Какие арт-проекты помогут объединить жителей мегаполисов
О трендах современного искусства — и как с их помощью найти общее между горожанамиРоссийские города изменились: стали более комфортными для жизни. Это касается не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и регионов — например, масштабное благоустройство Нижнего Новгорода к 800-летию в 2021 г. Но городам по-прежнему не хватает эмоций, это функция современного искусства: создать безопасное для жителей пространство и снизить токсичность мегаполиса. Главное при этом — соответствовать времени и запросам жителей.
Искусство на местах
Самый оптимальный выход для художников — находить точки опоры на местах. Сейчас развивается тренд на локальные связи, которые объединяют людей в основном по месту работы или проживания. К примеру, public-арт проект «Вместе» сплотил около 60 жителей дачного поселка Григорчиково Московской области. В период самоизоляции каждый из них рисовал дома свой сюжет на холстах в виде пазлов. В дальнейшем художник из них сложил арт-панно, полотном для которого стал забор в поселке. В итоге получилось ограждение в виде большого пазла длиной 14 м, которое не разделяет, а, наоборот, объединяет людей разных поколений и знакомит соседей с эмоциями и переживаниями друг друга.
Еще один способ создания локальных связей в мегаполисах — делать районы, удаленные от центра, местом притяжения. Например, в рамках проекта «Великое искусство рядом» в галерее «Беляево» на юго-западе Москвы с октября 2022 г. по январь 2023-го проходила выставка работ Марка Шагала. Сам проект продолжает развивать свою идею доступности искусства и близости к жителям разных районов. Одно из последних событий — тематическая программа ко Дню космонавтики, которая проходила в том числе в галерее «Солнцево» за МКАД.
Тенденция к децентрализации с каждым годом укрепляется: искусство не только выходит за пределы центра в спальные районы, но и современных художников из крупных городов зовут в малые. Символом этого процесса являются арт-резиденции: сегодня их более 20 по всей России, и они объединяют художников со всей страны вокруг идеи развития культурной идентичности конкретного города. Одна из последних арт-резиденций открылась в Туле под названием «Культурный код города». Тема посвящена состоянию человека, который не может сопротивляться непредвиденным трудностям, а также поиску защитных механизмов в новых реалиях. По итогам арт-резиденции в кластере «Октава» проходила выставка 14 художников из Тулы, Казани, Воронежа, Санкт-Петербурга, Томска, Краснодара и Москвы. Например, в инсталляции «Magnemite, я вызываю тебя!» совмещены настоящие части станков, произведенных в Туле, и небольшие скульптуры покемонов в форме шестеренок и магнитов. Эта работа — попытка соединить современность в виде виртуального мира как способа побега от реальности и историческое наследие Тулы как одного из древнейших индустриальных городов России.
Роль зрителя
Задача современного художника — органично вписывать арт-объект в ту среду, в которой он находится. Это свойство называется сайт-специфичность. Например, в ноябре 2022 г. в тверском технопарке состоялась презентация трехэтажной инсталляции «Лестница вверх». Художник предложил сделать арт-объект в форме кроссворда, а словами его наполняли сотрудники местного завода. В опросе участвовали триста человек, в итоге отобрали 12 слов, среди которых решимость, честность и надежность. Проект также является примером искусства участия (партиципаторности), когда художник вовлекает зрителя в процесс реализации.
Еще один яркий пример — Уральская индустриальная биеннале. Проект открылся в 2010 г. и за шесть сезонов изменил не только среду Екатеринбурга, но и в целом представление об историческом наследии промышленного региона. По задумке создателей главные выставки каждой биеннале размещаются на территории памятников индустриальной культуры. В разные годы площадками были действующие заводы («Уралмаш», Мукомольный комбинат, Приборостроительный завод), оборонное предприятие, Главпочтамт, Уральский оптико-механический завод, здание бывшего кинотеатра «Салют», Екатеринбургский государственный цирк. На сегодня Уральская индустриальная биеннале — главная выставка современного искусства за пределами Москвы. Ее успех в том, что проект изначально ориентирован на среду, в которой создается, и учитывает эмоции зрителей при посещении.
Культурное наследие и настоящее
Тренд, который появился в 2014 г., а в 2022-2023 гг. вышел на пиковую фазу, — поиск идентичности и ориентиров, на которые сейчас можно опереться в русском искусстве. Один из вариантов, который ярко прослеживается, — опора на авангард и конструктивизм как революционное искусство 20-30-х гг. XX в.
Например, в середине 2021 г. презентовали проект «Бульвара Родченко» в жилом культурно-образовательном кластере Russian Design District в Новой Москве. Летом 2022 г. на карте столицы в этом районе появилась новая улица — Дизайнерский бульвар. По проекту бульвар станет музеем под открытым небом, где в 2023 г. воссоздадут трехмерные копии работ русского и советского художника-авангардиста Александра Родченко. Это один из примеров, как современное искусство влияет на формирование комфортной среды для жизни.
Одновременно с поиском того, на что можем опереться, художники задаются вопросом «как на этой опоре построить современность?». Скопировать прошлое один в один не получится, так как мы живем в другом временном контексте. Сейчас все ищут ту точку, которая свяжет русское наследие с нашим настоящим.
Успешной попыткой «посадить» историю на современную почву является открытие в ноябре 2022 г. московского центра «Зотов» в здании бывшего хлебозавода № 5 им. Зотова, построенного в 1931 г. Это первая в России площадка, полностью посвященная наследию конструктивизма, главной идеей которого было создание «нового человека» с помощью среды. На четырех этажах разместились выставочные пространства, залы, кинотеатр и лекторий. Проект ставит перед собой цель — найти новые общие смыслы и побуждать к созданию авангардных идей, чтобы построить будущее.
Таким образом, проекты с упором на локальные связи, ориентация художников на среду и искусство соучастия, культурные центры, которые учитывают контекст и вызовы времени, — это те опорные точки, которые помогут сегодня объединить жителей мегаполисов.