Четыре свежих детективных сериала: муж-серийный убийца и сыщик в монастыре
Для тех, кто хочет пощекотать нервы и попутешествовать во времениУбийства после восстания декабристов в гнетущей атмосфере ледяного Петербурга и труп, который обнаруживают в один и тот же день в прошлом и будущем – в подборке «Ведомости. Города» представлены захватывающие детективы, где смешиваются мотивы и эпохи. Действие в них происходит в столице Российской империи, в Лондоне XIX, XX и XXI вв., в тихом английском пригороде и на французском Лазурном Берегу 1960-х гг.
«Цербер»
Санкт-Петербург XIX в.
Санкт-Петербург, 1826 г. Нева скована льдами, а город – ужасом. Император Николай I подавил восстание декабристов, и отряды полиции разыскивают бунтарей, охотно принимая помощь информаторов. Кто-то решает наказать доносчиков, убивая их одного за другим и оставляя у трупов отрывки из стихотворения А. С. Пушкина «Андрей Шенье», где рассказывается о судьбе казненного во времена Французской революции поэта. Расследует это дело следователь Лавр Петрович, но вскоре в игру вступает и дворянин Александр Бошняк. Бошняк и сам информатор, а значит, может стать следующей жертвой.
Режиссера Владимира Щеголькова после снятой им в 2021 г. для онлайн-кинотеатра ivi криминальной комедии «Везет» можно назвать умелым стилизатором, работающим с абсурдом в духе братьев Коэн и их фильма «Фарго». «Цербер», выходящий в онлайн-кинотеатре Premier, – проект северный, атмосферный, с готической тональностью в духе рассказов Эдгара Аллана По или французского исторического триллера «Братство волка» (2001) режиссера Кристофа Гана. Инфернального и жуткого следователя Лавра Петровича играет актер Тимофей Трибунцев, запомнившийся в фильмах «Монах и бес» и «Легенда о Коловрате». Правда, под тонной грима его невозможно сразу узнать. Романтический герой Бошняк суров и статен (его играет звезда фильма «Гром: трудное детство» Сергей Марин). Польская авантюристка Каролина Собаньская (Вера Колесникова), как настоящая роковая женщина, кружит голову Бошняку, параллельно проживая с графом Иваном Виттом (Евгений Цыганов).
Хотя практически у всех персонажей есть реально существующие прототипы, герои показаны карикатурно. История восстания и следование точным фактам не так важны режиссеру – важнее поддержание атмосферы холодного Петербурга, города-тюрьмы, в котором что убийца, что его преследователи задушены дворами-колодцами. Знакомят зрителей с убийцей довольно рано для детективного сюжета, в конце первого эпизода четырехсерийного проекта. Но главную интригу – кому выгодны убийства, кто прикрывает эти зверства, – выдерживают до конца.
«Тела» (Bodies)
Лондон между прошлым и будущим
В 2023 г. сержант полиции Лондона Шахара Хасан находит в одном из переулков района Уайтчепел тело убитого мужчины с пулей в глазу. В 1941 г. сержант Уайтмен видит в том же закоулке точно такой же труп. Те же ранения видит у жертвы и инспектор Хиллингхед в 1890 г. Наконец, в далеком 2053 году детектив Мэйплвуд также находит подобное тело – и даже знает, кому оно принадлежит.
Поначалу сюжетная конструкция сериала «Тела» кажется донельзя запутанной, но после чехарды со множеством трупов шоу ладно раскладывается на несколько важных линий.
У каждого временного периода свой герой и своя атмосфера британской столицы. Лондон инспектора Хиллингхеда (его играет звезда сериала «Андор» Кайл Соллер) – город конца XIX в., с чинными господами и дамами и спрятанными за закрытыми дверями секретами. Город сержанта Уайтмена (Джейкоб Форчун-Ллойд из «Хода королевы») – эпицентр разрушений и шпионских страстей в разгар Второй мировой. Будни нашей современницы Шахары Хасан (Амака Окафор из сериала «Ночные вызовы») переполнены бытовыми мелочами и бюрократическими проволочками. Лондон будущего насквозь автоматизирован и тоталитарен. В нем расследование ведет инспектор Мэйплвуд, которую играет израильская актриса, звезда сериала «Неортодоксальная» Шира Хаас.
Действие «Тел» неторопливо перемещается между разными эпохами и жанрами: зрители смогут насладиться костюмным историческим кино, шпионским ретродетективом, современным процедуралом и антиутопией. Сериал не уходит далеко от сюжетных клише, но здесь они вместо раздражения вызывают скорее умиление узнавания. Героев предают соседи и коллеги, самым опасным убийцей оказывается милая на первый взгляд старушка, а все проблемы у главного злодея идут из детства.
«Жена серийного убийцы» (The Serial Killer’s Wife)
Настоящее английского пригорода
Жизнь британского городка потрясает публичный арест местного доктора, прекрасного семьянина Тома. Его обвиняют в убийстве девушки, его ассистентки. Кроме того, полиция пытается доказать причастность Тома к другим убийствам женщин. Жена героя Бет уверена, что супруг невиновен. Но, решив поделиться своими переживаниями с его лучшим другом Адамом, она начинает понимать, что совсем не знает своего «идеального мужа».
Обманчиво прямолинейное название сериала заставляет подумать, что это расследование наоборот: серийный убийца обозначен с самого начала, это муж, и теперь зрителям покажут, как же все происходило и почему. Но «Жена серийного убийцы» больше фокусируется не на личности убийцы, а на потере доверия в браке, где у каждого свои секреты и своя выгода. Бет поражает не столько обвинение Тома, сколько тот факт, что он ей лгал. Единожды усомнившись в муже, она перестает ему верить совсем. Поджидающий в середине повествования неожиданный поворот покажет, что ради своей правды Бет готова на многое, а предугадать ее следующий поступок почти невозможно.
Игры разума, в которые играет Бет, – кто прав и кому доверять – на экране воплощает актриса Аннабель Шоли, ее супруга играет звезда фильма «Спенсер» Джек Фартинг, а друга семьи Адама – Люк Тредэвэй («Предатели»). Психологический накал страстей в этом треугольнике – заслуга не только актеров, но и первоисточника сериала, одноименной книги британки Элис Хантер. Перед тем как заняться литературой, Хантер изучала психологию и работала в программе реабилитации опасных заключенных, так что о природе зла и мотивах, что толкают на преступления, знает не понаслышке.
«Месье Спейд» (Monsieur Spade)
Лазурный Берег 1960-х гг.
Придуманный американским писателем Дэшилом Хэмметом частный детектив Сэм Спейд – стильный и флегматичный, носящий тренч и шляпу-федору, – стал известен благодаря голливудскому актеру Хэмфри Богарту. Он сыграл Сэма в экранизации первого романа Хэммета «Мальтийский сокол» в 1941 г. Позже про похождения героя выходили театральные постановки, кинокартины, радиопередачи и даже комиксы.
Принять эстафету теперь решили и создатели сериала «Месье Спейд», которые придумали совершенно новый сюжет. По их версии, в 1963 г. 60-летний детектив решает покинуть Америку и провести заслуженную пенсию во французском городке недалеко от Лазурного Берега. Но покой ему лишь снится: загадочным образом погибают сразу шесть монахинь. Спейд, конечно, берется за дело, пока не подозревая, что на пути к правде ему придется столкнуться с французской разведкой, ЦРУ и даже Ватиканом.
Несмотря на обилие экранизаций, именно на телевидении популярный персонаж появится впервые – благодаря режиссеру Скотту Фрэнку (работал над сериалом «Ход королевы») и сценаристу Тому Фонтане («Город на холме»). Главная роль досталась звезде фильма «Дитя человеческое» Клайву Оуэну, а его подругу по имени Габриэлла сыграла Кьяра Мастроянни.