неожиданными биографическими фактами, о которых тот забыл или не хотел вспоминать. Талант же исходил из априорного убеждения, что Горький в юности болел психическим заболеванием. И даже не одним, а целым букетом. С наивностью ученого медика он сообщил этот «факт» Горькому, написав: «Я считаю эту мою идею гениальной». Но Горький так не считал. Тем более перед возвращением в СССР, где советский народ и лично товарищ Сталин ждали не человека, страдавшего психопатологией, а «инженера человеческих душ» (впрочем, это более позднее определение).

Но кое-что из своих открытий о Горьком Талант все-таки опубликовал в необычном периодическом издании «Клинический архив гениальности и одаренности», выходившем в двадцатые годы в Ленинграде. Одна из его статей называлась: «К суицидомании Горького». Вывод статьи не блистал оригинальностью: «Горький до того часто говорит в своих рассказах о самоубийстве и заставляет так часто своих героев покушаться на самоубийство <…>, что можно говорить о «литературной суицидомании» Горького».

В творчестве Горького очень много персонажей-самоубийц. Начнем с самоубийства Сокола, столь любимого автором, в отличие от мудрого Ужа. И разве не убивает себя Данко, пусть и ради людей? Кончает с собой силач и красавец Коновалов в одноименном рассказе. Илья Лунев в романе «Трое» разбивает себе голову о стену. Вешается на пустыре возле ночлежки Актер в пьесе «На дне». Суицидальный список можно продолжать.

«Влекло меня тогда к людям «со странностями»», — писал Горький Илье Груздеву, вспоминая жизнь в Казани. А что может быть страннее человека, решившего добровольно умереть? Но отношение зрелого Горького к самоубийцам было уже резко отрицательное. Причем до безжалостности. На самоубийство Маяковского он отозвался презрительно: «Нашел время». Смерть Есенина более тронула его, всколыхнув личные воспоминания о поэте. Илья Груздев с ужасом, смешанным с восторгом, писал Горькому о похоронах Есенина: «Есенин в гробу был изумителен. Детское, страдальческое лицо, искривленные губы и чуть сведенные брови. И, странно, куда делась его внешность рязанского мальчика с примесью потасканного альфонса. Вместо этого он напомнил мне итальянца времен Возрождения. Какой благородный профиль, какие красивые руки! Это впечатление дня незабываемое на всю жизнь…

А знаете, как он повесился? Обмотал вокруг шеи веревку и другой конец взял в руку, рукой зацепившись за трубу отопления. Малейшая слабость, и он выпустил бы из руки веревку и сорвался. Но он выдержал и удавил себя». Горький к такому способу самоубийства отнесся спокойно и с недоверием знатока: «То, что Вы сообщили о Есенине, и поразило меня, и еще более цветисто окрасило его в моих глазах. Это – редкий случай спокойной ярости, с коей – иногда – воля человека к самоуничтожению борется с инстинктом жизни и преодолевает его. Едва ли я страдал когда-либо и страдаю ныне «суицидо-манией» – влечением к самоубийству, – как это утверждает д-р И.Б.Талант у вас, в «Клиническом архиве», но было время, когда я весьма интересовался вопросом о самоубийстве и собирал описания наиболее характерных случаев такового. В 97 году, в Лионе, некий портной устроил в подвале у себя гильотину с зеркалом, чтоб видеть, как нож ее отрежет голову ему. Он это видел, как заключили доктора. В 94-м Кромулин, студент Новороссийского университета, снял с койки матрас, поставил под койку три зажженных свечи и решал сложное математическое вычисление, в то время как огонь жег ему спинные позвонки и жарил мозг в них.  Через 27 минут он уже не мог решать вычисление, а затем — умер. Фактов такого порядка немало, но они, на мой взгляд, имеют характер «исследовательский», как бы пародируют «научное любопытство». Случая, подобного есенинскому, – не помню. Нет ничего легче, как убить себя «сразу», вовсе не трудно уморить себя голодом, но уничтожить себя так, как это, по Вашим словам, сделано Есениным, – потребна туго натянутая и несокрушимая воля».

Это слова знатока суицида. Они говорят о том, что вопрос о добровольном уходе из жизни сильно волновал Горького. Еще не зная философии Фридриха Ницше, он в раннем творчестве испытывал человека на прочность по ницшеанского принципу: «Если жизнь тебе не удалась, может быть, тебе удастся смерть?» Но сам Горький тогда уже знал наверняка: ему ранняя смерть как раз не удалась.

Самое популярное
Наш город
Время молодых: как Москва помогает работодателям искать стажеров
Количество оплачиваемых стажировок в центре «Профессии будущего» выросло на 20%
Наш город
Роботы-хирурги: какой станет столица в ближайшем будущем
Новейшие разработки для преобразования столичной жизни покажут на форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030»
Наш город
Социальный маркетплейс: бизнес почувствовал эффект от «Миллиона призов»
Программа привлекает новых клиентов и повышает узнаваемость брендов
Наш город
«Иволга», которая едет сама по себе: какими будут городские поезда будущего
Для новых модификаций электропоезда испытываются беспилотные технологии
Городская недвижимость
За полгода в столице отреставрировали 50 объектов культурного наследия
До конца текущего года планируется обновить еще 150 объектов
Наш город
Эксперты: в этом году прибыль кинотеатров России может составить 43 млрд рублей
Сегодня в столице работают 125 кинозалов, проводятся лекции и показы на открытых площадках
Другие города
В России запустили сервис для риелторов и застройщиков
На старте он доступен в Воронеже, Уфе и Казани
Свободное время / Галерея
В центре Москвы прошел полумарафон «Лужники»
Забег на дистанцию 21,1 км собрал более 6500 участников
Наш город
Первые в цифре: в Москве растет спрос на онлайн-услуги и сервисы
За полгода возможностями портала mos.ru воспользовались более 425 млн раз
Благотворительность
Ищу хозяина: выставка питомцев из приютов пройдет в столице
Горожанам предложат забрать к себе домой одного из 20 четверолапых
Наш город
В Москве произвели 800 тонн мороженого и создали 300 стартапов – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Культурный город
К нам едет Болливуд: что ждет гостей Московской недели кино
Более 300 бесплатных показов пройдут на фестивале «Территория будущего. Москва 2030»
Свободное время
Куда пойти в выходные 17–18 августа
Самые интересные события в Москве
Горожане
Буллингу нет: многодетным семьям Москвы рассказали о травле в интернете
В рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» прошла сессия о кибербезопасности
Наш город
Поедем осенью: несколько станций Троицкой линии метро готовятся к запуску
Собянин рассказал о строительстве на одной из самых протяженных веток Москвы