От реставрации до грантов: как поддерживают театры в Москве
Столичные спектакли ежегодно посещает около 5 млн зрителейВ разных странах мира театры остаются лицом национальной культуры, ее живым воплощением. Будь то нью-йоркский Бродвей или лондонский Вест-Энд – всюду ощущается свой колорит, на каждой из сцен – своя школа. Москва не исключение. Здесь расположены главные символы русской культуры – Большой театр, «Ленком», МХТ им. А. П. Чехова и др.
В столице сегодня работают 67 театров, подведомственных городским властям. Они принимают зрителей на 100 разных площадках. Всего же в городе несколько сотен различных театров и студий, в репертуаре которых представлены оперы и балеты, мюзиклы, драматические и кукольные спектакли, экспериментальные постановки.
Ежегодно выходят более 300 премьерных спектаклей, которые посещают порядка 5 млн зрителей, свидетельствуют данные департамента культуры Москвы.
Как меняются театры
За 10 лет в Москве были отреставрированы десятки площадок. В октябре прошлого года завершилась реконструкция Театра эстрады, отремонтировали театры «Практика» и «Шалом», Театр им. А. С. Пушкина.
«Сейчас работы идут в Центре театра и кино на Поварской и в Хоре солистов. В здании на Поварской оборудуют большую сцену со зрительным залом почти на 600 мест, малую сцену, ресторан и кинозал. Мастера возрождают исторические детали уникального здания, в том числе выход на улицу по западному фасаду», – рассказал в конце апреля мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге.
Цель каждой реставрации – вернуть исторический облик зданию. Для этого используются современные материалы и уже отработанные профессионалами технологии. Например, на первых этапах реставрации фасада стены предварительно обрабатываются, потом покрываются штукатуркой.
«Восстанавливаем лепной декор, облицовку. С отдельными элементами, которые требуют полного или частичного восстановления, работают в мастерских», – рассказал «Ведомости. Городу» представитель департамента культуры Москвы. Он добавил, что восстанавливать декор помогают архивные фотографии и схемы.
В ведомстве добавили, что во время реставрационных работ может быть обнаружена ранее утраченная живопись, которая была скрыта слоями краски и шпаклевки. В таких случаях изображения тоже реставрируются. Во время обновления Московского государственного театра эстрады в 2023 г. на куполе здания был обнаружен орнамент в виде цветов в ромбах, он был выполнен в стиле сталинского ампира. «Орнамент мы обнаружили случайно, во время расчистки старого штукатурного слоя, и очень удивились: информации о росписи нигде не было. Согласовали находку в департаменте культурного наследия и приступили к восстановлению потолка», – рассказывал порталу mos.ru архитектор Константин Костюхин.
Во время ремонтных работ переоснащается и театральная сцена. Как объяснили «Ведомости. Городу» в департаменте культуры, процесс включает в себя обновление мультимедийного комплекса, систем постановочного освещения, озвучивания и звукоусиления, а также механического оборудования сцены.
«Все это делается специалистами с учетом особенностей сцены, концепции театрального пространства. В Театре Романа Виктюка, где на сцене вместе с актерами всегда «выступает» винтовая лестница знаменитого архитектора Константина Мельникова», – добавил представитель департамента.
Новое руководство театров
Сегодня перед театрами стоит непростая задача – оставаться самобытными, сохранять свою многовековую историю и в то же самое время привносить новое в искусство. Драйверами развития служат в том числе обновления в руководстве. Недавно руководителем Московского академического театра сатиры стал Евгений Герасимов, директором «Современника» – Владимир Машков, а Театр Романа Виктюка возглавил Константин Богомолов. При этом все трое сохранят текущие должности художественных руководителей: Машков – в Московском театре Олега Табакова, Герасимов – в Театре на Малой Ордынке, а Богомолов – в Театре на Малой Бронной.
Такое совмещение – распространенная практика. Тот же «Современник» неразрывно связан с «Табакеркой» именем одного из основателей – Олега Табакова. Машков его преемник. Он возглавил «Табакерку» после смерти своего учителя.
Назначение Герасимова в Театр сатиры тоже нельзя назвать случайностью. Театр сатиры был первым театром, куда его пригласили после окончания Щукинского училища. К тому же у Герасимова уже есть успешный опыт художественного руководства в Театре на Ордынке. Он смог выстроить сотрудничество с именитыми актерами – Анной Большовой, Андреем Мироновым-Удаловым, Иваном Стебуновым, Ольгой Ломоносовой и пригласить талантливых режиссеров – Антона Непомнящего, Глеба Черепанова и др.
Помимо переназначений произошли и другие перемены в театральной жизни столицы. Например, сцену бывшего Центра им. Всеволода Мейерхольда на Новослободской присоединили к Московскому еврейскому театру «Шалом». А Московский театр кукол объединили с Московским открытым театром кукол, перешедшим под управление столицы в начале этого года.
Теперь «Шалом» станет доступнее для москвичей и гостей города. В отличие от большинства столичных театров его единственная сцена была расположена в отдалении от центра – неподалеку от ст. м. «Варшавская». Новая сцена находится рядом со ст. м. «Новослободская», вблизи Садового кольца.
Московский открытый театр кукол долгие годы работал и принимал зрителей почти в самом центре Москвы, в Таганском районе, но при этом находился в ведении министерства культуры Московской области. Его передача в начале года в ведение города Москвы, как считают в департаменте культуры, позволила упростить процесс управления театром, который был осложнен в том числе территориальной обособленностью. «Принятые решения позволят более эффективно управлять театрами и объединять ресурсы разных площадок и творческих коллективов для обновления и расширения репертуара, улучшения показателей работы», – подчеркнул в начале июня министр правительства Москвы, руководитель столичного департамента культуры Алексей Фурсин в комментариях порталу mos.ru.
Как город поддерживает театры
Развитие московских театров обеспечивают во многом специальные городские проекты и меры поддержки. Одна из них – конкурс грантов для режиссеров-постановщиков и театральных коллективов «Открытая сцена». Этот проект был запущен в 2012 г. Победители конкурса получают гранты в размере 800 000 руб. на постановку спектаклей и работу с музыкальными проектами и программами. За время проведения конкурса обладателями грантов стали художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович, художественный руководитель театра «Центр драматургии и режиссуры» Владимир Панков, художественный руководитель Электротеатра «Станиславский» Борис Юхананов и др. Поддержку проекта получали вокальный ансамбль Intrada, молодой независимый театр «Мастерская Брусникина», международный музыкальный фестиваль ArsLonga, Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова.
«На данный момент прорабатывается вопрос об увеличении суммы грантовой поддержки», – рассказал «Ведомости. Городу» представитель столичного департамента культуры. По его словам, вектор поддержки будет смещаться в сторону негосударственных театральных коллективов и молодых специалистов, вчерашних выпускников творческих вузов.
Особое внимание уделяется интеграции театров в деятельность столичных театральных фестивалей – в частности, в фестиваль-конкурс «Биеннале театрального искусства – Уроки режиссуры».
«Департамент окажет информационную и инфраструктурную поддержку фестивалю, а также возьмет на себя одну из номинаций», – подчеркнул собеседник «Ведомости. Города». Среди других инициатив – продолжение и расширение уличных театральных программ. В частности, участие театров в проекте «Лето в Москве» и развитие новых форматов знакомства с театральным творчеством.