Розничные инвесторы вытащили фондовые индексы США на докризисный уровень

Акции обанкротившихся компаний подорожали на сотни процентов
Reuters
Reuters

Профессиональные инвесторы десятилетиями учили частных, что покупать акции надо не на пике рынка, когда все жадничают, а после обвала, когда все боятся. Похоже, кое-чему последние все-таки научились. Стремительное восстановление фондового рынка США после катастрофического марта во многом обеспечили именно частные инвесторы.

Нынешний кризис, вероятно, можно будет считать первым, когда частники массово скупали акции на дне и даже опережали профессиональных инвесторов, многие из которых призывали к осторожности после того, как рынок рухнул в результате остановки целых секторов экономики из-за пандемии коронавируса и карантина. После кризиса 2008 г. паевые фонды акций в США фиксировали отток средств из-за ухода розничных инвесторов значительную часть десятилетия, несмотря на рост рынка.

В этот раз свою роль сыграли технологии, которые сделали торговлю отдельными акциями более доступной (это прежде всего приложение Robinhood Markets, у которого сейчас 10 млн пользователей, в основном миллениалов), отмена комиссий за сделки (их нет у Robinhood, что заставило ведущих онлайн-брокеров США также отказаться от комиссий осенью 2019 г.), а также, возможно, режим изоляции, который подталкивал многих «поиграться» на рынке. По этой причине некоторые аналитики называют нынешние действия частников спекуляциями и ажиотажем.

Выгодные приобретения

«Многие могут назвать это безумием», но массовая скупка сильно подешевевших акций – прежде всего авиаперевозчиков, операторов морских круизов и энергетических компаний – принесла отличные результаты, отметил Джей-Джей Кинахан, главный рыночный стратег TD Ameritrade. Клиенты этой брокерской компании активно покупали акции корпораций, которые больше других должны выиграть от снятия карантина и начавшегося в мае возобновления деловой активности, показал опубликованный недавно Investor Movement Index (он отслеживает позиции клиентов TD Ameritrade). Одними из самых популярных оказались акции Norwegian Cruise Line Holdings (выросли на 116% за месяц по 8 июня, подсчитало агентство Bloomberg) и Southwest Airlines (рост на 49%).

«В последние месяцы розничные инвесторы немного опережали рынок. Они, похоже, испытывали больше оптимизма относительно разворота [рынка и экономики], чем профессиональные», – отметил Кинахан. «Чутье подсказывает нам, что в конце концов мировой фондовый рынок может упасть на 50% или более по сравнению с пиком в феврале», – писал недавно инвесторам Пол Сингер из Elliott Management.

Индекс S&P 500 вышел 8 июня в плюс за период с начала года. Правда, он еще не добрался до исторического максимума, установленного 19 февраля, зато это удалось индексу NASDAQ Composite, который подошел к отметке 10 000 пунктов. Оба индекса выросли с мартовского дна почти на 45%.

Розничный ажиотаж

На сайте Robintrack можно отслеживать активность пользователей приложения Robinhood, торгующих теми или иными акциями. 10 акций, по которым наблюдался наибольший рост числа инвесторов за месяц по 8 июня, в среднем прибавили 93%, подсчитало Bloomberg. Это в 9 раз больше, чем рост S&P 500 за аналогичный период. Помимо Norwegian Cruise Line фаворитами пользователей Robinhood были American Airlines (рост акций на 100%), Spirit Airlines (142%), Boeing (73%), еще один оператор круизов – Carnival, акции которого подорожали на 75% (на лайнере этой компании был обнаружен COVID-19, и он в марте стоял на карантине в японском порту), обанкротившаяся компания по аренде автомобилей Hertz (69%), Invesco Mortgage Capital (151%) и др.

Среднедневной оборот по этим 10 акциям вырос примерно в 20 раз по сравнению с 2019 г. При этом они оказались одними из самых пострадавших во время обвала: в период с 19 февраля по 23 марта эти 10 бумаг упали в среднем на 70% – вдвое сильнее, чем S&P 500.

Джейсон Томас, главный экономист AssetMark, сравнивает это с покупкой лотерейных билетов. «Если хочешь много заработать за короткое время, не будешь покупать акции производителя товаров массового потребления. Купишь что-то типа биотехнологической компании (и это в общем-то бинарный опцион – ставка на «да» или «нет») или выберешь то, что сильнее всего подешевело», – прокомментировал он Bloomberg.

Как ни преуменьшай действия розничных инвесторов, участвовать в ралли было правильным решением, говорит Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. «Фондовые индексы за короткое время пробили потенциальные уровни сопротивления. NASDAQ Composite на историческом максимуме, а акции наиболее пострадавших, подверженных риску банкротства компаний продемонстрировали впечатляющий рост. Решимость розничных инвесторов прокатиться на запятках кареты ФРС, в то время как институциональные отошли в сторону, – отличный пример спекулятивного задора», – считает он.

Ожившие зомби

Этот «задор» вознес акции компаний, уже объявивших о банкротстве или стоящих на его грани, на сотни процентов. И это при том, что акционеры стоят последними в очереди на активы компании. Облигации на $2,2 млрд с погашением в 2025 г. пионера сланцевого бума Chesapeake Energy, объявившего, что анализирует возможность банкротства, торгуются по 5% от номинала (по данным S&P Global Data). Но хотя их держатели будут претендовать на активы прежде акционеров, те взвинтили котировки за последнюю неделю на 437%. Только в понедельник акции Chesapeake, имеющей долги на $23 млрд, купили 9652 пользователя Robinhood, цена взлетела на 181%.

Риски в такой игре, правда, тоже высоки. Во вторник цена рухнула на 66% после сообщения Bloomberg, что компания планирует объявить о банкротстве.

Акции другого сланцевого добытчика, Whiting Petroleum, сообщившего 1 апреля, что подает заявление по главе 11 кодекса о банкротстве США (дает защиту от кредиторов, предполагает реструктуризацию бизнеса и долгов), к 9 июня подорожали на 532% (днем ранее рост вообще составлял 836%). Между тем соглашение с кредиторами предполагает, что им перейдут 97% акций Whiting, т. е. нынешние акционеры потеряют практически все. Но это не останавливает примерно 55 000 инвесторов, которые держат ее акции в Robinhood (в феврале их было менее 5000).

Даже легендарный инвестор Карл Айкан, крупнейший акционер Hertz, сдался и продал пакет ее акций с убытком более $1,5 млрд. Компания объявила о банкротстве 22 мая, после чего ее акции упали до $0,5 за штуку. Но на торгах 10 июня они стоили $2,8, а двумя днями ранее поднимались до $5,78.

На пике рынка в феврале акциями Hertz владело лишь около 1000 пользователей Robinhood. Интерес начал расти в середине марта, а 10 июня число держателей акций достигло 160 000.

«Мелкие трейдеры вовсю искушают судьбу. Становится все рискованнее участвовать в этом ралли вместе с трейдерами, которые традиционно были исключительно надежным контриндикатором», – предупредил в отчете Джейсон Гепферт, основатель Sundial Capital Research.