Фильм «Либерея: Охотники за сокровищами» — много юмора, но мало погонь
Авантюрная комедия с Серебряковым и Пожарской о поисках библиотеки Ивана ГрозногоИлья Аршинов (Тихон Жизневский – майор Гром из «Майора Грома») получает в наследство от прабабушки квартиру в Хамовниках. Затеяв ремонт, он натыкается на спрятанный в стене оклад старинной книги и прикола ради публикует фото находки в соцсетях. Той же ночью в его дверь звонит неприятный человек с усиками и сперва предлагает за оклад 20 млн, а затем начинает палить в Илью из пистолета.
Найденный артефакт оказывается шифром, ведущим к месту, где спрятана Либерея – легендарная библиотека Ивана Грозного, много веков считающаяся утерянной. Еще в эпоху Смутного времени ее по указанию папы Римского пытался разыскать канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега, но не преуспел. С тех пор вот уже четыреста лет его потомки не прекращают поиски, и ночной визитер был как раз из их банды.
Все это чуть позже Илье объясняет отец (Алексей Серебряков – «Левиафан», «Груз 200»), который исчез с радаров еще до его рождения и вот теперь вновь внезапно появился. Впрочем, родственных чувств к сыну он поначалу не питает. Ворчун, сухарь и эрудит, он тоже ищет Либерею и предлагает Илье объединить усилия – из чисто прагматических соображений. Третьей в их команде становится девушка-филолог Арина (Диана Пожарская – Даша из «Отеля «Элеон» и «Отеля «Белград»), нужная, чтобы расшифровывать всякие скрытые в старинных текстах подсказки, но на самом деле, конечно же, для красоты.
Фильм режиссера Глеба Орлова («Наша Russia: Яйца судьбы» и «Поддубный») собран понятно из какого конструктора. Археолого-приключенческий жанр о поисках сокровищ имеет богатую традицию – от «Индианы Джонса» до недавнего «Анчартеда». Создатели «Либереи» решают не изобретать заново то, что уже давно придумано до них, и просто составляют свой фильм из готовых клише, перенося их в российский контекст.
Вместо посланий, закодированных в сообщениях на мертвых древних языках, – шифр на церковнославянском. Вместо тропических племен – коренные народы Севера, ведущие традиционный образ жизни. Герои мчатся то в Вологодскую область, то в Ненецкий автономный округ. И если Индиана лазил по венецианским катакомбам, то Илья – по подземельям Ферапонтова монастыря.
Перед нами откровенно подражательное кино, главная цель которого – кажется, продемонстрировать, что условную «Лару Крофт» вполне можно сделать на российском материале. Однако сравнение с оригиналами невыгодным для «Либереи» образом подсвечивает ее недостатки.
От фильмов такого рода всегда ждешь зрелища лихого и головокружительного, такого, чтобы дух захватывало, и с этим у «Либереи» проблемы. Несмотря на бодрое начало и энергичную музыку с отсылками к теме из «Джеймса Бонда», действие течет, пожалуй, слишком лениво. Герои просто ныряют в воду и выныривают с какой-то перчаткой. Загоняют зашифрованное послание в нейросеть и через секунду получают результат. Никто не висит на веревке над пропастью и не убегает по узкому тоннелю от катящихся гигантских камней. Картине ощутимо не хватает экшена: зачем было вообще ехать в тундру, если в фильме нет даже погони на оленьих упряжках или, на худой конец, снегоходах?
Зато в «Либерее» много юмора, и это ее спасает: следить за препирательствами троицы главных персонажей намного интереснее, чем за поисками клада. И на этом поле безраздельно царит Алексей Серебряков. В больших очках, с надменно поджатыми губами, он с видимым удовольствием играет говорливого экстравагантного эгоиста, который искренне считает себя величайшим гением, а сына – в принципе недурным, но и не очень удачным результатом передачи своего генетического материала. Тихон Жизневский в ответ излучает простодушное обаяние, и у них с Серебряковым складывается хорошая экранная пара, драматические противоречия внутри которой и держат сюжет.