Тасманийские дьяволы, свингующий Лондон, адский Манхэттен: 6 хорроров на все времена
Накануне Хэллоуина стоит пересмотреть будоражащие кровь фильмы ужасов, которые уже вошли или еще войдут в историю кинематографа«Ребенок Розмари», Роман Полански
Молодая бездетная пара Гай (Джон Кассаветес) и Розмари Вудхаус (Миа Фэрроу) переезжают на Манхэттен в большой викторианский дом, игнорируя предупреждение друга, что особняк имеет темное прошлое, связанное с колдовством. Гай – актер и дела у него идут не очень, однако вскоре он получает хорошую роль (актер, который должен был играть ее, внезапно ослеп). Предвкушая большой гонорар, Гай и Розмари собираются завести ребенка. Они знакомятся с соседями – Кастеветами, пожилой парой, которая начинает бесцеремонно вторгаться в их жизнь. В ночь, когда Вудхаусы планируют зачать ребенка, Розмари теряет сознание из-за шоколадного мусса, приготовленного соседями. Но Гая это не смущает, и он занимается с ней сексом, пока она спит.
Такова завязка первого фильма Романа Полански, снятого в Голливуде в 1968 году и уверенно лидирующего в списках величайших хорроров и по сей день. Картина является адаптацией одноименного романа Айры Левина, и Полански очень аккуратно перенес сюжет на экран (говорят, режиссер просто не знал, что в первоисточнике можно что-то переписывать). Фильм, затрагивающий темы паранойи, освобождения женщин, католицизма и оккультизма, получил признание кинокритиков и был удостоен ряда кинопремий, включая номинации на «Золотой Глобус» и «Оскар».
«Кэрри», Брайан де Пальма
Кэрри (Сисси Спейсек) – девочка-подросток, которой живется несладко. В школе ее буллят сверстницы, дома же наседает правоверная католичка-мать. Изменить положение девушки может выпускной бал, на который она очень хочет пойти. Хотя мать и не в восторге от этой идеи, Кэрри все равно идет на выпускной в сопровождении одноклассника Томми. Но там над ней решают подшутить соперницы и выливают ведро свиной крови на голову в момент, когда Кэрри награждают как королеву бала. У девушки включается ее врожденная способность к телекинезу, и она начинает яростно мстить обидчикам.
Основанный на первом опубликованном романе Стивена Кинга в 1974 году, фильм Де Пальмы катапультировал визионера-режиссера в массовое сознание. Картина имеет мастерскую постановку и является настоящей образной мелодрамой. Это также первая крупная экранизация Стивена Кинга в Голливуде. В фильме молодые хулиганки столь цинично провоцируют вспышки насилия, что когда Кэрри мстит им, это кажется почти полностью оправданным финалом.
«Солнцестояние», Ари Астер
У студентки Дэнни (Флоренс Пью) родители и сестра покончили жизнь самоубийством. Находясь в глубокой депрессии, Дэнни пытается найти поддержку у своего парня Кристиана (Джек Рэйнор). Однако тот готов разорвать отношения, но остается с ней из чувства долга. Летом Кристиан с друзьями отправляется в Швецию на празднование солнцестояния, которое проходит в странной замкнутой общине. Кристиан берет Дэнни с собой. Вначале группа друзей принимает грибы, после которых у Дэнни начинаются галлюцинации, а затем они и вовсе присутствуют на ритуальном самоубийстве двух старейшин, которые сбрасываются со скалы. Чем дальше – тем обстоятельства пребывания в этой общине сектантов становятся все опаснее.
Второй фильм режиссера Ари Астера не страдает чрезмерными амбициями, однако и доказывает, что он в жанре уже не новичок. «Солнцестояние» сочетает в себе животрепещущий страх и одновременно дерзкую комичность. Суровая скандинавская атмосфера цитирует некоторые моменты из «Песен со второго этажа» Роя Андерссона (2000) и «Дней гнева» Карла Теодора Дрейера (1943). Но более всего этот диковинный фильм ужасов похож на британский фолк-хоррор «Плетеный человек» (1973) Робина Харди.
«Соловей»
Клэр, молодая ирландская каторжница, обладает прекрасным голосом, но находится в рабстве у жестокого лейтенанта Хокинса. После того как Хокинс насилует ее и убивает ее мужа и ребенка, Клэр начинает преследовать его, чтобы отомстить. Путь британского офицера пролегает через пустыню Тасмании. Клэр прибегает к услугам следопыта аборигена Билли, который также травмирован белыми людьми.
Режиссер Дженнифер Кент переизобретает жанр хоррора, наполняя фильм пугающими реалистичными сценами убийств и издевательств над коренными тасманцами. Поистине, колониализм – самая жестокая вещь, которую придумало человечество. И если Джордан Пил в своем хорроре «Прочь» задумывался о сущности того, каково это быть черным среди белых людей, то Кент развивает эту мысль, распространяя ее на всех поверженных и угнетенных. «Соловей» также является первым полнометражным фильмом, в котором используется палава-канни, диалект, восстановленный из почти исчезнувших коренных тасманийских языков.
«Сияние», Стэнли Кубрик
Писатель Джек приезжает в безлюдную заснеженную гостиницу, в которой случилось тройное убийство, чтобы поработать в тишине. Вместе с ним в здание заселяются его жена Венди и их ребенок Дэнни, у которого есть вымышленный друг, предсказывающий будущее. Именно он предостерегает мальчика от поездки в отель, показывая галлюцинации в виде хлещущих потоков крови. Одной кровью дело не ограничилось: Джек Николсон, сыгравший главную роль, в ходе съемок сломал топором около 60 дверей, а актрису Шелли Дювалл Кубрик регулярно доводил до истерики, добиваясь от нее правдивой игры.
«Сияние» – выдающийся хоррор и источник вдохновения для многих современных режиссеров, кладезь киноцитат и даже мемов. Картину до сих пор разбирают по кадрам, а отель «Оверлук» стал чуть ли не именем нарицательным.
«Прошлой ночью в Сохо», Эдгар Райт
Юная скромница Элоиза (Томасин МакКензи) хочет стать дизайнером. Она переезжает в Лондон и снимает квартиру в Сохо у милой старушки. Все хорошо, но есть одна странность. В этой квартире девушке снятся сны, которые рассказывают об одном происшествии, случившемся в 1960-е. Центральной героиней этих видений становится молодая певица Сэнди (Аня Тейлор-Джой), которой помогает продвинуться на лондонскую сцену Джек (Мэтт Смит). Но Джек оказывается негодяем и сутенером, а потом убивает Сэнди. Взволнованная привидевшейся историей, Элоиза обращается в полицию, где ей никто не верит.
Эдгар Райт, и до этого снимавший миксы хорроров и комедий («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые»), на этот раз решил удивить всех историей про свингующий Лондон и те скелеты, которые спрятаны в шкафах ночных клубов в Сохо. Получилось и страшно, и смешно – как раз, чтобы встретить Хэллоуин. В роли пугающих триггеров – настоящий кошмар дизайнера – зеркальные стены и полчища манекенов.