Как создатели сериала «Вне себя» хотят впечатлить зрителя киноприемом из прошлого века?
В новом сериале герой Стычкина переживает распад личности и видит фантомы в лице Цыганова и Лядовой18 ноября на Premier выходит сериал «Вне себя». В нем сумасшедший Евгений Стычкин сам не помнит, кто он такой, а «умершие» Цыганов и Лядова помогают ему разобраться.
На себя в зеркало смотрит мужчина. Он в ужасе, его лоб покрыт испариной, а белая рубашка залита кровью. Он тяжело дышит и пытается оттереть лицо от красных брызг. В комнату заходит женщина-врач в белом халате. Мужчина отворачивается от зеркала – на его белоснежной рубашке почему-то больше нет следов крови. Он садится в кресло напротив психотерапевта и рассказывает, что он сумасшедший и ему чудятся разные невообразимые вещи.
Так начинается сериал «Вне себя», 8-серийная детективная черная комедия. Такими молниеносными переходами от кровавого безумия к будничным сценам авторы сериала будут постоянно испытывать на прочность нервы зрителя. Вот только что в обычном деловом офисе спокойно разговаривают двое, и уже в следующую секунду один из них лежит на полу и у него из раскромсанного горла хлещет красный фонтан. Еще секунда – это входит секретарша с подносом – и как будто кто-то стер кровь с предыдущей картинки: нет ни фонтана, ни умирающего, лишь идеально чистый кабинет. Зритель облегченно выдыхает – оказывается, вся эта тарантиновская расчлененка творилась только в голове у главного героя.
Главную роль – того самого психа в воображаемо кровавой рубашке – играет Евгений Стычкин, актер, чей образ оказался невероятно созвучен новой волне отечественных сериалов. Бешеная энергетика актера поглощает все внимание зрителя и при этом не подавляет, а бодрит как бокал прохладного шампанского. Наконец-то режиссеры поняли – живое эмоциональное лицо Стычкина и его легкая пружинящая пластика органичнее всего вписываются в комедийные сюжеты.
Все, что происходит по ходу действия сериала «Вне себя», зритель видит исключительно глазами центрального персонажа. Прозрения героя становятся прозрениями публики, подсказки к распутыванию детективной линии они тоже получают вместе, как и совершают ошибки и идут по ложному пути. Во всех восьми сериях практически нет сцен, где бы не присутствовал главный герой. У актера непростая задача – умудриться не утомить собой.
Ему помогает неразлучная пара второстепенных, но важных для сюжета героев – их играют Евгений Цыганов и Елена Лядова. Актриса идеально попадает в сатирический образ вульгарной и циничной дамы своими характерными капризно-протяжными интонациями. Евгений Цыганов сменил героическое выражение лица, очень метко ушел в самоиронию и нацепил на себя личину то ли постсоветского гангстера, то ли отечественного полицейского – деляги с набриолиненными волосами и усами щеточкой.
Что именно происходит в сериале «Вне себя», рассказать довольно сложно. Поначалу кажется, что перед нами – уважаемый эксперт крупной фирмы Дмитрий (Евгений Стычкин), который просто хочет вернуть опеку над маленьким сыном. Потом мы узнаем о пикантной особенности – героя преследуют фантомы погибших людей, и он часто не в состоянии различить вымышленное и реальное. Вдобавок к этому есть любовная линия и даже полупостельные сцены. Еще присутствуют бандиты, следователи и группа захвата. А также врач-мозгоправ, которому все эти события рассказывает главный герой.
«Вне себя» оказывается шкатулкой с бесконечным количеством тайников и секретов. Как только зрители привыкают к расстановке ролей в запутанной жизни главного героя, как нажатием скрытой кнопки выдвигается новая потайная секция и рушит всю логическую схему сюжета. В какой-то момент мы понимаем, что герой сам не помнит, кто он такой, какие события случились в его прошлом и что явилось причиной всех его сегодняшних передряг. А так как мы видим все события глазами героя, то нам ничего не остается, кроме как неуверенными шагами вместе с ним распутывать его прошлое, на ходу пытаться отделить игру неверного ума от фактов.
Прием «ненадежный рассказчик» пользовался особым вниманием кинопроизводителей в прошлом веке. Эффектный ход – заморочить голову зрителю и под конец повествования перевернуть с ног на голову все его представления о реальности. Такой прием блестяще воплотили авторы «Бойцовского клуба», «Шестого чувства», «Острова проклятых» и множества других кинохитов. Но зрителю становится по-настоящему сложно, когда распутывать нагромождения реального и ложного приходится прямо по ходу действия фильма.
Классический пример – фильм «Помни» (Memento), один из первых психологических детективов Кристофера Нолана. Главный герой этого фильма разыскивает убийцу своей жены. У него амнезия, и поэтому он не в состоянии удержать в памяти никакую информацию дольше 5 минут. Ему постоянно приходится оставлять самому себе записки, фотографии и даже делать татуировки для напоминания о людях, местах и событиях. Он не может никому доверять. Кстати, этому герою тоже помогают двое – полицейский Тедди с подозрительно такими же, как у Цыганова во «Вне себя», усами и девушка.
Основное отличие «Вне себя» от традиционных, обычно мрачных, фильмов жанра «ненадежный рассказчик» – яркая комедийная составляющая сериала, щедро приправленная черным юмором и долей гротескного безумия.
«Вне себя» снял Александр Дулерайн, он же стал сценаристом и шоураннером сериала. Дулейрайн – крупная медиафигура, генеральный продюсер ТНТ и огромного количества сериалов канала, но режиссерское кресло он не занимал уже очень давно. Может быть, именно режиссерские амбиции заставили его так серьезно подойти к техническому воплощению двойственной природы мира сериала.
А Евгений Стычкин теперь неудержимо шагает в другую профессию: он уже снял многосерийную драму о проблемах отцов и детей «Контакт» и принялся за другую драматическую историю – сериал о вспышке ВИЧ в СССР.