Скажи танцем. Каким получился спектакль «Арбенин. Маскарад без слов»
Театр Сатиры выпустил спектакль для эпохи, когда все сказанное может быть использовано против тебяСоздатели спектакля «Арбенин. Маскарад без слов» подчеркивают, что их постановка – начало новой сатиры. Новой, потому что с октября 2021 г. художественным руководителем театра стал режиссер Сергей Газаров, а в декабре коллектив пополнился сотрудниками театра «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна». И вот – первая работа объединенной труппы. Это история о петербургском великосветском обществе 1830-х гг., в центре повествования – Евгений Арбенин, дворянин, который совершает убийство жены, будучи ослепленным самолюбием и ревностью.
Режиссер-постановщик Сергей Землянский решил пересказать «Маскарад» Лермонтова не словами, а с помощью пластики и выразительности актерского тела. Такой формат он практикует уже больше десятка лет, став ярким представителем жанра worldless drama (постановка без слов с элементами хореографии, основанной на выразительных движениях артистов и авторской музыке). Либретто (текст музыкально-сценического произведения, например оперы, балета, оперетты) к постановке написано сразу по нескольким редакциям знаменитой пьесы, поэтому посетителям лучше ее перечитать, а не полагаться на свои школьные знания литературы. Иначе уже через несколько сцен зритель будет задаваться вопросом: «Кто все эти люди?»
У Землянского два Арбенина: одного играет звезда Театра сатиры Максим Аверин, а второго, на семь лет моложе (так в либретто), – 24-летний артист «Прогресс Сцены Армена Джигарханяна» Артемий Соколов-Савостьянов. Такой же фокус проделан и с баронессой Штраль – эти роли в очередь исполняют Любовь Козий, Зоя Бербер и Кристина Исайкина, Валерия Моисеева. Образ Нины в разных составах воплощают Моряна Анттонен-Шестакова и Майя Горбань. Дальше – князь Звездич, Казарин, Шприх, Неизвестный, все – актеры из обеих трупп. Это исчерпывающий список персонажей, у которых есть собственные лица. В прямом смысле, потому что еще дюжина артистов – лишь маски на балу.
Всерьез рассуждать о хореографии и уж тем более о драматической игре в постановках Землянского невозможно – он умеет сделать из простого красивое. Все решает выносливость и харизма артиста. С этим в новой «Сатире» проблем нет – достаточно посмотреть на разношерстный репертуар обеих сцен, и станет понятно, что труппа готова освоить любой формат. Даже Аверин, покрываясь испариной в своем красном пальто, нет-нет да и одаривает фирменной улыбкой. «Это как брызги шампанского», – вздыхают поклонницы Максима после спектакля и идут покупать билет на следующий показ.
По форме «Арбенин. Маскарад без слов» – чистое варьете, только без обнаженных тел. Декорации Максима Обрезкова черные, глянцевые с яркими светодиодами. Если в таких записывать видео для тиктока, то точно залетишь в «рек». Еще в них можно снимать какое-нибудь шоу для ТНТ. Под стать и костюмы Обрезкова все в той же темной гамме. Акценты только на Арбенине (красный), Нине (белый), баронессе Штраль (зеленый). А главная визуальная фишка – маски в виде огромных кукольных голов. Так художник подчеркивает нехитрую мысль, что судьба играет нами, как куклами. А чтобы эта метафора точно считалась зрителями, композитор Павел Акимкин вплел в музыкальную канву спектакля детский голос.
Работа Акимкина заслуживает отдельного упоминания. Его музыка много раз спасала скучные постановки, добавляя в действо стиля, иронии, ритма. Так что чуткий к режиссерскому замыслу Акимкин стал для Землянского идеальным соавтором. А бодрое сочетание неоклассики с электронной попсой превратило пластический спектакль в яркое шоу. Отсюда и овации на поклонах как поп-звездам.
Кого-то это, конечно, покоробит. Но можно ли сегодня поставить лермонтовский «Маскарад», как он есть, со всеми его мелодраматическими ходами: карточная игра, обвинения в шулерстве, дуэли, великолепие светской жизни, подозрения в измене, интриги и отравление? Разве что в качестве запоздалой сатиры на «Содержанок» Богомолова. Сергей Газаров для своей труппы ищет другие пути, прощупывая зыбкую почву юмора. Как пошутить, чтобы никого не обидеть? Как оправдать слово «академический» в названии театра? Пока вектор задан бессловесным, но очень громким «Арбениным». А Сергей Землянский назначен главным хореографом Театра Сатиры.