Читайте также
Корпоративная благотворительность: кому предпочитают помогать компании
Трудности, с которыми сталкиваются волонтеры на пути к доброму делу
«Учись, ни на кого не смотри». Успешные истории выпускников детских домов, поступивших в московские вузы

Ответственное пожертвование: как проверить просьбы о помощи и не отправить деньги мошенникам

Прежде чем помогать: пошаговая верификация благотворительного фонда

Согласно последним данным «Мирового индекса благотворительности», Россия поднялась за год с 117-го на 67-е место. Вероятно, это эффект солидарности на фоне пандемии, но даже невооруженным глазом видно, как растет количество предложений поучаствовать в благотворительности. Как и в любых финансовых вопросах, здесь есть нюансы, требующие разъяснений. 

Первым делом – о сборах на улицах и в транспорте. Более двухсот ведущих благотворительных организаций России подписали декларацию, что не собирают наличные средства таким образом. Принимать наличные они условились только на организованных мероприятиях и только в специальные боксы для сбора средств. Также они согласовали, что не ведут сборы на нужды организаций через личные банковские карточки и электронные кошельки физических лиц, своих сотрудников или волонтеров – все поступления исключительно через официальный расчетный счет.

Изучение организации предлагаю начинать с ее сайта. С общего обзора главной страницы и информации «О нас». Чем занимается, кому помогает и в каких направлениях. В чем видит свою миссию, цель и основные задачи. Какие результаты определяет как ключевые и что выносит «на первый план». Есть ли контактная информация. Для начала достаточно быстрого серфинга, с просмотром пары-тройки новостей, чтобы сориентироваться, насколько это информационно живая структура.

При этом современному дизайну я бы большого значения не придавал – организации не спешат вкладывать деньги в постоянное обновление веб-страниц, фокусируя свои расходы на основной деятельности. Старенький сайт скорее говорит о приоритетах организации в коммуникациях, чем о качестве их непосредственной работы с теми, кому они помогают.   

Стоит насторожиться, если вся информация носит избыточно эмоциональный окрас, авторы всячески играют на вашей жалости, подача навязчива и вызывает чувство откровенной манипуляции. Это любимые средства мошенников. 

В век фото- и видеоконтента мы ждем максимальной визуализации новостей, но здесь есть этические ограничения. Не все организации считают возможным делать публичными детали жизни тех, с кем работают, уважая их достоинство. Я бы с пониманием относился к тому, что вы можете не видеть лиц, фамилий и каких-то подробностей.

После общего осмотра направляйтесь в раздел «Документы». Как минимум в нем должен располагаться устав организации. Данные можно перепроверить на сайте Минюста. Для нас важно совпадение описанной в уставе деятельности и той, которая осуществляется на деле. Также принято выкладывать Свидетельство о государственной регистрации организации, Свидетельство о постановке на налоговый учет, Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ и банковские реквизиты.

В этом разделе или в «подвале» сайта обычно располагаются «Политика обработки персональных данных» и «Публичная оферта о добровольном пожертвовании». В последней описан порядок сбора и расходования пожертвований, поступающих на расчетный счет. Если это значимо для вас, ознакомьтесь, тут может содержаться множество любопытных нюансов. 

Далее найдите раздел «Отчеты». Здесь обязательно должны присутствовать ежегодные отчеты для Минюста и, в зависимости от юридической формы, отчеты о проведенном аудите. Но они не очень информативны, к сожалению.

Хорошо, если в разделе будут публичные годовые отчеты, содержащие развернутую информацию о результатах деятельности. В них раскрывается информация о стратегии организации, ключевых проектах, социальных результатах и эффектах, приводятся факты и цифры, обязательно – анализ финансовых потоков.

Встречаются и ежемесячные, ежеквартальные отчеты. Часть коллег для удобства ведет регулярно обновляемые таблицы поступлений. При желании вы всегда можете позвонить или в написать в организацию, чтобы уточнить нужную информацию.

После исследуйте состав команды, учредителей и попечителей. При наличии посетите аккаунты первых лиц в социальных сетях. За дополнительной информацией обязательно обратитесь к материалам в СМИ, статьям, видео, в которых рассказывается об организации и ее руководителе.

Следующий шаг – на официальные профили в социальных сетях самой организации. Если коллеги решили на это много ресурсов не выделять, то можете встретить посредственную и скучную ленту. Правильно ли это – на ваше усмотрение. Правда, стоит задуматься, когда у организации 5000-6000 подписчиков, а лайков под постами – один-два и нет живых комментариев.

В решении доверять или нет также помогут платформы, которые уже провели свои проверки: «Благо.ру», «Добро Mail.ru», «СберВместе», Фонд «Нужна помощь», Фонд президентских грантов. Отсутствие на этих сайтах информации об организации не есть минус. А вот присутствие – плюс.

Хороший сигнал – наличие отчетов об исследованиях или оценке деятельности, с данными о наступивших социальных изменениях, мнениями благополучателей и экспертов, статистической информацией, подтверждающей результаты. 

Разобраться помогут рекомендации коллег, сотрудников, друзей и близких. Также можно договориться о встрече с представителем организации или посетить их офис, чтобы увидеть всё своими глазами.

Сколько потратить времени на верификацию, решать вам. За старания бонусом к эффективности помощи – уверенность, что не помогли проходимцам, и надежда на то, что мы по-настоящему меняем мир к лучшему.

Помогайте ответственно и спите спокойно.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Самое популярное
Свободное время
Дай лыжню! В Москве подготовят 35 трасс с искусственным снегом
Там обустроят раздевалки, пункты проката и горячего питания
Наш город
Отдых на воде: летом речные вокзалы Москвы перевезли более 1,5 млн пассажиров
Столица продолжит развивать экологически чистый транспорт
Наш город
Почта Деда Мороза и выставка ко Дню матери – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024