Как управляющие активами заманивают поколение next в инвесторы

Фонды для миллениалов зачастую обыгрывают рынок
Менеджеры управляющих компаний упорно ищут способы привлечения молодых клиентов 
Менеджеры управляющих компаний упорно ищут способы привлечения молодых клиентов  / FREDERIC BROWN / AFP

Когда Джей Джейкобс предлагал старшим коллегам из Global X, нью-йоркской компании по управлению биржевыми фондами с активами на $10,9 млрд, создать ETF из акций компаний, ориентированных на миллениалов, они только демонстративно закатывали глаза. Но 29-летний начальник отдела анализа и стратегии настаивал: это вполне обоснованная инвестиционная идея. В итоге Джейкобс убедил коллег, пишет Financial Times (FT). «Люди любят смеяться над миллениалами, но с данными не поспоришь. Старые клише вроде того, что они живут с родителями и не думают всерьез о карьере, ошибочны», – цитирует его газета.

Три года назад компания запустила Global X Millennials Thematic ETF, отслеживающий динамику индекса Indxx Millennials Thematic. В фонд, отмечает Global X, входят акции «широкого круга категорий, включая социальные медиа и развлечения, продукты и питание, одежду, здоровье и фитнес, путешествия и мобильность, образование и занятость, товары для дома, финансовые услуги». Значительные доли принадлежат компаниям из таких секторов, как связь и коммуникации, потребительские товары и услуги, включая Amazon, Starbucks и Netflix.

За последние годы Indxx Millennials заметно обогнал индекс S&P 500, особенно сильный разрыв наблюдался в 2018–2019 гг.

Миллениалами обычно считают людей, родившихся в период с начала 1980-х по 2000 г. и вступивших во взрослую жизнь в новом тысячелетии. Они выросли с интернетом, любят технологические новшества, а более старшие представители этого поколения вступают в тот период жизни, когда у них появляются средства для инвестиций. Поэтому российские и зарубежные управляющие задумываются о создании инвестиционных продуктов для миллениалов и налаживании отношений с ними. Они понимают, что скоро представители именно этого поколения будут их основными клиентами. «Сегодняшняя молодежь уже завтра сформирует капитал и озадачится вопросами инвестиций. А пройдя этот путь совместно, мы создаем долгосрочные отношения с клиентами на будущее», – объясняет инвестиционный стратег «БКС премьера» Александр Бахтин. Правда, пока миллениалы составляют малую часть клиентов индустрии управления активами, признает управляющий директор «Сбербанк управление активами» Василий Илларионов.

Во что вкладывать

Продукты для таких инвесторов, естественно, включают акции технологических компаний, но это могут быть и бумаги корпораций, специализирующихся на строительстве домов, которые будут первым жильем, и акции производителей одежды и обуви. Например, крупнейшее вложение в биржевом фонде Millennial ETF компании Principal Global Investors (PGI) – акции немецкой Adidas, сотрудничающей с Yeezy, линией одежды и кроссовок рэпера Канье Уэста.

Что касается конкретных вложений, то это могут быть как фонды, ориентированные специально на миллениалов, так и традиционные фонды, которые им больше всего по вкусу. Среди первых – фонды Global X и PGI, а также Global Millennials Equity Portfolio от Goldman Sachs Asset Management. «По мере того как миллениалы зарабатывают больше и формируют благосостояние, они становятся для нас важным клиентским сегментом», – сказала FT Кэтри Кох, содиректор по фундаментальным стратегиям на рынках акций Goldman Sachs Asset Management. Правда, у фонда Goldman достаточно высокая комиссия за управление – 1,9%, а у биржевого фонда Global X – 0,68%.

У Global X есть еще один фонд, тематически подходящий миллениалам, – Robotics & Artificial Intelligence ETF. Он ориентирован на акции компаний с быстро развивающимися и имеющими долгосрочную перспективу технологиями – например, роботизация и искусственный интеллект. Это один из крупнейших секторных биржевых фондов в мире с активами $1,58 млрд. Из-за такой специализации у него, конечно, значительно выше волатильность, чем у рынка в целом. Но в очень популярном у миллениалов американском приложении для инвестиций Robinhood у фонда почти 17 000 представителей этого поколения.

А фонд ETFMG Alternative Harvest инвестирует в компании, выращивающие и перерабатывающие каннабис: марихуана популярна у миллениалов, через Robinhood в этот фонд вкладывают почти 35 600 человек.

Invesco QQQ основан на индексе крупнейших технологических компаний NASDAQ-100; это в основном акции роста, которые интересны более молодым инвесторам в том числе потому, что у них до пенсии еще много времени, позволяющего пережить повышенную волатильность таких бумаг. Но самым популярным биржевым фондом у пользователей приложения все-таки остается традиционный фонд – Vanguard S&P 500 с 41 000 инвесторов.

Технологии на первом месте

Миллениалы предпочитают ориентироваться на компании, которые знают, товарами и услугами которых пользуются, подтверждает Илларионов. Этим управляющие объясняют их интерес к ПИФам, инвестирующим в бумаги технологических и интернет-компаний (такие есть, например, у «Сбербанк управление активами», «Атона», «БКС премьера»).

Представители этого поколения также предпочитают обслуживание онлайн, что выгодно и УК: так дешевле, отмечает Бахтин. «БКС премьер», «Сбербанк управление активами», «Система капитал», «Альфа-капитал» признаются, что активно развивают мобильные приложения для инвестирования именно в расчете на миллениалов.

Например, УК «Альфа-капитал» предложила в первую очередь таким клиентам приложение «Горизонт», где можно привязать платежную карту и отправлять сдачу с покупок на приобретение паев трех облигационных ПИФов компании. Приложение округляет сумму покупки до 100 руб. и разницу отправляет на покупку паев, объясняет представитель «Альфа-капитала». Пользователь может установить дневной лимит инвестиций, отдельных комиссий у приложения нет, добавил он.

«Система капитал» специально для миллениалов предложила мобильное приложение «МТС инвестиции», где, как обещают, можно купить все фонды управляющей компании в несколько кликов. Также в приложении есть робот-консультант, который составляет портфель под конкретного инвестора, объясняет директор по маркетингу УК Михаил Чернышев: «А поддержка взаимодействует с клиентами через чаты и мессенджеры». По его словам, доля клиентов 18–35 лет среди пользователей приложения сейчас около 60%.

«Миллениалы гораздо больше приспособлены к использованию технологий, и в их поддержке мы должны быть на переднем крае», – заявил недавно Ларри Финк, гендиректор крупнейшей управляющей компании мира BlackRock.

Разумные клиенты

Предпочтения этой группы не ограничиваются технологиями и любимыми брендами.

«Миллениалы сконцентрированы на решении новых задач: например, как сохранить Землю для будущего поколения, как сделать так, чтобы деньги работали на благо», – добавляет руководитель инвестиционного подразделения «Уралсиб – стиль жизни» Юлия Кнунянц. Среди молодых клиентов становятся популярны вложения в бумаги компаний, которые заботятся об экологичности своих производств, отмечает она. «Мы отчетливо видим их запрос на высокий уровень этичности при инвестировании. Например, ряд наших инвесторов отказываются покупать акции табачных компаний, даже учитывая их очень высокие и стабильные дивиденды», – рассказывает начальник отдела инвестиционного консультирования «Велес капитала» Виктор Шастин.

Опубликованное в июне 2018 г. исследование американского брокера Charles Schwab показало, что девять из 10 миллениалов считают именно биржевой фонд важной частью инвестпортфеля, поскольку он позволяет вкладывать в группы активов и имеет крайне низкие издержки. Треть этих инвесторов заменили прочие инвестиции на портфель, состоящий только из ETF, отмечал Charles Schwab.

У миллениалов как инвесторов есть и недостатки, отмечают управляющие. Большинство еще не достигло пика карьеры и их доходы уступают потенциальным расходам, констатирует директор по стратегическому развитию «Альфа-капитала» Вадим Логинов: «Им еще нужно тратить на образование, дом, авто, построение семьи, поэтому возможности для сбережений и инвестиций минимальны». Правда, добавляет он, будущий инвестиционный потенциал миллениалов эти соображения перекрывает, поэтому для управляющих они желанные клиенты.

Менеджеры управляющих компаний упорно ищут способы привлечения молодых клиентов